Решение по делу № 2-896/2015 ~ М-9/2015 от 15.01.2015

Дело № 2-896/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» июня 2015 года                     п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                     Яловка С.Г.,

при секретаре                                Кеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Ефимова А.А. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» в лице филиала по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков,

установил:

Ефимова А.А. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (далее кадастровая палата), в котором просила признать незаконными решения филиала кадастровой палаты от <дата> № Ф24/14-2-148624, № Ф24/14-2-148444, № Ф24/14-2-148436, № Ф24/14-2-148634 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, ссылаясь на то, что <дата> Ефимова А.А. обратилась в филиал кадастровой палаты с заявлениями о внесении изменений сведений в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) о виде разрешенного использования принадлежащих истице на праве собственности земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с существующего вида разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства на разрешенный постановлением администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> вид использования - для ведения дачного хозяйства с приложением всех необходимых документов (п. 9 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), однако вышеуказанными решениями кадастровой палаты истице было отказано во внесении в ГКН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Данные решения истица полагает необоснованными и незаконными.

Истица Ефимова А.А. в судебное заседание не явилась, в суде ее интересы на основании доверенности № <адрес>9 от <дата> представляет ФИО5

Также представитель ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причине неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили, равно как и о рассмотрении дела в их отсутствие.

С согласия представителя истицы суд рассматривает дело в порядке заочного производства.

В судебном заседании представитель истицы ФИО5 заявленные требования поддержал в полном объеме, по вышеизложенным основаниям, просил требования удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что изменение вида разрешенного использования земельных участков необходимо истице для реализации своих прав по распоряжению принадлежащими ей участками, а именно, для раздела земельных участков на несколько. Без изменения разрешенного вида использования земельного участка это сделать невозможно, поскольку действующим законодательством предусмотрена минимальная площадь земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства в размере 3 га. Ранее, в марте 2014 года, по аналогичному заявлению истицы на основании постановления администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> кадастровая палата внесла изменения в ГКН о виде разрешенного использования земельного участка истицы с кадастровым номером 24:04:0301001:241. Полагает, что кадастровая палата, отказывая истице во внесении изменении в ГКН о виде разрешенного использования остальных земельных участков истицы, вышла за рамки своих полномочий.

В ранее состоявшемся судебном заседании представитель ответчика ФИО6 (доверенность от <дата> № 02/2015) возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель в другую категорию. Поскольку акты по переводу земельных участков в другую категорию компетентным органом не принимались, то решения кадастровой палаты являются законными и полностью соответствуют действующему законодательству.

Заслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Подпункт 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ к правам собственников земельных участков на их использование относит право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственном кадастре недвижимости содержатся дополнительные (то есть не относящиеся к уникальным) сведения о земельном участке, в том числе о категории земель и о разрешенном использовании земельного участка.

Статья 22 указанного Федерального закона включает в состав необходимых для кадастрового учета документов копию документа, подтверждающего установленное в соответствии с федеральным законом разрешенное использование земельного участка. Соответственно, в эти документы должны вноситься сведения о видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом.

Часть 2 ст. 16 указанного Федерального закона устанавливает правило, что кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13–20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (сюда входит и разрешенное использование земельных участков – п. 14) осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. При этом ч. 3 ст. 16 указанного Федерального закона дополняет, что кадастровый учет в связи с изменением некоторых сведений, в том числе с изменением разрешенного использования земельного участка, осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 настоящего Федерального закона и копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного учета, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Согласно ч. 8 ст. 27 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.

В соответствии со ст. 28 от <дата> № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушании; на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков (п. 3 ч. 3 ст. 28).

Статья 4 Федерального закона от <дата> № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (в редакции, действующей на дату вынесения постановления администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> № 466) предусматривала, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве до <дата> и в других случаях не позднее чем до <дата> года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Как видно из материалов дела, Ефимова А.А. является собственником следующих земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения:

кадастровый номер 24:04:0301001:0197, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 185 000 кв.м., адрес: Россия, Красноярский край, <адрес>, 3 000 м. западнее <адрес>, часть контура пастбищ (свидетельство <адрес> от <дата> года);

кадастровый номер 24:04:0301001:0196, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадью 39 000 кв.м., адрес: Россия, Красноярский край, <адрес>, 3 000 м. западнее <адрес>, часть контура пастбищ (свидетельство <адрес> от <дата> года);

кадастровый номер 24:04:0301001:0198, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 34 100 кв.м., адрес: Россия, Красноярский край, <адрес>, 3 000 м. западнее <адрес>, часть контура пастбищ (свидетельство <адрес> от <дата> года);

кадастровый номер 24:04:0301001:341 разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 37 247 кв.м., адрес: Россия, Красноярский край, <адрес>, 3 000 м. западнее <адрес>, часть контура пастбищ (свидетельство <адрес> от <дата> года.

кадастровый номер 24:04:0301001:241 разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 78 790 кв.м., адрес: Россия, Красноярский край, <адрес>, 3 200 м. западнее <адрес>, часть контура пастбищ № 84.

<дата> в <адрес> Красноярского края по <адрес>, в помещении СДК, на основании постановления главы администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края состоялись публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Есаульский сельсовет», в том числе, вышеуказанных земельных участков, принадлежащих на праве сосбвенности истице.

Постановлением главы администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> утверждено заключение о результатах публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Есаульский сельсовет», в соответствии с которыми разрешенное использование указанных выше земельных участков было изменено с разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства (п. 13 постановления).

Указанное постановление до настоящего времени никем не оспорено и не отменено.

<дата> истица Ефимова А.А., в лице своего представителя ФИО5, обратилась в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости (земельных участков) в связи изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0301001:0197, 24:04:0301001:0196, 24:04:0301001:0198, 24:04:0301001:341.

Решениями филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю № Ф24/14-2-148624 от <дата> года, № Ф24/14-2-148444 от <дата> года, № Ф24/14-2-148436 от <дата> года, №Ф24/14-2-148624 от <дата> истице было отказано в учете изменений объектов недвижимости со ссылкой на то, что ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос (ответ заместителя министра экономики и регионального развития Красноярского края № 85-1993, ответы и.о. главы администрации <адрес> Красноярского края № 2149, 2152, 2150 от <дата> года, от <дата> года) свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Между тем, из материалов дела судом установлено, что при обращении с заявлениями об изменении разрешенного вида использования земельных участков, представителем истицы в кадастровую палату была предоставлена копия постановления главы администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> «Об утверждении заключения по результатам проведения публичных слушаний».

Вышеуказанное постановление ранее, в марте 2014 года, уже представлялось Ефимова А.А. в кадастровую палату при подаче заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (земельного участка) в связи изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:04:0301001:241, именно на основании указанного постановления администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> кадастровая палата внесла изменения в ГКН о виде разрешенного использования земельного участка истицы с кадастровым номером 24:04:0301001:241 – «для ведения дачного строительства» (кадастровая выписка о земельном участке от <дата> № 24/14-131761), категория земель осталась при этом прежняя – земли сельскохозяйственного назначения.

Данное обстоятельство признается стороной ответчика и не оспаривается.

Оценивая представленные суду доказательства, суд полагает решения кадастровой палаты от <дата> № Ф24/14-2-148624, № Ф24/14-2-148444, № Ф24/14-2-148436, № Ф24/14-2-148634 незаконными и необоснованными, противоречащими принципу единообразного применения закона.

Довод представителя ответчика о том, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию судом не принимается по следующим основаниям.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что корреспондирует ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от <дата> № 101-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 79 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения постановления администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края от <дата> № 466) запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что спорные земельные участки относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, ответчик не представил.

При таких обстоятельсвах, оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,235 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление Ефимова А.А. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» в лице филиала по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков удовлетворить.

Признать незаконными решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости

от <дата> № Ф24/14-2-148624

от <дата> № Ф24/14-2-148444

от <дата> № Ф24/14-2-148436

от <дата> № Ф24/14-2-148634.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

судья:     С.Г. Яловка

2-896/2015 ~ М-9/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ефимова Анна Андреевна
Ответчики
Федеральная служба Государственной Регистрации, Кадастра, и Картографии (РОСРЕЕСТР)
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Яловка С.Г.
Дело на странице суда
berez--krk.sudrf.ru
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
19.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2015Подготовка дела (собеседование)
19.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2015Судебное заседание
09.04.2015Судебное заседание
16.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.10.2015Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
28.10.2015Дело оформлено
27.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее