Дело № 5-1081/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Визинга «29» октября 2019 года
Мировой судья Сысольского судебного участка Республики Коми Соколов И.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой Кизилгюль Маллаевны, <ОБЕЗЛИЧЕНО> и привлекаемой к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикарова К.М. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
<ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикарова К.М. не выполнила в установленный срок - до 01.08.2019 п. п. 1, 3, 5 предписания об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов № 3/06-02 от 30.01.2019, выданного территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора) по результатам проведения внеплановой выездной проверки.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представило.
Защитник привлекаемого лица Зурфикаров У.З. в судебном заседании вину в инкриминируемом деянии не признал, суду пояснил, что в настоящий момент им приняты меры по устранению указанных в предписании нарушений, вместе с тем эти меры приняты после истечения срока исполнения предписания.
Должностное лицо, составившее протокол, <ФИО1> обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала, на привлечении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. к административной ответственности настаивала.
Заслушав защитника, должностное лицо, исследовав материалы дела, мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого лица и не находит оснований для освобождения <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 15 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, поскольку не включает в число признаков объективной стороны какого-либо материального вредного последствия.
Судом установлено, что 30.01.2019 в адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. было выдано предписание № 3/06-02 об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов в <ОБЕЗЛИЧЕНО> а именно: 1. Принять меры по обеспечению <ОБЕЗЛИЧЕНО> доброкачественной питьевой водой для использования в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в том числе по содержанию нитратов (срок исполнения - до 01.08.2019); 2. Обеспечить содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции , в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции в целях обеспечения безопасности пищевой продукции (срок исполнения: со дня получения предписания); 3. Обеспечить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства/изготовления, установить порядок и периодичность производственного контроля, документирование процедур, основанных на принципах ХАССП (срок исполнения - до 01.08.2019); 4. Обеспечить выполнение требования к обеспечения последовательности (поточности) чистой и использованной посуды (столовой) (срок исполнения - до 01.08.2019); 5. Для мытья столовой посуды и приборов установить трехсекционную ванну либо посудомоечную машину (срок исполнения - до 01.08.2019); 6. Обеспечить соблюдение сроков хранения и реализации готовой кулинарной продукции (срок исполнения - со дня получения предписания); 7. Обеспечить учет подлежащей утилизации пищевой продукции (срок исполнения - со дня получения предписания). Копия предписания № 3/06-02 была получена <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. 30.01.2019, о чем свидетельствует ее подпись в документе.
Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность выданного административным органом предписания.
<ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикарова К.М. не оспорила предписание № 3-06-02 от 30.01.2019, поэтому оно является законным, т.к. не установлено обратное.
Для установления наличия состава правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, суд обязан установить, имелась ли у привлекаемого к ответственности лица возможность исполнить предписание административного органа в установленный в нем срок.
Предписание № 3/06-02 было выдано 30.01.2019, установлен срок для устранения выявленных нарушений по п. п. 1, 3, 5 предписания - до 01.08.2019. Установленный срок, по мнению суда, является достаточным для устранения выявленных нарушений.
14.08.2019 издано распоряжение № 679 о проведении внеплановой выездной проверки <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М., цель которой состояла в осуществлении государственного контроля (надзора) с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с истечением срока выполнения лицом п. п. 1. 3, 4, 5 предписания № 3/06-02 от 30.01.2019 об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов и п. п. 1, 2 предписания № 2/06-02 от 30.01.2019 об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства.
28.08.2019 в период времени с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что предписание № 3/06-02 от 30.01.2019 в полном объеме <ОБЕЗЛИЧЕНО> проверки 09.09.2019 составлен акт № 35/06-02, согласно которого п. п. 1, 3, 4 предписания № 3/06-02 от 30.01.2019 не исполнены, а именно:
1. Не приняты меры по обеспечению <ОБЕЗЛИЧЕНО> доброкачественной питьевой водой. По результатам экспертного заключения № 1569/2019/210 от 04.09.2019 (протокол исследования № 01-8016 от 29.08.2019) по результатам санитарно-эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» (аттестат аккредитации органа инспекции № RA.RU.710055 от 01.06.2015, выданный Федеральной службой по аккредитации), вода питьевая, отобранная 28.08.2019 из водопроводного крана в моечной посуды не соответствует по санитарно-химическому показателю: содержанию нитратов требованиям п. 3.4.3 главы 3 таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 869 ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимая концентрация (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», ст. 12 ч. 2 п. 1 Технического регламента Таможенного союза «ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», п. 3.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Концентрация химического вещества «нитраты» составила 87 мг/дм куб с учетом погрешности, при гигиеническом нормативе «не более 45 мг/дм куб»;
2. В <ОБЕЗЛИЧЕНО> не обеспечена разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе её производства/изготовления. Не установлены порядок и периодичность производственного контроля: не определен перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (критических контрольных точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). В нарушение п. 3 ст. 11 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, в плане ХАССП для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) не определены:
- перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части): параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы;
- предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
- порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
- установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений;
- периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Нарушены п. 3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продукте и продовольственного сырья, п. 14.3, п. 16.10; ст. ст. 10, 11 ч. 3, 17 ч. 7 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»).
3. Не соблюдаются необходимые условия для мытья столовой посуды и приборов: вместо трехсекционной ванны установлена двухсекционная ванна. Нарушены п. 6.11, п. 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В силу положений ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Часть 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ содержит положений о том, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Согласно представленных суду материалов Зурфикарова К.М. зарегистрирована в качестве <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
Таким образом, в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и виновность <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которые получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными, не содержат противоречий и объективно отражают обстоятельства административного правонарушения, в числе которых:
- протокол № 57/06-02 об административном правонарушении от 10.09.2019;
- копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от № 679 от 14.08.2019;
- копия предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства от № 3/06-02 от 30.01.2019; - копия актапроверки № 35/06-02 от 09.10.2019;
- копия протокола отбора проб (образцов);
- копия экспертного заключения № 1569/2019/210;
- копия протокола лабораторных исследований № 01-8016 от 29.08.2019.
Имеющиеся в деле доказательства не содержат сведений об обращении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Койгородском районе с ходатайством о продлении сроков выполнения предписания № 3/06-02 от 30.01.2019. В соответствии сост. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Совершенное <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. правонарушение посягает на отношения, объектом которых является пренебрежительное отношение должностного лица к исполнению возложенных на него обязанностей по устранению нарушений законодательства, нарушающих права граждан. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. правонарушения, его общественную значимость, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
При назначении наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность привлекаемого лица.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает совершение действий, направленных на исполнение предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом наличия смягчающих обстоятельств и, принимая во внимание привлечение <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикаровой К.М. к установленной административной ответственности впервые, мировой судья считает возможным определить указанному лицу в пределах санкции ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа минимального размера.
Руководствуясь ч. 15 ст. 19.5, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Зурфикарову Кизилгюль Маллаевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей, подлежащего перечислению по следующим реквизитам: УФК по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по Республике Коми - администратор платежа), ИНН 1101486396, КПП 110101001, счет получателя № 40101810000000010004, Отделении - НБ Республики Коми, БИК 048702001, КБК 14111690050056000140, код ОКТМО 87632410.
Одновременно разъяснить, что неуплата штрафа и(или) непредставление платежного документа об уплате штрафа в канцелярию судебного участка в течение 60 дней с даты вступления настоящего постановления в законную силу может повлечь привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Сысольский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего постановления.
Мировой судья И.Н. Соколов