Дело №2-1187/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 августа 2019 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Султановой А. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Величко Анны Ивановны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Величко А. И. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, в лице представителя по доверенности Терентьевой Н. П. обратилась в суд с иском к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права собственности на жилой дом и приусадебный земельный участок в порядке наследования по закону после смерти супруга ФИО4, умершего 23.07.2016 г., который принял, но не оформил наследственных прав после смерти отца ФИО1, умершего 15.08.2010 г. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 на основании договора купли-продажи дома от 10.10.1977 г., удостоверенного секретарем исполкома Глазовского сельского Совета депутатов трудящихся за реестр. № 47, в порядке, приравненном к нотариальному, зарегистрированного в органе БТИ, принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, однако свидетельство о праве собственности ФИО1 не получал, правоустанавливающий документ отсутствует. Решением Глазовского сельского совета Ленинского района АРК от 10.09.1997 г. ФИО1 был передан в частную собственность приусадебный земельный участок площадью 0,25 га, расположенный по указанному адресу, однако, Государственный акт на право частной собственности на земельный участок он не получал. После смерти ФИО1 наследство в виде жилого дома и приусадебного земельного участка принял сын наследодателя ФИО4, проживая с семьей совместно с наследодателем, обратился к нотариусу, однако свидетельство о праве на наследство по закону не было выдано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов. После смерти ФИО4 наследство приняли истец Величко А. И. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, обратилась к нотариусу, было заведено наследственное дело, однако свидетельство о праве на наследство по закону не было выдано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов. В связи с тем, что у истца нет иной возможности реализовать свое право на наследство во внесудебном порядке, она вынуждена обратиться в суд.
Истец в судебное заседание не явилась, представитель истца Терентьева Н. П. подала заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя, исковые требования удовлетворить (л.д.87).
Ответчик Администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, об отложении рассмотрения дела не просил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представил (л.д.70-71).
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2017 года N 201-ФЗ) положения раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18 марта 2014 года и позднее. В случае открытия наследства до 18 марта 2014 года к указанным отношениям применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Таким образом, при разрешении спора следует учитывать нормы законодательства УССР и Украины, поскольку правоотношения возникли в период, когда в Республике Крым действовало законодательство УССР и Украины.
Судом установлено, что Величко (Брохун) Анна Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, и ФИО4, умерший 23.07.2016 г., с 22.12.2007 г. состояли в зарегистрированном браке, в котором родились дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, проживала на момент смерти супруга с ним совместно (л.д.4-8,18-25,54).
Супруг истца ФИО4 является сыном ФИО1, умершего 15.08.2010 г., на момент смерти которого проживал с семьей совместно с наследодателем (л.д.9-10,18-25,47,54)
ФИО1 на основании договора купли-продажи дома от 10.10.1977 г., удостоверенного секретарем исполкома Глазовского сельского Совета депутатов трудящихся за реестр. № 47, в порядке, приравненном к нотариальному, зарегистрированного в органе БТИ, принадлежал жилой дом общей площадью 52,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, однако свидетельство о праве собственности ФИО1 не получал, правоустанавливающий документ отсутствует. Жилой дом поставлен на кадастровый учет, кадастровый № (л.д.12,14-16,17,50-51).
В соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса Украинской ССР, действовавшего с 1 января 1964 года, договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально засвидетельствован, если хотя бы одной из сторон есть гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора (статья 47 этого Кодекса). Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного совета народных депутатов.
Указанные требования законодательства о нотариальном удостоверении договора и государственной регистрации договора были соблюдены, один из экземпляров договора остался в делах исполнительного комитета, что указано в тексте договора. Копия договора находится в инвентарном деле и подтверждает государственную регистрацию права в органе БТИ (л.д.12,50-51).
Статья 128 Гражданского кодекса Украинской ССР предусматривала, что право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные положения содержатся в ст. 223 ГК Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1 в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент возникновения права собственности на домовладение, имел право собственности на спорный жилой дом.
Суд отмечает, что согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у наследодателя права собственности на жилой дом, которое признано согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.
Решением Глазовского сельского совета Ленинского района АРК от 10.09.1997 г. ФИО1 был передан в частную собственность приусадебный земельный участок площадью 0,25 га, расположенный по указанному адресу, однако, Государственный акт на право частной собственности на земельный участок он не получал (л.д.26).
Данный земельный участок площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д.27).
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Принимая во внимание п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, основаниями возникновения права собственности на землю являются: решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, договоры иные сделки с земельными участками.
На момент передачи указанного земельного участка на территории Республики Крым вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от 18.12.1990 года, Гражданским кодексом УССР от 18.07.1963 года, Законом Украины «О собственности» от 7 февраля 1991 року N 697-XII, Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992 года.
Из содержания пункта 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992 года, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно – кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 ЗК Украины (в редакции 18.12.1990 года) было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: 1) передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; 2) регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Абзацем 1 статьи 23 ЗК Украины предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В тоже время, пунктом 6 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992 года было приостановлено действие ст. 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 этого Декрета.
Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 года, который вступил в силу 01.01.2002 года, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков», получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 7 раздела X переходных положений ЗК Украины граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.
Таким образом, исходя из норм указанных нормативных актов, суд пришел к выводу, что при жизни ФИО1 являлся собственником указанного земельного участка, хотя и не получил Государственный акт.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.ст. 1216, 1218, 1268 и 1270 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 № 435-IV (далее - ГКУ), действовавшего в Республике Крым на момент смерти ФИО1, умершего 15.08.2010 г., наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, которое умерло (наследодателя), к другим лицам (наследникам). В состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекращенные вследствие его смерти. Независимо от времени принятия наследства оно принадлежит наследнику со времени открытия наследства.
В соответствии с нормами статьи 1268 ГКУ наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его.
Наследник, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства, считается принявшим наследство, если в течение срока, установленного статьей 1270 Гражданского кодекса Украины, он не заявил об отказе от него.
Статья 1269 ГКУ предусматривала, что наследник, который желает принять наследство, но на время открытия наследства не проживал постоянно с наследодателем, должен подать нотариусу или в сельских населенных пунктах - уполномоченному на это должностному лицу соответствующего органа местного самоуправления заявление о принятии наследства.
После смерти ФИО1 наследство в виде жилого дома и приусадебного земельного участка принял сын наследодателя ФИО4, проживая с семьей совместно с наследодателем, обратился к нотариусу, однако свидетельство о праве на наследство по закону не было выдано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов (л.д.73-82).
Статьей 1110 ГК РФ определено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства.
После смерти ФИО4 наследство приняли истец Величко А. И. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, обратилась к нотариусу, было заведено наследственное дело, однако свидетельство о праве на наследство по закону не было выдано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов (л.д.55-69).
На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд, не взыскивается согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Величко Анны Ивановны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, удовлетворить.
Признать за Величко Анной Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в равных долях по 1/3 доле за каждым, право собственности на жилой дом общей площадью 52,8 кв.м., кадастровый №, а также на приусадебный земельный участок площадью 2500 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО4, умершего 23.07.2016 г., который принял, но не оформил наследственных прав после смерти ФИО1, умершего 15.08.2010 г.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 12.08.2019 г.
Судья А. Я. Цветков