Мировой судья фио Номер в суде апелляционной инстанции № 11-273/2323 | Дело № 02-0234/464/2023 УИД 77MS0467-01-2023-000390-84 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Уткиной О.В.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» по доверенности фио на решение мирового судьи судебного участка № 464 адрес от 10 мая 2023 года по гражданскому делу № 02-0234/464/2023 по иску ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» к Люблинскому Игорю Исааковичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, которым постановлено:
- В удовлетворении исковых требований ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» к Люблинскому Игорю Исааковичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО - отказать,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» обратилось в суд с иском к Люблинскому И.И. о взыскании за период с 01.01.2019 по 30.06.2022 задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере сумма, пени за просрочку коммунальных платежей за период с 11.02.2019 по 06.02.2023 г. в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» в соответствии с конкурентными процедурами, проведенными Министерством экологии и природопользования адрес, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) на территории, включающей в себя Солнечногорск, адрес с 01.01.2019 г. Ответчик является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес, адрес (площадью 82,3 кв.м.).
Истец ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» в заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Люблинский И.И. в заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, не оспаривал, что является собственником жилого помещения по указанному истцом адресу, вместе с тем пояснил, что неоднократно обращался к истцу с заявлениями о проведении перерасчета сумм по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО, поскольку он не проживает по указанному в иске адресу, оплачивает указанные услуги по трем иным адресам, при выставлении счетов на оплату просил учесть льготное удостоверение на сокращение суммы оплаты, поскольку он является полковником запаса, и выставлять счета на оплату на бумажном носителе, а также сообщил, что ближайшая точка сбора ТКО находится на расстоянии более 1,5 км от его дома, истец фактически услуги по вывозу ТКО не оказывает, ответчик занимается самостоятельно вывозом ТКО, поскольку является главным инженером «МСК-НТ». Также ссылался на пропуск срока исковой давности по части требований.
Третье лицо адрес Покровское-Стрешнево адрес в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Мировым судьей постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» по доверенности фио, ссылаясь на наличие публичного договора на оказание услуги по обращению с ТКО; непоступление от ответчика заявлений о неоказании услуги по обращению с ТКО или ее оказание ненадлежащего качества; субъективный, не подтвержденный никакими нормативно-правовыми актами, вывод мирового судьи о том, что расположение контейнерной площадки по вывозу ТКО на расстоянии более 1 км от дома ответчика не отвечающим критерию «ближайшей»; на то, что оплата ответчиком коммунальной услуги по вывозу ТКО по иным адресам не является законным основанием к освобождению его от указанной обязанности по спорному адресу.
Ответчик о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Выслушав представителя истца ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» по доверенности фио, просившего об отмене оспариваемого судебного акта и удовлетворении исковых требований в полном объеме, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
В соответствии с п. 3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям закона не отвечает.
Как было установлено судом первой инстанции, 28.04.2018 между ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» и Министерством экологии и природопользования адрес заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексеевской адрес (адрес и г.адрес), в соответствии с которым ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне нахождения объекта ответчика, и оказывает услугу с 01.01.2019.
Объект ответчика расположен по адресу: адрес, адрес, что подтверждено выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости (л.д. 14-15), ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь общими положениями Жилищного кодекса РФ об обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о структуре соответствующей платы, Гражданского кодекса РФ об обязательствах, недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, о возмездном оказании услуг, о публичном договоре, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом мировой судья исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств о фактическом оказании истцом услуг по вывозу ТКО по адресу: адрес, адрес, на имя ответчика в установленном порядке квитанции не направлялись. Кроме того, исходя из представленной схемы расположения ближайшей контейнерной площадки по вывозу ТКО, мировой судья пришел к выводу о том, что она расположена на расстоянии более 1 километра, что не отвечает критерию «ближайшей».
Согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам по делу.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору); утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1, п. 4, п. 7 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 1, п. 2, п. 4, п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора; по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора; Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления; договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 8(17) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу п. 8(18) Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории, на которой расположено принадлежащее ответчику жилое помещение. Между Люблинским И.И. и региональном оператором ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» договор не заключался, что ответчик не отрицал в ходе разбирательства. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что между сторонами заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО.
Согласно постановлению Правительства адрес от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории адрес» для ООО «Экопромсервис» на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года установлен единый тариф в размере сумма за 1 куб. метр с НДС.
В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования адрес от 09.10.2018 года № 607-РМ с 01 января 2019 года в адрес для индивидуальных жилых домов применяется норматив накопления ТКО в размере 0,114 куб.м на 1 кв.м в год, в том числе: 0,087 куб.м, на 1 кв.м ТКО, не являющихся крупногабаритными, и 0,027 куб.м на 1 кв.м крупногабаритных отходов относящихся к ТКО.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам адрес № 403-Р от 20.12.2019 года «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории адрес» на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2021 года установлен единый тариф в размере сумма за 1 куб. метр с НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам адрес 98-Р от 18.06.2021 года «О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам адрес № 403-Р от 20.12.2019 года» на период с 01 июля 2021 года по 21.12.2021 года установлен единый тариф в размере сумма за 1 куб. метр с НДС.
24 января 2019 года между ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» и ПАО «Мосэнергосбыт» был заключен договор возмездного оказания услуг, в соответствии с которым последний обязался совершать действия, связанные с организацией ежемесячных начислений за коммунальную услугу и включение в ЕПД, в том числе формировать ЕПД за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, долгов за прошлый период и пени, осуществлять печать и доставку ЕПД плательщикам (л.д. 19-20).
Как указывает ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС», Люблинский И.И. не вносил плату за обращение с ТКО, в связи с чем за период с 01.01.2019 по 30.06.2022 образовалась заявленная ко взысканию задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере сумма, ввиду несвоевременного внесения паты истцом начислены пени за период с 11.02.2019 по 06.02.2023 г. в размере сумма
Расчет задолженности и пени, представленный истцом, суд апелляционной инстанции признает арифметически правильным, соответствующим условиям публичного договора и закона. Ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательств по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Высказанная ответчиком в суде первой инстанции позиция о его праве на льготы в материалах дела какими-либо доказательствами не подтверждена, в связи с чем суд лишен возможности дать оценку в соответствующей части.
Доводы ответчика о том, что он несет расходы по оплате ТКО по иным адресам, твердые коммунальные отходы при их образовании он вывозит лично, не освобождают ответчика от несения данных расходов по месту нахождения спорного объекта недвижимости и не подтверждают отсутствие ведения какой-либо деятельности на объекте. Любая хозяйственная деятельность влечет за собой образование твердых коммунальных отходов, обращение с которыми может осуществлять только региональный оператор. Неиспользование ответчиком жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения его, как собственника названного жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
У ответчика отсутствует собственная площадка, либо мусорный бак (выкатные бачки и т.п.) и соответственно платеж зависит не от объема ТКО, обратного в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, соответственно, при расчете начислений учитывается объем ТКО в соответствии с нормативом.
Согласно п. 5 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам адрес (http://ktc.mosreg.ru/).
Доводы об отсутствии фактически оказываемых истцом услуг в связи с отдаленностью расположения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов от дома ответчика, несостоятельны, поскольку несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что оператор не оказывает услугу по обращению в твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома ответчика. Кроме того, в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы ответчика о неполучении платежных документов по оплате за обращение с ТКО не освобождают потребителя от обязанности внесения соответствующей платы. Непредоставление со стороны регионального оператора по обращению с ТКО или уполномоченных лиц доказательств по направлению потребителю платежных документов свидетельствует, по мнению суда апелляционной инстанции, об отсутствии вины ответчика в просрочке внесения платежей и отсутствии оснований для взыскания пени.
Разрешая заявление ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд апелляционной инстанции руководствуется положениями ст. 196, 199 ГК РФ, а также постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 43, в п. 17 которого разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. При этом начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь с момента вступления в силу определения суда об оставлении заявления без рассмотрения или прекращения производства по делу, либо отмены судебного приказа (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43).
Как следует из материалов дела, 29.08.2022 мировым судьей судебного участка № 247 Солнечногорского судебного адрес в отношении Люблинского И.И. вынесен судебный приказ по гражданскому делу № 2-2488/2022 на взыскание задолженности по коммунальной услуге за период с 01.01.2019 по 30.06.2022 года по услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определением мирового судьи судебного участка № 247 Солнечногорского судебного адрес от 12.12.2022 вышеуказанный судебный приказ отменен на основании заявления должника. Настоящее исковое заявление поступило в суд 13.02.2023, то есть до истечения шести месяцев.
С заявлением о выдаче судебного приказа истец обращался в августе 2022 года, то есть по платежам до августа 2019 года срок исковой давности истцом пропущен.
Заявление о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности было сделано ответчиком в суде первой инстанции.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и оценив собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 августа 2019 года по 30 июня 2022 года в размере сумма.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по уплате госпошлины в размере сумма, пропорционально удовлетворенной части иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 464 адрес от 10 мая 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования ООО «Экопромсервис» удовлетворить частично.
Взыскать с Люблинского Игоря Исааковича (паспортные данные) в пользу ООО «Экопромсервис» (ИНН 5047050503) задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 августа 2019 года по 30 июня 2022 года в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Судья: О.В. Уткина