К делу № 2– 744/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи – Ситниковой С. Ю.,
при секретаре Шовгеновой М. С.,
с участием истца Пособилова С. А.,
представителя ответчика ГБУ РА «Государственная филармония РА», по доверенности Бондарь Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пособилова С.А. к ГБУ РА «Государственная филармония РА» о возложении обязанности выплатить стимулирующую надбавку, компенсацию морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пособилов С. А. обратился в суд с иском к ГБУ РА «Государственная филармония РА» о возложении обязанности выплатить стимулирующую надбавку, компенсацию морального вреда. В обоснование иска указал, что работает с 05.09.2005 г. артистом в государственном симфоническом оркестре ГБУ РА «Государственная филармония РА». Приказом Генерального директора ГБУ РА «Государственная филармония РА» от 30.09.2014 года № 88-Д введено в действие Положение о выплатах стимулирующего характера работникам. Приказом Генерального директора ГБУ РА «Государственная филармония РА» от 12.01.2015 г. № 08-Д введены в действие новые показатели результативности и эффективности работников с 01.01.2015 г. Директор ГСО ФИО1 с 01.01.2015 г., на основании п. 2.9.9 Положения, ежемесячно заполняла на работников ГСО оценочные листы с указанием количества балов за качество труда работников ГСО, на основании которых артистам начислялась выплата за интенсивность и высокие результаты работы. На протяжении всего периода действия Положения, в течение 3-х лет, с 01.01.2015 г., директор ФИО1 выставляла ему 40 балов из 100 возможных.
23.11.2017 г. директор ФИО1 снизила ему количество балов за то, что он болел и поэтому он стал выяснять причины незаконных действий директора и совершенно случайно узнал, что не все артисты получают 40 балов. Предполагает, что директор ГСО ФИО1, находясь в сговоре с членами оценочной комиссии в течение трех лет подвергали его дискриминации по признаку должностного положения и ежемесячно лишали его 60 балов.
Просит суд обязать ответчика выплатить ему надбавку за ноябрь 2017 года в сумме 10 210 руб. за 60 невыплаченных балов, обязать выплатить стимулирующую надбавку за 12 месяцев с октября 2016 г. по октябрь 2017 г. в сумме 122 525 руб., компенсацию морального вреда в сумме 224 620 рублей.
В судебном заседании истец требования иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика просила в иске отказать за необоснованностью заявленных требований.
Представитель третьего лица Министерства Культуры РА о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, которым просит в удовлетворении отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Пособилова С. А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.
Статья 129 ТК РФ определяет, что заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового Кодекса РФ система надбавок стимулирующего характера входит в систему оплаты труда, и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, и актами, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, система оплаты труда включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ), доплаты, надбавки компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ).
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты руда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда.
Порядок выплат стимулирующих надбавок осуществляется работникам государственных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, устанавливается на основании следующих нормативных правовых актов и локальных актов учреждений:
Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.06.2009 г. №130 «Об оплате труда работников государственных учреждений РеспубликиАдыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, по видамэкономической деятельности»,
Положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА«Государственная филармония Республики Адыгея» (далее - Положение).
В судебном заседании установлено, что Пособилов С. А. с 05.09.2005 года работает артистом 1 категории в ГБУ РА «Государственная филармония РА».
В соответствии с п. 2 раздела 6 «Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера» постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.06.2009 г. № 130, предусмотрено, что конкретные размеры и условия осуществления работниками выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
Приказом ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» от 10.12.2013 г. № 102-д, утверждены комиссии по структурным подразделениям учреждения, в том числе и по структурному подразделению Государственного симфонического оркестра (далее - ГСО), работником которого является истец. Данными комиссиями по структурным подразделениям были разработаны целевые показатели результативности и эффективности деятельности работников и приказом учреждения от 12.01.2015 г. № 08-Д введены в действие с 01.01.2015 г. Дополнительно, приказом ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» созданы рабочие группы для разработки целевых показателей результативности и эффективности деятельности работников ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» по творческим коллективам, в том числе и в ГСО.
В соответствии с пунктом 2.9.6. Положения, приказом ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея» от 12.01.2015 г. № 26-Д созданы две оценочные комиссии (по основному персоналу и административно-управленческому и вспомогательному персоналу, которые рассматривают отчетный оценочный лист на каждого работника, заполненный ежемесячно комиссией ГСО по распределению стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы.
Пунктом 2.4. Положения, установлена предельная, не более 40%, доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения.
Таким образом установлено, что стимулирующие надбавки, предусмотренные Положением о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея», носят дополнительный, стимулирующий характер, и их выплата не является обязательной, поскольку зависит не только от непосредственного и добросовестного участия работника в трудовом процессе, но и от наличия необходимых денежных средств.
Установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения комиссии по распределению стимулирующих выплат истцу была установлена стимулирующая надбавка за качество выполняемых работ в размере; с января 2015 г. по июль 2015 г. – 26 балов; с августа 2015 г. по декабрь 2015 г. – 37 балов; с января 2016 г. по октябрь 2017 г. – 40 балов; ноябрь 2017 г. – 23 бала; с декабря 2017 г. по настоящее время – 40 балов.
Из анализа совокупности норм права, в частности, ст. ст. 22, 191 ТК РФ выплата стимулирующей переменной части зарплаты является исключительным правом работодателя, но не его обязанностью и зависит от определенных критериев установленных трудовым договором.
Пунктом 2.4. Положения о выплатах стимулирующего характера работникам ГБУ РА «Государственная филармония Республики Адыгея», установлена предельная, не более 40%, доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения.
В этой связи определение условий порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя. При этом уменьшение размера или полное лишение работника стимулирующих выплат в связи с ухудшением показателей в работе не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих обязанностей.
Истцом в порядке требований ст. 56, 57 ГПК РФ, не предоставлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о достижении при выполнении поставленных перед ним задач уровня качества и показателей, обосновывающих выплату стимулирующих надбавок в заявленном истцом размере.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, полагая, что расчет произведенный ответчиком с истцом при выплате стимулирующих надбавок не нарушает трудовых прав истца и является верным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе, требований о взыскании компенсации морального вреда.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства стороной третьего лица заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, вместе с тем как определено положениями ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
При этом, применение срока исковой давности как предусмотрено ч. 2 ст. 199 ГК РФ возможно только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Статья 392 ТК РФ предусматривает специальный срок исковой давности для обращения работников в суд за защитой нарушенного права – в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о данном нарушении.
Изучив заявленное ходатайство, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд истцом не пропущен, поскольку в настоящее время он находится ответчиком в трудовых отношениях, нарушение прав истца носит длящийся характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В иске Пособилова С.А. к ГБУ РА «Государственная филармония РА» о возложении обязанности выплатить стимулирующую надбавку, компенсацию морального вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.05.2018 года.
Председательствующий С.Ю. Ситникова