Дело № 2а-385/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Москва 16 сентября 2020 года
Никулинский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Шайхутдиновой А.С.,
при секретаре Богдановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Вериченко Алексея Александровича, Мусаевой Нины Александровны, Симахина Василия Сергеевича, Исакова Константина Сергеевича, Затонской Елены Николаевны, Симонян Анжелы Гургеновны, Козлова Ивана Михайловича, Исаковой Анны Викторовны, Бывальцевой Елены Викторовны, Ряховского Константина Валерьевича, Нуштаева Дмитрия Юрьевича к Государственной жилищной инспекции г.Москвы о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к ответчику, в котором просят признать незаконным распоряжение №6716-РЛ от 28.01.2020 года; обязать устранить препятствия к осуществлению прав и обязать принять решение в отношении заявления*** о внесении изменений в реестр лицензий ***с учетом требований действующих норм права в отношении многоквартирного дома по адресу: *** В обосновании указано, что в период с *** года по *** года были проведены общие собрание собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: ***на которых собственники выбрали новую управляющую компанию для осуществления функций управления многоквартирными домами – *** *** года *** направило в адрес *** заявление о внесении изменений в реестр лицензий *** в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами. *** года *** распоряжением *** от *** года отказала во внесении изменений в реестр лицензий и возвратила заявление в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным п. «б», *** п.5 Порядка –участники не подтвердили свое участие; выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах в части проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. По мнению истцов данное распоряжение нарушает их права на выбор управляющей организации, не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем, ими подано настоящее административное исковое заявление.
Представитель административных истцов, заинтересованного лица *** на судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика просил в удовлетворении требований отказать, указав на их необоснованность.
Представитель заинтересованного лица - *** на судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Основания и порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены статьями 195, 198 Жилищного кодекса РФ, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 ст. 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 приказа Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при не поступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего в том числе сведения об основании заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: ***, проведенного в период с *** года по *** года, управляющей организацией для осуществления функций управления многоквартирным домом и заключения договора управления с 01.08.2019 года выбрано ***, за – *** от общего числа собственников, *** от общего числа голосов.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: *** года по *** года, управляющей организацией для осуществления функций управления многоквартирным домом и заключения договора управления с *** года выбрано ***, за – *** от общего числа собственников, *** от общего числа голосов.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: ***, ***, проведенного в период с *** года по *** года, управляющей организацией для осуществления функций управления многоквартирным домом и заключения договора управления с *** года выбрано ***, за – *** от общего числа собственников, *** от общего числа голосов.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: ***, ***, проведенного в период с *** года по *** года, управляющей организацией для осуществления функций управления многоквартирным домом и заключения договора управления с *** года выбрано *** за – *** от общего числа собственников, *** от общего числа голосов.
*** года ***» обратилось в Государственную жилищную инспекцию г.Москвы с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***
Распоряжением Мосжилинспекции от *** отказано во внесении изменений в реестр лицензий г*** и заявление ***» возвращено в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям, установленным подпунктами «б», «е» пункта 5 Порядка: в ходе проведения проверки на предмет достоверности сведений, представленных *** о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: ***, результаты которых оформлены протоколами от *** года ***, установлено, что собственники помещений указанных многоквартирных домов не подтвердили свое участие в голосовании, а также выявлено наличие признаков ничтожности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: *** по основаниям, установленным ***.
Согласно п. 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка №938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка №938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка №938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка №938/пр (пункт 6 Порядка № 938/пр).
Согласно заключению по итогам проверки заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий ***, установлено, что при проверке заявления в отношении *** по адресу: *** на предмет достоверности сведений, представленных *** о проведении в *** по указанному адресу общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от *** года установлено, что собственник ***. не подтвердила свое участие в голосовании.
Согласно заключению по итогам проверки заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий ***, установлено, что при проверке заявления в отношении *** по адресу: *** на предмет достоверности сведений, представленных ***» о проведении в *** по указанному адресу общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от *** года установлено, что собственники помещений не подтвердили свое участие в голосовании: владельцы ***
Согласно заключению по итогам проверки заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий ****, установлено, что при проверке заявления в отношении *** по адресу: *** на предмет достоверности сведений, представленных *** о проведении в *** по указанному адресу общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от *** года установлено, что собственник *** подтвердила свое участие в голосовании.
Согласно заключению по итогам проверки заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий ***, установлено, что при проверке заявления в отношении *** по адресу: *** на предмет достоверности сведений, представленных ***» о проведении в ***по указанному адресу общего собрания собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от *** года установлено, что собственники помещений не подтвердили свое участие в голосовании: владельцы ***.
К выводу о том, что собственники не подтвердили свое участие в вышеуказанном голосовании, *** пришло в результате полученных заявлений ***
При этом, как пояснил представитель ответчика, данные заявления были представлены ***», в отсутствие доверенности от лиц, подписавших заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Доверенность является односторонней сделкой и документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав. Доверенность адресуется третьим лицам, а потому должна быть им предъявлена либо представителем, либо непосредственно самим представляемым.
Таким образом, заявления, представленные ***», в отсутствие доверенностей от собственников, не могут являться достоверным подтверждением того факта, что решение о выборе управляющей организации ***» ими не принималось.
При этом судом учитывается, что данные заявления поступили от *** - организации непосредственно заинтересованной в признании решений общих собраний, которыми выбрана иная управляющая организация, недействительными.
Более того, ***. (соистец) – от лица которого ***» подано заявление о том, что он не подписывал бланк решения общего собрания, подписание данного заявления оспаривает.
При этом, в соответствии с п.15 Порядка, при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Вместе с тем, ответчиком при принятии оспариваемого распоряжения проверка заявлений, поступивших от имени физических лиц, не проведена, данные граждане не опрошены.
В силу ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Иных оснований для признания решений общих собраний собственников МКД по адресу: ***, помимо отсутствия кворума, в оспариваемом распоряжении не указано.
Согласно ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Из представленных истцами протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** следует, что решение о выборе управлящей организации для осуществления функций управления многоквартирным домом и заключения договора управления с *** года – *** принято большинством голосов, при этом выбор управляющей организации не относится к вопросам, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решениям, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 8.2 ст. 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истцов, выбравших в качестве управляющей организации ***, в том числе права на получении соответствующих услуг.
В связи с чем, распоряжение от *** года *** об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления, при выполнении заявителем всех требований законодательства и предоставлении полного пакета документов, является неправомерным.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
С учетом названных законоположений, в случае удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на способ устранения нарушений прав административного истца.
С учетом изложенных норм права, суд считает возможным восстановить права истцов путем обязания *** принять решение в отношении заявления *** о внесении изменений в реестр лицензий *** с учетом требований действующих норм права в отношении многоквартирного дома по адресу: г***
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Распоряжение Государственной жилищной инспекции ***года.
Обязать Государственную жилищную инспекцию г.Москвы принять решение в отношении заявления *** о внесении изменений в реестр лицензий *** с учетом требований действующих норм права в отношении многоквартирного дома по адресу: ***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Шайхутдинова А.С.
8