Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 29 ноября 2017 г.
Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Ивановой А.Ю., с участием прокурора Лазаревой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2490/2017 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «ОДК-Сатурн» о признании недействующим пункта 2020 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пунктов 4865, 5309 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», пунктов 7392, 7393 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы»,
У С Т А Н О В И Л:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1) (далее – Перечень на 2015 год).
Пунктом 2020 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (далее – здание 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы» в пункте 1 постановления Правительства Москвы № 700-ПП исключены слова «на 2015 год и последующие налоговые периоды». Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее – Перечень на 2016 год).
Постановление № 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 67, 1 декабря 2015 года.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2016 года, под пунктом 4865 также включено указанное выше здание 1, под пунктом 5309 включено здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (далее – здание 2).
Под пунктом 7392 здание 1, под пунктом 7393 здание 2 включены в Перечень, изложенный в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП», действующий с 1 января 2017 года (далее – Перечень на 2017 год).
Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В настоящее время в названное постановления внесены изменения постановлениями Правительства Москвы от 31 марта 2015 года № 153-ПП, от 29 апреля 2015 года № 254-ПП, от 30 июня 2015 года № 387-ПП, от 29 июля 2015 года № 466-ПП, от 27 октября 2015 года № 705-ПП, от 26 ноября 2015 года № 786-ПП, от 15 декабря 2015 года № 874-ПП, от 17 мая 2016 года № 252-ПП, от 26 июля 2016 года № 456-ПП, от 29 ноября 2016 года № 789-ПП, от 6 декабря 2016 года № 828-ПП.
ПАО «ОДК-Сатурн», являясь собственником зданий 1,2, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с 1 января 2015 года пункт 2020 Перечня на 2015 года, с 1 января 2016 года пункты 4865, 5309 Перечня на 2016 год, с 1 января 2017 года пункты 7392, 7393 Перечня на 2017 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что здания, включённые в названные Перечни, не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца (по доверенности) Микитасов О.И. в настоящем судебном заседании требования поддержал в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Вовк А.С. требования административного истца не признал, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы – часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд учитывает, что постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», в последствии постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП», оспариваемые в части Перечни на 2015 и 2016 годы изложены в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года и с 1 января 2017 года, соответственно, тем самым Правительством Москвы фактически утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на новые налоговые периоды. Из этого следует, что оспариваемый в части Перечень на 2015 год, действовавший с 1 января по 31 декабря 2015 года и оспариваемый в части Перечень на 2016 год, действовавший с 1 января по 31 декабря 2016 года, в настоящее время фактически утратили силу, поскольку изложены в новой редакции, распространяющей своё действие на очередные налоговые периоды.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть срок уплаты по налогу на имущество за 2015 год на момент рассмотрения настоящего дела истёк, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт применён в отношении административного истца, а срок исковой давности по взысканию недоимки по названному налогу составляет три года, при этом срок по уплате налога на имущество за 2016 и 2017 годы не наступил, суд считает, что оспариваемые административным истцом положения подлежат судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу, в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного правового акта.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», в редакции действующей на налоговые периоды 2015, 2016 годов, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года № 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ПАО «ОДК-Сатурн» является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 7 077,1 кв.м., расположенного по адресу: *** (здание 1), нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 4 590,6 кв.м., расположенного по адресу: *** (здание 2).
Согласно объяснений представителя Правительства Москвы и материалам дела, здание 1 включено в Перечни на 2015, 2016 и 2017 годы на основании акта обследования здания от 1 сентября 2014 года № 9023557, здание 2 включено в Перечни на 2016 и 2017 годы на основании акта обследования здания от 26 июня 2015 года № 9026257 по критерию, предусмотренному подпунктами 2 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64, то есть по виду их фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3.4 приведённого Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 1 сентября 2014 года составлен акт № 9023557 обследования фактического использования здания 1, из раздела 6 которого следует, что при проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения, доступ на объект ограничен, необходимая информация не представлена. Обследование проведено визуально по периметру здания. В соответствии с заключительными положениями акта здание и нежилое помещение фактически используется для размещения офисов.
26 июня 2015 года Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт № 9026257 обследования фактического использования здания 2, согласно выводов которого здание фактически используется одновременно как для целей делового, административного или коммерческого назначения, так и для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. 66% площади здания используется для размещения офисов, 34% площади здания используется под размещение объектов общественного питания.
Вместе с тем, в нарушение Методики определения вида фактического использования нежилых зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения, утверждённой постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП (приложения 1 к Порядку) (далее – Методика) в разделе 6 акта обследования от 1 сентября 2014 года № 9023557, чья форма утверждена этим же нормативным правовым актом, в редакции действовавшей на момент его составления (приложение 2 к Порядку), не указана площадь нежилых помещений отнесённых к каждому виду использования и площадь помещений общего пользования, не произведён расчёт площадей помещений, используемых под каждый вид деятельности, не определено их процентное отношение к общей площади здания. При этом из раздела 2 и заключительных положений названного акта обследования, следует, что 6-этажное нежилое здание общей площадью 7077,10 кв.м., фактически используется для размещения офисов, административно-учрежденческих и производственных помещений. Таким образом, из акта не ясно какой процент площади здания 1 используется для размещения офисов, административно-учрежденческих и производственных целей.
В актах обследования от 1 сентября 2014 года № 9023557, от 26 июня 2015 года № 9026257, на основании которых здания включены в Перечни на 2015, 2016 и 2017 годы, в нарушение требований пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий, не указано выявленных признаков размещения в зданиях офисов, объектов общественного питания. Содержание актов не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20% от общей площади зданий в качестве объектов общественного питания, офисов. Фототаблицы, включённые в указанные акты обследования, не позволяют достоверно установить фактическое использование находящихся в них помещений.
Определение вида фактического использования зданий, в порядке установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП, производится для целей налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
При таких обстоятельствах сам факт недопуска, без наличия объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20% общей площади здания для размещения объектов общественного питания, офисов, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании этого объекта под названные цели и как следствие возложение на налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество, как правило, в большем размере.
При таких обстоятельствах акты обследования зданий 1, 2 от 1 сентября 2014 года № 9023557, от 26 июня 2015 года № 9026257, соответственно, объективно не подтверждают фактическое использование зданий в качестве офисного и (или) торгового центров.
Из материалов дела усматривается, что ПАО «ОДК-Сатурн» является двигателестроительным предприятием, включённым в перечень стратегических предприятий, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года №1226-р и в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утверждённый Приказом Минпромторга России от 13 апреля 2015 № 798. ПАО «ОДК-Сатурн» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), которое выполняет функции единоличного исполнительного органа и владеет 91,49% акций предприятия. ОДК - интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. Производственная деятельность ПАО «ОДК-Сатурн» осуществляется в кооперации с другими предприятиями ОДК, в частности, ПАО «ОДК-УМПО», АО «ОДК-Газовые турбины».
На предприятии введён пропускной и внутриобъектовый режим, который исключает доступ посторонних лиц на объекты предприятия.
Согласно представленного административным истцом расчёта всё здание 1 используется ПАО «ОДК-УМПО» для размещения опытно-конструкторского бюро предприятия. Здание 2 используется ПАО «ОДК-Сатурн» совместно с ПАО «ОДК-УМПО» и ПАО «ОДК-Газовые турбины» для своей основной производственной деятельности. В здании располагается: опытно-конструкторское бюро ПАО «ОДК-УМПО» (2 548,2 кв.м.), научно-технический центр, конструкторский отдел по газотурбинным двигателям, отдел спецтехники, управление по работе с государственными органами ПАО «ОДК-Сатурн» (всего 1600,4 кв.м.), руководство, дирекция по персоналу, отдел модернизации газотурбинных агрегатов, управление по реализации энергетических проектов и пэкиджирования гозоперекачивающих установок АО «ОДК-ГТ» (всего 442 кв.м.), производственная столовая. Иные лица здания не используют.
Деятельность столовой, расположенной в здании 2, не является для ПАО «ОДК-Сатурн» основной и носит социальный характер. Доступ в столовую посторонних лиц, не являющихся работниками предприятия, ограничен, ввиду расположения здания внутри охраняемого периметра и отсутствием входа в здание с улицы. Следовательно, деятельность столовой направлена на обслуживание производства ПАО «ОДК-Сатурн» и находящимися с ним в производственной кооперации предприятиями.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, названные здания 1,2 используются в производственных целях, в них оборудованы производственная столовая, рабочие места руководства и сотрудников предприятия, обеспечивающих функционирование производственного процесса. Здания составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав в качестве объекта вспомогательного, административного назначения.
Доказательств того, что более 20% нежилых помещений зданий имеют самостоятельное офисное назначение и не используются для обслуживания предприятия, административным ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что здания 1,2, не отвечают признакам объектов налогообложения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств, относительно включения зданий 1,2 в Перечни, не представлено.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия налоговому законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 2020 Перечня на 2015 год подлежит признанию недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года. Пункты 4865,5309 Перечня на 2016 год подлежат признанию недействующими с 1 января 2016 года, пункты 7392, 7393 Перечня на 2017 года подлежат признанию недействующими с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП и от 29 ноября 2016 года № 789-ПП, соответственно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление публичного акционерного общества «ОДК-Сатурн» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» пункт 2020 приложения 1 к нему, в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года.
Признать недействующими с 1 января 2016 года пункты 4865, 5309 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы».
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 7392, 7393 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись М.Ю. Казаков
14