РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2018 года г. Москва
Судья Мещанского районного суда города Москвы Подопригора К.А.,
при секретаре Исабековой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7385/2018 по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Молчанову О. И. о понуждении проведения работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
обратилась в суд с иском к Молчанову О.И. о проведении работ на территории
земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. * в
границах объекта культурного наследия федерального значения (памятника археологии)
«Участок культурного слоя по берегам р. Суллы (посад города)» XX-XVII вв.»,
осуществить рекультивацию котлована с трамбованием грунта, используемого для
обратной засыпки, либо устроить сплошную съемную опалубку по периметру котлована с
засыпанием пазух грунтом с трамбованием под наблюдением специалиста-археолога,
имеющего разрешение (открытый лист) Минкультуры России на проведение
археологических работ в течение * месяцев с даты вступления в силу решения суда,
мотивируя требования тем, что вышеуказанный земельный участок, согласно договору
аренды от *.*.20* г. № *.*.* принадлежит ответчику. По условиям указанного
договора Молчанов О.И. принял на себя обязательства «за свой счет поддерживать
территорию памятника в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном
состоянии», извещать орган охраны объектов культурного наследия «о всяком
повреждении и ином обстоятельстве, причинившем вред объекту археологического
наследия или угрожающих причинением такого вреда и своевременно принимать
соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника».
Согласно акту обследования от *.*.20* г. на земельном участке по адресу: г. Кострома,
ул. Островского д. * при проведении земляных и строительных работ Молчановым О.И.
поврежден объект культурного наследия. По факту нарушения требований
законодательства об охране объектов культурного наследия постановлением Ленинского
районного суда г. Костромы от *.*.20* г. № *-*/20* Молчанов О.И. признан
виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.
7.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере *
руб. В целях выполнения арендатором земельного участка требований ст. 47.3 ФЗ № 73-
ФЗ было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от *.*.20* г. №
*-*/*/*. До настоящего времени указанные в предписании работы не выполнены.
Представители Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области по доверенности явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик Молчанов О.И. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по адресу регистрации, о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, письменных возражений на иск не представил.
Суд, выслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-Ф3), гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-Ф3 для земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия установлен особый режим использования, предусматривающий возможность проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Под сохранением объекта археологического наследия согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона 73-Ф3 понимаются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 36 Федерального закона № 73-Ф3 строительные и иные работы на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения требований к режиму использования земельного участка, установленного статьей 5.1 Федерального закона №73-Ф3, при наличии в проектной документации разделов о проведении спасательных археологических полевых работ либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, и при условии реализации указанных разделов (планов).
Проведение спасательных археологических полевых работ в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45.1 Федерального закона №73-Ф3 проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Федерального закона правообладатель земельного участка, в границах которого расположен объект культурного (археологического) наследия, обязан:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло) под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения, под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования, под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона №73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.
В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая содействия для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок по адресу: город Кострома, улица Островского, д.*, кадастровый № *:*:*:* (далее - Участок) является частью территории объекта археологического наследия «Участок культурного слоя по берегам р.Сулы (посад города)», XII-XVIII вв., принятого под государственную охрану Постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». В соответствии со статьей 4, пунктом 3.1 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 рассматриваемый объект археологического наследия отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Согласно приказу Минкультуры России от 29.12.2015 №29636-р объекту археологического наследия «Участок культурного слоя по берегам р.Сулы (посад города)» присвоен номер 441540383820006 в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно договору аренды от *.*.20* №*.*.* Участок принадлежит Молчанову О. И. на правах аренды с * февраля 20* года. Согласно пункту 1 дополнительного соглашения к договору аренды Участка от *.*.20* «В пределах Участка расположен объект археологического наследия г.Кострома, «Участок культурного слоя по берегам р.Сулы (посад города)», XII- XVIII вв...» Таким образом, Молчанов О.И. был уведомлен о нахождении в границах Участка объекта археологического наследия. * марта 20* г. Молчановым О.И. заключен охранный договор (обязательство) №*-*/* в отношении указанного объекта археологического наследия в границах Участка. Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.6 охранного договора (обязательства) №*-*/* Молчанов О.И. принял на себя обязательство «за свой счет поддерживать территорию памятника в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии», извещать орган охраны объектов культурного наследия «о всяком повреждении и ином обстоятельстве, причинившем вред объекту археологического наследия или угрожающих причинением такого вреда и своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника».
В 20*-20* гг. на Участке были проведены археологические раскопки на площади * м2 на основании разрешений (открытых листов) Минкультуры России от *.*.20* №* и от *.*.20* №840 на участке устройства фундаментов культурно-выставочного центра. Иные работы по сохранению объекта археологического наследия (проектирование и проведение археологических полевых работ согласно требованиям ст.5.1, 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3) в 20*-2016 гг. в инспекции не согласовывались, разрешение (открытый лист) Минкультуры России на такие работы в инспекцию не представлялся, отчет о результатах археологических работ не представлялся.
В период с *.*.20* года по *.*.20* года на основании задания начальника инспекции от *.*.20* №*-* на осуществление мероприятий по контролю состояния объектов культурного наследия было проведено систематическое наблюдение за состоянием Участка, по результатам которого зафиксировано наличие строительного котлована для возведения культурно-выставочного центра О.И.Молчанова. В северо-западной части данного земельного участка был размещен незавершенный строительством фундамент из сборных железобетонных блоков с габаритами: длина - * метра, ширина - * метров (* м2). Фундамент находится в котловане с габаритами: ширина - * метра, ширина - * метров (* м2). Строительство на Участке не велось длительное время, о чем свидетельствует густая древесно-кустарниковая растительность, отсутствие свежих следов земляных и строительных работ, отсутствие охраны стройплощадки, свободный доступ через проемы ограждения, отсутствие следов движения механизированной техники, аварийное состояние ограждения Участка, имеющего значительные отклонения по вертикали вследствие осыпания стенок котлована. Установлено, что под воздействием атмосферных осадков происходит интенсивное разрушение стенок котлована, осыпание и размытие культурного слоя объекта культурного (археологического) наследия, представленного грунтом серо-светло-коричневого и серо-черного цвета.
*.*.20* в Инспекцию поступило обращение Управления ФСБ России по Костромской области, содержащее информацию о повреждении объекта культурного наследия «Участок культурного слоя по берегам р.Сулы (посад города)», XII-XVIII вв. при проведении Молчановым О. И. земляных и строительных работ.
согласно Акту обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от *.*.20*, на земельном участке по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. * организована строительная площадка с размещением котлована и фундаментов объекта капитального строительства. При осмотре было также зафиксировано, что стенки котлована осыпаются под воздействием атмосферных осадков, обнажен культурный слой объекта археологического наследия в виде грунта серо-коричневого цвета, в осыпях культурного слоя объекта археологического наследия найдены шесть фрагментов глиняной посуды XV-XVIII вв., что указывает на то, что отвалы грунта являются культурным слоем объекта археологического наследия. Согласно письмам Управления ФСБ России по Костромской области от *.*.20* года №№*, * изъятые *.*.20* фрагменты глиняной посуды были направлены на изучение в специализированную организацию в области проведения археологических работ - ООО «Костромская археологическая экспедиция», проведено научное определение фрагментов глиняной посуды.
Данные фрагменты определены ООО «Костромская археологическая экспедиция» как археологические предметы, представляющие историческую и археологическую ценность, и относящиеся к объекту археологического наследия «Участок культурного слоя по берегам р.Сулы (посад города)» (Заключение об осмотре и научном определении представленного материала от *.*.20* года).
Таким образом, из документов и сведений, имеющихся в Охранкультуры Костромской области и поступивших из Управления ФСБ России по Костромской области следует, что начиная с 20* года и на момент поступления в Охранкультуры Костромской области обращения Управления ФСБ России по Костромской области (*.*.20*) арендатор земельного участка по адресу: г.Кострома, ул.Островского, д.*, кадастровый № *:*:*:* Молчанов О. И., приостановив строительство культурно-выставочного центра, зная об осыпаниях котлована, безразлично относился к состоянию объекта археологического наследия на участке открытого (незасыпанного) котлована и проведения работ по вертикальной планировке, не предпринимал мер к предотвращению осыпания и размытия культурного слоя объекта археологического наследия в границах котлована и участка проведения работ по вертикальной планировке, вследствие чего допустил ухудшение состояния объекта археологического наследия, не сообщал о причинении вреда или угрозе причинения вреда объекту археологического наследия в результате осыпания и размытия стенок котлована в Охранкультуры Костромской области, что является нарушением со стороны Молчанова О.И. требований пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3, а также пунктов 2.2.1 и 2.2.6 охранного договора (обязательства) №*-*/*.
По факту нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия постановлением Ленинского районного суда г. Костромы от *.*.20* № *-*/20* Молчанов О.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Ко АП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
В целях выполнения арендатором земельного участка по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д.* требований статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от *.*.20* №*-*/*/* путем рекультивации котлована с трамбованием грунта, используемого для обратной засыпки, или устройства сплошной съемной опалубки по периметру котлована с засыпанием пазух фунтом с трамбованием под наблюдением специалиста-археолога, имеющего разрешение (открытый лист) Минкультуры России на проведение археологических работ со сроком исполнения до *.*.20* г. Постановлением Ленинского районного суда г. Костромы от *.*.20* № *-*/20* по факту неисполнения указанного предписания Молчанов О.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
*.*.20* в адрес Молчанова О.И. было направлено повторное предписание №*-*/*-* на проведение указанных выше работ в срок до *.*.*.
*.*.20* года на основании задания начальника инспекции от *.*.20* №* был проведен контроль состояния объекта культурного наследия федерального значения «Участок культурного слоя по берегам р.Сулы (посад города)», XII-XVIII вв. в границах Участка с целью проверки исполнения повторного предписания № *-*/*-*. Актом осмотра от *.*.20* №*-*/* зафиксировано наличие на Участке неукрепленных опалубкой участков котлована протяженностью 8 и 15 метров, а также отсутствие засыпки пазух котлована по стороны смежного землепользования по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д.* и со стороны улицы Островского. Постановлением Ленинского районного суда г. Костромы от *.*.20* № *-*/20* по факту неисполнения повторного предписания Молчанов О.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
*.*.20* в адрес Молчанова О.И. было направлено повторное предписание № *-*/*-* на проведение работ в срок до *.*.20*. Постановлением Ленинского районного суда г. Костромы от *.*.20* № *-*/20* по факту неисполнения повторного предписания Молчанов О.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
*.*.20* в адрес Молчанова О.И. было направлено предписание № *-*/*-* на проведение в срок до *.*.20* работ по рекультивации котлована с трамбованием грунта, используемого для обратной засыпки, либо работ по устройству сплошной съемной опалубки по периметру котлована с засыпанием пазух грунтом с трамбованием под наблюдением специалиста-археолога, имеющего разрешение (открытый лист) Минкультуры России на проведение археологических работ.
Указанные в предписании работы до настоящего времени не выполнены. Молчанов О.И., являясь арендатором земельного участка в границах объекта археологического наследия, систематически нарушает действующее законодательство в области охраны объектов культурного наследия, не выполняя требования по сохранению Объекта.
Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе № 73-Ф3 правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого Ответчиком на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате. С учетом изложенного суд приходит в выводу об удовлетворении требований истца об обязании Молчанова О. И. на территории земельного участка с кадастровым номером *:*:*:* по адресу: г. Кострома, ул. Островского, д. * в границах объекта культурного наследия федерального значения (памятника археологии) «Участок культурного слоя по берегам р. Сулы (посад города)», XII-XVIII вв.» осуществить рекультивацию котлована с трамбованием фунта, используемого для обратной засыпки, либо устроить сплошную съемную опалубку по периметру котлована с засыпанием пазух грунтом с трамбованием под наблюдением специалиста-археолога, имеющего разрешение (открытый лист) Минкультуры России на проведение археологических работ в течение * месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу.
В силу положений ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в связи с чем с ответчика подлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере * руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *:*:*:* ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. * ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░ (░░░░░ ░░░░░░)», XII-XVIII ░░.» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ * ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ * ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ * ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░