дело №2-1949/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Аскаровой Е.Ф.
с участием истца Тайчиновой С.Ф., представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ – Шангуровой В.А., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, представителя третьего лица СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж»- Калининой Л.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, председателя СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж»- Александрова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тайчиновой С.Ф. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Тайчинова С.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и просила признать незаконным отказ ответчика в передаче в собственность садового земельного участка №, расположенного в СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж», признать право собственности на садовый земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, находящийся в садоводческом товариществе «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж», расположенного <адрес>, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в виде госпошлины и услуги по составлению искового заявления в размере 1700 руб.
В обоснование требований указано, что истец является членом садоводческого товарищества «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж» на протяжении 20 лет.
Решением исполкома Уфимского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР за № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок 6,8 га был отведен под коллективный сад тресту «Башсантехмонтаж». Для расширения границ существующего коллективного сада Решением Исполкома районного Совета народных депутатов Башкирской АССР за № от ДД.ММ.ГГГГ тресту «Башсантехмонтаж» был дополнительно отведен земельный участок в постоянное пользование площадью 5 га.
Большинство земельных участков в садовом товариществе было передано в собственность членам товарищества, а ей в оформлении в собственность земельного участка ответчиком незаконно отказано.
Затем истцом подано заявление, согласно которому требования о взыскании госпошлины, уплаченной в суд и расходов по составлению искового заявления истцом не поддерживается.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования не признала, пояснила, что оснований для предоставления земельного участка в собственность истца не имеется, поскольку земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд Решением Совета городского округа город Уфа РБ №32/15 от 23 декабря 2010 года.
Представители третьего лица СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж» Калинина Л.И., Александров В.Н. в судебном заседании считали исковые требования обоснованными.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, что усматривается из уведомления о вручении повестки, в материалах дела. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Установлено, что Решением исполкома Уфимского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР за № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок 6,8 га был отведен под коллективный сад тресту «Башсантехмонтаж».
Решением Исполкома районного Совета народных депутатов Башкирской АССР за № от ДД.ММ.ГГГГ тресту «Башсантехмонтаж» для расширения границ существующего коллективного сада был дополнительно отведен земельный участок в постоянное пользование площадью 5 га.
04 июля 2013 года председатель СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж» обратился в Администрацию городского округа <адрес> РБ с просьбой предоставить земельные участки №, № в собственность для ведения огородничества.
На указанное письмо Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило о том, что на основании Решения Совета городского округа город Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» №32/15 от 23 декабря 2010 года, испрашиваемые земельные участки зарезервированы для муниципальных нужд, в связи с чем, предоставление в собственность указанных земельных участков не представляется возможным.
Тайчинова С.Ф. является членом СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж», о чем имеется членская книжка садовода.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» №66-ФЗ от 15.04.1998 г. обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. ( п.1).
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. ( п.2).
В соответствии с ч.1 ст. 28 вышеназванного закона предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя (ч.4 ст. 28 Закона).
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (ч.6 ст. 28 Закона).
Согласно ч.2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации -земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. в СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж», уч.№, относящийся к категории земель населенных пунктов, сформирован как объект недвижимости, как указано в кадастровом паспорте, разрешенное его использование: для ведения садоводства.
В соответствии с п.12 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участка общего пользования, занятые площадями, улицами скверами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования.
Возражая против предъявленных требований, представитель ответчика ссылается на приведенные выше нормы закона, на основании которых истцам также было отказано в предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с п.п. 14 п.5 ст.27 Земельного Кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте.
Между тем, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, подлежащих изъятию и в соответствии с земельным законодательством не может быть предоставлен в собственность, ответчиком не представлено.
Согласно статье 7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, согласно п.1 ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Каких либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе, и то, что земельный участок является ограниченным в обороте.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ограничений (обременений права), за испрашиваемым земельным участком не зарегистрировано, а также кадастровым паспортом земельного участка от 20 января 2014 года, где также отсутствуют сведения о наличии каких-либо обременений.
Таким образом, отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от 29 июля 2013 года исх. № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка является не законным, а потому суд удовлетворяет исковые требования Тайчиновой С.Ф. о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Тайчиновой С.Ф. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в СТ «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж» участок №.
Признать право собственности Тайчиновой С.Ф. на земельный участок площадью 1206 кв.м., кадастровый номер №, находящийся в садоводческом товариществе «Рассвет» ОАО «Башсантехмонтаж» участок №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шафикова