Дело №12-36/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
11 мая 2018 года г. Коркино Челябинской области
Коркинский городской суд Челябинской области г. Коркино ул. Мира, д. 34, в лице судьи Рыбаковой О.В.,
при секретаре Шрейбер Н.А.,
с участием защитника юридического лица Зыскиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица Зыскиной В.В. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области Серебряковой Н.В. НОМЕР от 28 марта 2018 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Фабрика ЮжУралКартон» юридический адрес: <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области Серебряковой Н.В. НОМЕР от 28 марта 2018 года юридическое лицо ООО «Фабрика ЮжУралКартон» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
Материалы административного дела направлены в суд государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Челябинской области Серебряковой Н.В.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон» Зыскина В.В. обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что считает его не соответствующим материалам дела, незаконным и необоснованным. В соответствии с абзацем вторым п. 2.3.2 Порядка предусматривается ряд категорий работников, в число которых входят, в частности, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Согласно организационной структуры предприятия ООО Фабрика ЮжУралКартон», а также должностной инструкции - у руководителя регионального направления продаж в непосредственном подчинении сотрудников организации не имеется, соответственно он не подпадает под требования абз. 2 п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29), поскольку не осуществляет непосредственную организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях. Соответственно необходимости прохождения специального обучения по охране труда у руководителя регионального направления продаж - нет. При этом, заявителем дополнительно было проведено обучение лиц указанных выше - руководителей регионального направления продаж, что подтверждается договором на оказание образовательных услуг от 28.03.2018, актом приема-сдачи от 06.04.2018 и протоколом НОМЕР от 06.04.2018. Во исполнение требования ст. 212 ТК РФ, ч. 7 ст. 213 ТК РФ, заявитель устранил нарушение, связанное с допуском работников к исполнению ими своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. 26 марта 2018 ГБУЗ «ОКСПНБ НОМЕР» провело психиатрическое освидетельствование работников ООО «Фабрика ЮжУралКартон» в соответствии с перечнем лиц, направленных на освидетельствование, что подтверждается заключениями комиссии ГБУЗ «ОКСПНБ НОМЕР» от 26.03.2018. В ходе проверки заявитель предоставлял пояснения в отношении факта нарушения требований п. 2.1.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, в частности отсутствия проведения первичного инструктажа на рабочем месте электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда Я.С.Б. Как было пояснено представителем Заявителя энергетиком П.Д.Ю. в пояснительной записке от 19.03.2018, что первичный инструктаж на рабочем месте электрослесаря Я.С.Б. проводился, в журнале регистрации инструктажей, в графе «специальность» при проведении инструктажа Я.С.Б. была ошибочно указана специальность слесарь КиПиА (предыдущая должность Я.С.Б.). При этом, представитель заявителя указывал, что программы проведения первичных инструктажей по охране труда на рабочем месте для данных профессий, электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования и слесаря КиПиА являются идентичными, потому что попадают в разряд специальностей электротехнического персонала. Данный факт также не отрицался и инспекторами ГИТ. Кроме того, Государственной инспекцией труда в Челябинской области при применении к Обществу штрафа в размере 130 000 руб. (максимальный размер, предусмотренный данной нормой), не в полной меры учтена совокупность обстоятельств смягчающих административную ответственность: у организации отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, не учтен заявленный Обществом аргумент о малозначительности совершенных правонарушений. ООО «Фабрика ЮжУралКартон» приняла все необходимые меры по устранению причин нарушений трудового законодательства в области охраны труда. Кроме того, за совершение данных нарушений приняты меры дисциплинарного взыскания в виде замечания в отношении зам. генерального директора по персоналу Б.Т.Л., специалисту по ОТ и ТБ К.О.В., энергетику П.Д.Ю. Просит Постановление НОМЕР с учетом смягчающих обстоятельств уменьшить размер штрафа до минимального предела, предусмотренного соответствующей частью ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица Сербинов А.И., должностное лицо,государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области Серебрякова Н.В., не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья полагает возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствии не явившихся лиц.
Защитник юридического лица Зыскина В.В., в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просилаизменить постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР от 28 марта 2018 года, снизить назначенное наказание в виде штрафа до минимального предела, предусмотренного соответствующей ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в полном объеме, исследовав доводы жалобы, заслушав мнение защитника Зыскиной В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области выполнил указанные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В силу ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, обеспечить прохождения работником предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 № 1/29. Согласно пункту 1.1. данного Порядка, порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей, а пунктом 1.2. установлено, что его требования обязательны для исполнения всеми работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с пунктом 2.3.1. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29), руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
В силу абзаца 1 пункта 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 № 1/29) обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29) обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. В соответствии с абзацем 10 пункта 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29) руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Таким образом, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, могут только руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям, не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2-9 пункта 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 № 1/29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 апреля 2010 № 205н утвержден перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация. Согласно данного перечня одним из видов услуг в области охраны труда, для оказаний которых необходима аккредитация, является «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда».
В силу п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 № 205н с 01.12.2010 оказание услуг включенных в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, утвержденный данным Приказом организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.
Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 апреля 2010 № 205н) установлено, что Минтруд России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений об организациях в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр).
Согласно ст. 213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 № 695), освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 № 377).
В соответствии с частью 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Согласно п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29) Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (первичного инструктажа на рабочем месте по охране труда).
В период с 01.03.2018 по 28.03.2018 государственной инспекцией труда в Челябинской области в ходе проверки трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон», по результатам которой были выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права и составлен акт проверки. Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон». Постановлением НОМЕР от 28 марта 2018 года ООО «Фабрика ЮжУралКартон» было признано виновным по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
В судебном заседании достоверно установлено, и подтверждается материалами дела, что в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 01.03.2018 по 28.03.2018 в ООО «Фабрика ЮжУралКартон» по адресу: АДРЕС, было установлено, что юридическим лицом ООО «Фабрика ЮжУралКартон» были допущены нарушения обязательных требований трудового законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
- по состоянию на 28.03.2018 года ООО «Фабрика ЮжУралКартон» отсутствует в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в нарушение требований статьи 225 Трудового кодекса РФ, пунктов 2.3.1., 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 N 1/29), руководители и специалисты ООО «Фабрика ЮжУралКартон»: руководители регионального направления продаж: К.П.Ю., Ш.А.А., Г.Д.Н., Ш.М.С., Я.Е.А., А.А.Г., Р.Д.В., относящиеся к числу лиц, указанных в абзаце 3 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 N 1/29), обучение в организации, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 № 205н имеющей аккредитацию на оказание услуги «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда», не прошли. Кроме того, указанные работники допускались к исполнению ими трудовых обязанностей в 2018 году, что подтверждается табелями учета рабочего времени за указанные периоды. При рассмотрении вопроса о допуске к исполнению трудовых обязанностей руководителей и специалистов ООО «Фабрика ЮжУралКартон», работодателем (его представителем) ООО «Фабрика ЮжУралКартон» предоставлены протоколы проверки знаний требований охраны труда.
- работники ООО «Фабрика ЮжУралКартон» допущены к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, в том числе: водитель погрузчика 3 разряда, производственного цеха Г.С.М. (приказ о приеме на работу НОМЕР от 04.11.2016); водитель погрузчика 3 разряда, производственного цеха Д.И.Ю. (приказ о приеме на работу НОМЕР от 05.02.2009); водитель погрузчика 3 разряда, механического участка О.С.А. (приказ о приеме на работу НОМЕР/к от 15.11.2013); водитель погрузчика 3 разряда, производственного цеха Б.В.В. (трудовой договор НОМЕР от 09.09.2014); водитель погрузчика 3 разряда, механического участка Б.В.Б. (трудовой договор НОМЕР от 24.08.2016); электрогазосварщик 5 разряда, механического участка Г.С.А. (приказ о приеме на работу НОМЕР/к от 15.11.2013). Указанные работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, перед допуском к самостоятельной работе на прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Допуск к работе подтверждается табелями учёта рабочего времени за период с 01.01.2018 по 28.02.2018.
- энергетик ООО «Фабрика ЮжУралКартон» П.Д.Ю. 22.02.2017 допустил без проведения первичного инструктажа на рабочем месте электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда Я.С.Б. (трудовой договор НОМЕР от 22.02.2017), первичный инструктаж по охране труда 22.02.2017 был проведен Я.С.Б. по профессии слесарь КиПиА. (пояснительная записка энергетика ООО «Фабрика ЮжУралКартон» П.Д.Ю. от 19.03.2018), в нарушение требований п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 НОМЕР).
Таким образом, юридическое лицо ООО «Фабрика ЮжУралКартон» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то есть допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Привлекая юридическое лицо ООО «Фабрика ЮжУралКартон» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ государственный инспектор труда в Челябинской области пришел к правильному выводу о нарушении юридическим лицомзаконодательства о труде, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.
Виновность юридического лица - ООО «Фабрика ЮжУралКартон» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нашла своё полное подтверждение при исследовании материалов дела, а именно: протокола об административном правонарушении НОМЕР от 28 марта 2018 года; акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 28 марта 2018 года НОМЕР, предписания от 28.03.2018 года НОМЕР, выписки из ЕГРЮЛ ФНС России ООО «Фабрика ЮжУралКартон»; свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон», свидетельства о постановке на учет Российской организации ООО «Фабрика ЮжУралКартон» в налоговом органе по месту ее нахождения; решения единственного участника ООО «Фабрика ЮжУралКартон» от 30.03.2018, а также другими имеющимися в деле доказательствами.
Объективных данных, ставящих под сомнение представленные административным органом доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.
Государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области Серебрякова Н.В. при рассмотрении дела полно, объективно и всесторонне исследовала все представленные доказательства.
Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, указано, в чем выразилось нарушение государственных нормативных требований охраны труда.
Выводы должностного лица Государственной инспекцией труда в Челябинской области основаны на указанных в постановлении доказательствах и нормативных правовых актах, регулирующих данные отношения.
Процессуальные документы, исследованные судом в качестве доказательств по делу, были составлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномоченными на то лицами, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, наделенным полномочиями по составлению процессуальных документов, фиксирующими определённые обстоятельства, имеющие значение по делу, являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон», не усматривается.
Должностное лицо государственный инспектор труда государственной инспекцией труда в Челябинской области Серебрякова Н.В. пришла к правильным выводам о том, что юридическим лицом - ООО «Фабрика ЮжУралКартон» не было принято достаточных мер по соблюдению трудового законодательства, что, в свою очередь, в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ влечет для юридического лица наступление административной ответственности.
Действиям юридического лица дана верная юридическая оценка по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что у ООО «Фабрика ЮжУралКартон» возможность соблюдения требований трудового законодательства имелась.
Таким образом, в действиях юридического лица - ООО «Фабрика ЮжУралКартон» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности своевременного выполнения требований трудового законодательства, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что руководители регионального направления продаж не должны были проходить обучение по охране труда, поскольку не имеют в подчинении сотрудников организации согласно структуры предприятия, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с должностной инструкцией руководителя регионального направления продаж (л.д. 41-44), он как руководитель структурного подразделения осуществляет контроль и надзор за проведение работ менеджера отдела продаж, то есть, в соответствии с абз. 2 п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29) обязаны проходить обучение по охране труда.
Ссылка в жалобе на то, что п. 3 постановления неправомерно указано о том, что энергетик П.Д.Ю. 22.02.2017 допустил без проведения первичного инструктажа на рабочем месте электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда Я.С.Б., поскольку в указанный день Я.С.Б. прошел первичный инструктаж как слесарь КиПиА, и указанная запись была внесена ошибочно, поскольку последний был переведен на другую работу, и по указанным должностям идентичные программы проведения первичных инструктажей по охране труда для специальностей электротехнического персонала, не может быть принят во внимание судом, и не влечет исключение указанного пункта из постановления. Поскольку работник Я.С.Б. 22.02.2017 выполнял работу не как слесарь КиПиА, а как электрослесарь по ремонту оборудования 5 разряда, то есть, выполнял иной вид работ, и должен был проинструктирован в соответствии с занимаемой должностью.
Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного юридическим лицом ООО «Фабрика ЮжУралКартон» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также для изменения назначенного наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно статье 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" N 209-ФЗ от 24 июля 2004 года сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения об ООО «Фабрика ЮжУралКартон», датой включения в реестр является 10 августа 2017 года.
Однако, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем из оспариваемого постановления административного, в рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается. Нарушение требований в области охраны труда могло привести к возникновению угрозы причинения жизни и здоровью работников, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, оснований для изменения назначенного юридическому лицу ООО «Фабрика ЮжУралКартон» наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Весте с тем, постановление должностного лица о назначении административного наказания не отвечает требованиям п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в постановлении должно содержаться мотивированное решение по делу, в том числе и в части назначаемого наказания.
Обсуждая вопрос об административном наказании, судья апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По общим правилам назначения административного наказания, изложенным в частях 1, 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу положений ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ перечень законодательно установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отличие от перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничен и расширительному толкованию не подлежит.
В тексте оспариваемого постановления отсутствуют сведения об отягчающих обстоятельствах.При этом наказание назначено юридическому лицу выше, минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Учитывая, что должностным лицом не были установлены отягчающие обстоятельства по делу, и нарушения выявленные в ходе проверки были устранены до вынесения постановления по делу, решение должностного лица в части назначения штрафа в указанном размере не мотивировано.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «ФабрикаЮжУралКартон», отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отягчающих обстоятельств по делу, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 130 000 рублей не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
Учитывая изложенное, а также характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, прихожу к выводу о наличии оснований для снижения административного штрафа до 55000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Руководствуясь ст. ст. ч. 1 ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.1-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда государственной инспекцией труда в Челябинской области Серебряковой Н.В. НОМЕР от 28 марта 2018 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фабрика ЮжУралКартон» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушенияхизменить путем снижения назначенного административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Фабрика ЮжУралКартон» в виде административного штрафа со 130 000 (ста тридцати тысяч) рублей до 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: п/п
Копия верна.
Судья: О.В. Рыбакова
Решение вступило в законную силу:
Секретарь: Н.А. Шрейбер