Мотивированное решение от 27.11.2023 по делу № 02а-1009/2023 от 24.07.2023

№ 2а-1009/2023

УИД 77RS0010-02-2023-009937-02

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

13 ноября 2023 года                                                адрес

 

Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Виноградовой Е.Н.,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело    № 2а-1009/2023 по административному иску Биктимирова Расима Насимовича к Объединенному военному комиссариату адрес, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу,  Объединенного военного комиссариата адрес о признании решения и медицинского заключения незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

 

фио обратился в суд с указанным иском к Объединенному военному комиссариату адрес, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Объединенного военному комиссариату адрес о признании решения и медицинского заключения незаконными, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что решением призывной комиссии военного комиссариата по адрес от 16.11.2021 года Биктимиров Р.Н. был признан ограниченно годным к военной службе с установлением категории годности к военной службе – «В».

12.04.2023 г. призывной комиссией адрес было проведено контрольное медицинское освидетельствование административного истца, по результатам которого решение военного комиссариата адрес от 16.11.2021 г. было отменено, Биктимиров Р.Н. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с установлением категории годности к военной службе «Б-4».

По мнению административного истца, оспариваемое решение необоснованно и незаконно, нарушает его право на получение отсрочки от призыва на военную службу, поскольку медицинское освидетельствование проведено с нарушением требований положения о военно-врачебной экспертизе, так как у фио имеется не призывное заболевание «кифосколиоз», однако жалобы и медицинские документы истца не были учтены врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Просил признать незаконным решение об отправке в ВС РФ Биктимирова Р.Н., как вынесенное с нарушением закона и необоснованное; обязать Объединенный военный комиссариат адрес изменить категорию годности истца на категорию «В», либо в случае несогласия выдать направление на обследование; признать незаконным заключение врача, руководящего медицинским освидетельствованием, Объединенный военный комиссариат адрес, проводившего медицинское освидетельствование и установившего категорию годности.

Административный истец в ходе судебного заседания требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Проверив доводы административного истца, исследовав материалы административного дела и оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, - предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС РФ.

По смыслу части 1 статьи 218, части 8 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца. При этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Порядок призыва на военную службу в Российской Федерации и основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности), а также другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 статьи 26 Закона о воинской обязанности).

В силу пункта 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

По правилам пункта 2 статьи 8 Закона о воинской обязанности воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 той же статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Согласно требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 данного Закона.

В силу подпункта «а» пункта 1, пункта 2 статьи 22 Закона о воинской обязанности на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.

Категории граждан, не подлежащих призыву на военную службу, а также основания для освобождения граждан от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, - приведены в статье 23 Закона о воинской обязанности, основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу предусмотрены статьей 24 того же Закона.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 24 Закона о воинской обязанности отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.

По правилам пункта 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона о воинской обязанности граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 202 данного Закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Согласно пункту 12 той же статьи медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 21 статьи 22 и подпункте «а» пункта 1 статьи 24 данного Закона), проводится по их заявлению.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 статьи 51 Закона о воинской обязанности).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Биктимиров Расим Насимович, паспортные данные, состоит на воинском учете в Объединенном военном комиссариате адрес.

При первоначальной постановке на учет административному истцу была присвоена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Решением призывной комиссии военного комиссариата по адрес от 16.11.2021 года Биктимиров Р.Н. был признан ограниченно годным к военной службе с установлением категории годности к военной службе – «В» на основании пункта «в» графы 1 статьи 66 Расписания болезней, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». По результатам медицинского освидетельствования административному истцу установлен диагноз: «Дегенеративно-дистрофические изменения поясничного отдела позвоночника. Экструзия диска. Относительный стеноз позвоночного канала».

12.04.2023 г. призывной комиссией адрес было проведено контрольное медицинское освидетельствование административного истца, по результатам которого решение военного комиссариата адрес от 16.11.2021 г. было отменено, Биктимиров Р.Н. на основании пункта «г» графы 1 статьи 66 Расписания болезней, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с установлением категории годности к военной службе «Б-4». По результатам контрольного медицинского освидетельствования административному истцу установлен диагноз: «Сколиоз грудного отдела позвоночника 2 ст. (14%), остеохондроз поясничного отдела позвоночника (6%), грыжа в поясничном отделе без нарушения функций».

На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.

Так, согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

По результатам медицинского освидетельствования врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.

В соответствии с п.5.1 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Указанные положения закона были соблюдены при проведении в отношении фио мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Возражая против законности заключения медицинской комиссии, административный истец указывал на наличие у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы.

Однако поставленный по результатам проведенного контрольного медицинского освидетельствования диагноз административным истцом в установленном порядке оспорен не был.

Из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года № 574.

Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

С таким заявлением административный истец не обращался.

Кроме того, статья 66 Расписания болезней утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, содержит не только указание на заболевания позвоночника, но и определяет и совокупность условий, при которых оно определяет ту или иную категорию годности; и только совокупность перечисленных в описании к указанной статье клинических и рентгенологических признаков дает основание для применения пункта «В».

Согласно описанию к пункту «в» статьи 66 графы 1 Расписания болезней к пункту «в» относятся фиксированные приобретенные искривления позвоночника, сопровождающиеся ротацией позвонков (сколиоз II степени, остеохондропатический кифоз с клиновидной деформацией 3 и более позвонков со снижением высоты передней поверхности тела позвонка в 2 и более раза и др.), за исключением фиксированного сколиоза II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций.

При этом для незначительной степени нарушения функций позвоночника характерны: клинические проявления статических расстройств возникают через 5 - 6 часов вертикального положения; ограничение амплитуды движений в позвоночнике в шейном и (или) грудном и поясничном отделах позвоночника до 20 процентов; двигательные и чувствительные нарушения, проявляющиеся неполной утратой чувствительности в зоне одного невромера, утратой или снижением сухожильного рефлекса, снижение мышечной силы отдельных мышц конечности при общей компенсации их функций.

При межпозвонковом остеохондрозе к перечисленным признакам добавляются краевые костные разрастания, образующиеся в плоскости диска и продолжающие площадки тел позвонков, а также субхондральный остеосклероз, который выявляется на рентгенограммах с отчетливым изображением структуры.

Болевой синдром при физической нагрузке должен быть подтвержден неоднократными обращениями за медицинской помощью, которые отражаются в медицинских документах освидетельствуемого.

Только совокупность перечисленных клинических и рентгенологических признаков ограниченного деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза дает основание для применения пункта "в".

Таких данных административным истцом не приведено.

Административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения контрольного медицинского освидетельствования он имел клинические проявления заболевания, дающие основания для установления ему категории годности «В», а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.

Наличие у фио заболевания с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования, не подтверждено.

Имеющееся у административного истца заболевание само по себе не освобождает его от призыва на военную службу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 173 - 179 КАС РФ,

РЕШИЛ:

 

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░,  ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

 

░░░░░                                                                           ░.░. ░░░░░░░░░░░

 

 

 

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.11.2023 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-1009/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 13.11.2023
Истцы
Биктимиров Р.Н.
Ответчики
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Объединенного военного комиссариата Измайловского района
Объединенный военный комиссариат Измайловского района
Призывная комиссия района Измайлово г. Москвы
Военный комиссариат города Москвы
Призывная комиссия города Москвы
Суд
Измайловский районный суд
Судья
Виноградова Е.Н.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.11.2023
Мотивированное решение
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее