Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-313/2014 ~ М-71/2014 от 15.01.2014

Дело № 2-313/14            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2014 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,

при секретаре Ероговой М.А.,

с участием истца Лященко В.А.,

представителя истца – адвоката Тупицына А.С., действовавшего по ордеру от 10.02.2014 г.,

представителей ответчика –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Соликамске и Соликамском районе Цапановой Е.В., Демидовой И.Н., действовавших по доверенностям от 01.01.2014 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Лященко В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Соликамске и Соликамском районе о праве на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

Лященко В.А. с учетом уточненных требований обратилась в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Соликамске и Соликамском районе (далее УПФ) о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости досрочно с 30.09.2013 г. по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 06.06.1989 г. по 01.12.1991 г., с 01.11.1999 г. по 04.06.2000 г., с 01.04.2001 г. по 31.12.2001 г. в льготном исчислении – один год работы за один год и три месяца; с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в календарном исчислении; с назначением пенсии с 30.09.2013 г. В обоснование требований указала, что 30.09.2013 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением УПФ от 30.12.2013 г. № 105/1-1 ей отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. В специальный стаж не были включены оспариваемые периоды. Работая в должности фельдшера участковой больницы, с 06.06.1989 г. по 24.08.1989 г. находилась отпуске по беременности и родам, а с 25.08.1989 г. по 01.12.1991 г. - отпуске по уходу за ребенком, получила пособие, была временно нетрудоспособной, поэтому указанный период подлежит зачету в льготный трудовой стаж. В период с 01.11.1999 г. по 04.06.2000 г., с 01.04.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. работала в сельской местности в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, исполняла обязанности фельдшера, осуществляла лечебную деятельность. Ранее действовавшее законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

В судебном заседании истец Лященко В.А. на иске настаивала.

Ее представитель – адвокат Тупицын А.С. исковые требования поддержал.

Представители ответчика – УПФ Цапанова Е.В., Демидова И.Н. с иском не согласились.

Выслушав участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные в соответствии со ст.67 ГПК РФ доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в ст.39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил механизм его реализации и закрепил правовые основания назначения пенсий, их размеры, правила подсчета трудового стажа, особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В п.2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П установлено, что если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Постановление № 781).

В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).

При этом в соответствии с пп. «а» п.5 названных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

По состоянию на 31.12.2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее Постановление № 1066).

В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра).

В соответствии с п.3 Постановления N 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (далее Постановление № 464), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего Постановления. При этом Правила, утвержденные п.1 Постановления по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 года.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения от 06.09.1991 г. N 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

П.2 названного Постановления предусмотрено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений считается один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 377, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к среднему медперсоналу.

До 01.10.1993 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным работникам (далее - Положение N 1397).

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Лященко В.А. 30.09.2013 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением УПФ от 30.12.2013 г. № 105/1-1 истцу включено в стаж работы с учетом льготного и календарного исчисления 20 лет 07 месяцев 28 дней, однако из-за отсутствия требуемого стажа не менее 25 лет за работу в сельской местности в назначении досрочной трудовой пенсии отказано.

В специальный стаж истицы ответчиком включен отпуск по беременности и родам с 06.06.1989 г. по 24.08.1989 г., а также отпуск по уходу за ребенком с 25.08.1989 г. по 01.12.1991 г. в календарном исчислении, с чем не может согласиться суд первой инстанции по следующим основаниям.

Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет были установлены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей».

С 01.12.1989 г. продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет согласно п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей».

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона, который вступил в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным Законом ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В силу ст.255 Трудового кодекса РФ женщине по ее заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляется отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

Отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Лященко В.А. (добрачная фамилия ФИО) в связи с рождением сына ФИО1, <дата> года рождения. В период нахождения в отпуске по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. Указанные отпуска подлежат включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца), поскольку предоставлялись истице в период ее работы в сельской местности в должности фельдшера (наименование) больницы, работа в которой подлежала зачету в специальный стаж в льготном исчислении в соответствии с Постановлением N 464 и Положением N 1397 как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и три месяца.

В периоды с 01.11.1999 г. по 30.09.2001 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. Лященко В.А. работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (наименование), в том числе с 17.01.2000 г. по 04.06.2000 г. находилась в отпуске по беременности и родам, а с 05.06.2000 г. по 31.03.2001 г. – в отпуске по уходу за ребенком в связи с рождением у нее <дата>. дочери ФИО2. Данные периоды по мнению ответчика не подлежат включению в специальный стаж истицы, поскольку наименование ее должности не предусмотрены Постановлениями № 106 и № 781, с чем также не может согласиться суд первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973 г. N 566 (действовавшим до 2003 года) на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, заведующий ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 627 от 07.10.2005 г. утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пункты 4 и 5 которого предусматривают, что фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские пункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

В соответствии со Списками должностей работников здравоохранения, утвержденными Постановлениями № 1066 и № 781 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается работа в должностях среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно сведений из личной карточки работника формы Т-2, диплома об образовании (л.д.29) Лященко (добрачная фамилия ФИО) В.А. имеет среднее специальное образование по профессии «фельдшер».

Из записей в трудовой книжке следует, что 01.01.1998 г. в виду открытия (наименование) ФАП истица назначена его заведующей; 01.04.2001 г. переведена заведующей ФАП (наименование), где работает по настоящее время (л.д.10-11, 26).

По данным тарификационных списков по (наименование) ФАП на 01.04.1999 г., 03.08.1999 г., 01.10.1999 г., 01.04.2000 г., 01.07.2000 г., 01.11.2000 г., 01.12.2001 г., по (наименование) ФАП на 01.04.2001 г., 01.12.2001 г., 01.06.2002 г., 01.01.2003 г., архивной справке по сведениям о заработной плате 1999, 2000 г., лицевых счетов за 2000, 2001 г. Лященко (ФИО В.А. значится как заведующий ФАП без указания специальности «фельдшер».

На основании удостоверения о прохождении аттестации в 2002 г. (л.д.31); тарификационных списков по (наименование) ФАП на 01.01.2004 г., 01.01.2005г., 01.09.2005 г., 01.01.2009 г., 01.01.2010 г., 01.01.2011 г., 01.01.2012 г., 01.01.2013 г., 01.07.2013 г. Лященко В.А. значится как заведующая ФАП-фельдшер.

При изучении специалистом УПФ наблюдательного дела в штатных расписаниях по (наименование) больнице 1999-2000 г. в (наименование) ФАП значится фельдшер, средний медперсонал, в (наименование) ФАП 01.10.2001-2002 г., 2006-2009 г., 2011–2013 г. – заведующий ФАП-фельдшер.

По данным справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Лященко В.А. в период с 01.11.1999 г. по 31.03.2001 г. работала в должности заведующего ФАП (наименование) больницы, фельдшер; в период с 01.04.2001 г. по 31.12.2001 г. - в должности заведующего ФАП (наименование). Работала в полном объеме рабочего времени на 1,0 ставку. (наименование) ФАП и (наименование) ФАП расположены в сельских населенных пунктах на территории (наименование).

Согласно должностных инструкций заведующий ФАП обязан не только составлять и предоставлять на утверждение план работы ФАП, осуществлять расходование финансовых средств, медикаментов и других материальных ценностей; принимать меры по своевременному обеспечению ремонтно-строительных работ, отоплению ФАП, но и оказывать доврачебную медицинскую помощь населению (вести амбулаторный прием, обслуживать вызова на дому, оказывать первую неотложную медицинскую помощь, выполнять врачебные назначения, проводить профилактические прививки и т.д.), систематически повышать свои профессиональные навыки.

Таким образом, отсутствие в наименовании должности истицы «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» наименования специальности «фельдшер», по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его должностных обязанностей, как предусмотрено Списками должностей работников здравоохранения, утвержденными Постановлениями № 1066 и № 78, не должно умалять право на гарантированное государством пенсионное обеспечение.

С учетом указанных обстоятельств и системного толкования приведенных выше правовых норм в специальный стаж истицы подлежат включению периоды работы заведующим ФАП с 01.11.1999 г. по 04.06.2000 г., с 01.04.2001 г. по 30.09.2001 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в календарном исчислении.

При назначении пенсии после 01.11.1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением N 1066), поэтому требования истца в льготном исчислении периода работы с 01.11.1999 г. по 04.06.2000 г., с 01.04.2001 г. по 31.12.2001 г. не основаны на законе.

По состоянию на 30.09.2013 г. истцом был выработан необходимый 25-летний медицинский стаж в сельской местности: 20 лет 07 месяцев 28 дней (зачтенный ответчиком период) + 6 месяцев (разница между льготным и календарным исчислением периода с 06.06.1989 г. по 01.12.1991 г.) + 5 лет 01 месяц 02 дня (календарное исчисление периода с 01.11.1999 г. по 04.06.2000 г., с 01.04.2001 г. по 30.09.2001 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.), следовательно с момента обращения в пенсионный орган у Лященко В.А. в силу ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Лященко В.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в назначении Лященко В.А. пенсии по старости досрочно с 30.09.2013 г. по пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Соликамске и Соликамском районе включить Лященко В.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:

с 06.06.1989 г. по 01.12.1991 г. фельдшером (наименование) больницы в льготном исчислении – один год работы за один год и три месяца;

с 01.11.1999 г. по 04.06.2000 г., с 01.04.2001 г. по 30.09.2001 г., с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера (наименование) в календарном исчислении;

назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения - с 30.09.2013 г.

В удовлетворении остальной части требований Лященко В.А. отказать.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (с 11.03.2014 г.).

Судья: Н.Б.Пирогова

2-313/2014 ~ М-71/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лященко Валентина Александровна
Ответчики
УПФ
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Пирогова Наталья Борисовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
15.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2014Передача материалов судье
15.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.02.2014Предварительное судебное заседание
03.03.2014Судебное заседание
04.03.2014Судебное заседание
11.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2014Дело оформлено
23.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее