Дело № 2-153/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2017 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Денисенко А.В.,
с участием представителя истца К.С.В. – К.Л.И.,
представителя третьего лица ГКУ Амурской области - УСЗН по г. Райчихинску и пгт. Прогресс К.Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.С.В. к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности произвести выплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании судебных расходов,
У с т а н о в и л:
К.С.В. обратился в суд с иском к ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и пгт.Прогресс, Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности произвести выплату стоимости проезда к месту лечения и обратно, взыскании судебных расходов, указав в обоснование требований, что он является инвалидом <....> группы бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Амурской области он был направлен на оперативное лечение в <адрес>. В целях оказания высокотехнологической медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ он выехал к месту лечения, воспользовавшись воздушным видом транспорта по маршруту <данные изъяты>. Стоимость перелета до места лечения составила <....> руб. Согласно справке стоимость проезда в купейном вагоне по маршруту <данные изъяты> на поезд № ДД.ММ.ГГГГ составляла <....> руб. <....> коп. и <данные изъяты> составляла <....> руб. <....> коп., а всего - <....> руб. <....> коп. Обратно, после оказанного лечения, истец выехал ДД.ММ.ГГГГ на поезде <данные изъяты>. Стоимость проезда составила <....> руб. <....> коп. ДД.ММ.ГГГГ. на поезде <данные изъяты> проезд составил <....>руб. <....>коп. Для получения компенсации за проезд к месту лечения и обратно истец ДД.ММ.ГГГГ сдал все необходимые документы в Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и п.г.т. Прогресс. По результатам рассмотрения его заявления Министерством социальной защиты населения Амурской области ДД.ММ.ГГГГ истцу дан ответ об отказе в назначении и выплате компенсации расходов, произведенных истцом за проезд за счет собственных средств. Основанием для отказа послужило то, что на момент его обращения в учреждение соцзащиты за компенсацией расходов на проезд к месту лечения и обратно - полномочия министерством не осуществлялись, а лимиты на данные выплаты были использованы до ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно с этим письмом учреждение вернуло ему все документы, которые он прикладывал для получения компенсации за проезд к месту лечения и обратно. Считает, что поскольку проездные документы были им сданы в учреждение соцзащиты населения ДД.ММ.ГГГГ в период, когда такую обязанность выполняло Минсоцзащиты Амурской области, следовательно, ответчик должен ему выплатить стоимость к месту лечения. На основании изложенного К.С.В. просил возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Райчихинску и п.г.т. Прогресс и Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести выплату К.С.В. стоимости проезда к месту лечения и обратно в соответствии со стоимостью проезда в купейном вагоне по маршруту <данные изъяты> на поезде № ДД.ММ.ГГГГ и маршруту <данные изъяты> <....>руб. <....>коп. и обратно на поезде <данные изъяты> - <....>руб. <....>коп. и на поезде № <данные изъяты> - <....>руб. <....>коп., а всего <....>руб <....> копеек. Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу К.С.В. расходы, по составлению иска в размере <....> рублей.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, ГУ – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель истца К.Л.И. уточнила исковые требования в части круга ответчиков, просила возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести выплату К.С.В. стоимости проезда к месту лечения и обратно в соответствии со стоимостью проезда в купейном вагоне по маршруту <данные изъяты> на поезде № ДД.ММ.ГГГГ и маршруту <данные изъяты> <....>руб. <....>коп. и обратно на поезде <данные изъяты> в плацкартном вагоне - <....>руб. <....>коп. и на поезде <данные изъяты> - <....>руб. <....>коп., а всего <....> рубль <....> копеек. Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу К.С.В. расходы, по составлению иска в размере <....> рублей.
Определением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску К.С.В. о возложении обязанности произвести выплату стоимости проезда к месту лечения и обратно в части требований к ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г.Райчихинску и пгт.Прогресс прекращено.
Истец К.С.В., представители ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, третьих лиц Министерства финансов Амурской области, ГУ – Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представитель ответчика и представители третьих лиц ГУ – Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствия неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца К.С.В. – К.Л.И. на уточненных требованиях настаивала, пояснила об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель третьего лица ГКУ Амурской области – УСЗН по г.Райчихинску и пгт.Прогресс К.Р.Н. в судебном заседании пояснила, что механизм предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на территории Российской Федерации по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения до 01.01.2016 года определялся Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 20.05.2011 года № 320. Пунктом 4 Порядка установлено, что предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте осуществляется министерством социальной защиты населения области. В соответствии с п. 7 Порядка № 320 заявление о предоставлении бесплатного проезда на междугородном транспорте подается гражданином либо лицом, представляющим его интересы, в государственные казенные учреждения – управления социальной защиты населения по месту жительства или в министерство в письменной форме или в форме электронного документа. Согласно п.п. 8,9 Порядка № 320 сотрудник ГКУ-УСЗН или министерства, в должностные обязанности которого входит принятие заявления, снимает копии с документов, предусмотренных подп. 1 и 2 п. 7 настоящего Порядка, заверяет подлинность данных копий, возвращает оригиналы этих документов заявителю, прилагает указанные копии вместе с иными документами, представленными заявителем, к заявлению, и выдает заявителю отрывной талон о принятии заявления. ГКУ-УСЗН направляет в министерство принятые заявления и приложенные к ним документы в течение 3 рабочих дней со дня их поступления. К.С.В. обратился в Учреждение с заявлением и приложенными к нему документами ДД.ММ.ГГГГ. Специалистом Учреждения документы были приняты, что подтверждается записью в регистрационном журнале и в срок, предусмотренный Порядком №, переданы в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Считает, что Учреждением надлежащим образом выполнены требования действующего законодательства по передаче документов.
Из письменного отзыва представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, поступившего в суд ДД.ММ.ГГГГ, следует, что требования К.С.В. не подлежат удовлетворению в связи со следующим. Исполнение части полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществлялось министерством с 01.01.2011 года в связи с передачей государственных полномочий. Указанные полномочия были переданы соглашением Правительству Амурской области. Постановлением Правительства области от 20.05.2011 г. №320 был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов за проезд, произведенных за счет собственных средств граждан. Порядком № 320 было предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется как в форме обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на праве получения бесплатных проездных документов, так и в форме выплаты гражданам компенсации за самостоятельно приобретенные билеты к месту лечения и обратно. В указанной части постановление правительства Амурской области от 20.05.2011 г. № 320 никем в установленном порядке оспорено не было и действовало, вплоть до утраты силы, то есть до 31.12.2015 года. Согласно письму Минтруда России от 25.05.2015 года № 13/3/10/В-3676 «О реализации части федеральным полномочий Правительством Амурской области с 01 января 2016 года» полномочия по обеспечению бесплатным проездом к месту лечения и обратно были переданы в ведение территориального орган Фонда социального страхования Российской Федерации по Амурской области с 01.01.2016 года. С заявлением о назначении и выплате компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств к месту лечения и обратно истец обратился в ГКУ АО УСЗН по г.Райчихинску и пгт.Прогресс ДД.ММ.ГГГГ Согласно порядку №320 ГКУ УСЗН направляет в министерство принятые заявления о компенсации и приложенные к ним документы в течение 3 рабочих дней со дня их поступления. В ДД.ММ.ГГГГ документов о назначении и выплате компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств к месту лечения и обратно К.С.В. от ГКУ АО УСЗН по г.Райчихинску и пгт.Прогресс в министерство не поступало, в связи с чем истцу был направлен ответ, что с 01.01.2016 года министерством вышеуказанные полномочия не осуществляются. Кроме того, в представленных документах отсутствует подтверждение расходов истца за услуги по составлению иска в сумме <....> рублей. На основании изложенного, просили в удовлетворении заявленных К.С.В. требований отказать в полном объеме.
Из позиции третьего лица ГУ – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, также изложенной в письменном виде, следует, что региональное отделение Фонда осуществляет обеспечение только с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказание государственной социальной помощи отдельным категориям гражданам осуществлялось Министерством социальной защиты населения Амурской области. В действующем законодательстве отсутствуют нормы, указывающие на то, что Фонд социального страхования и (или) его региональные отделения являются правопреемниками обязательств органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. До 01.01.2016 г. обеспечение льготной категории граждан мерами социальной поддержки бесплатным проездом к мест лечения осуществлялось Министерством социальной защиты населения Амурской области на основании Постановления Правительства Амурской области от 20.05.2011 г. №320 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств граждан». Однако с 01.01.2016 г. данное постановление утратило силу. Согласно указанному Постановлению у Министерства социальной защиты населения имелось право на выплату льготной категории граждан компенсации за самостоятельно приобретенные проездные билеты к месту лечения и обратно. Региональное отделение ФСС данным правом не обладает и оснований компенсировать истцу расходы, понесенные в связи с проездом к месту лечения и обратно, у регионального отделения Фонда не имеется.
В письменном отзыве представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ указывает, что порядок финансового обеспечения расходных обязательств РФ по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных слуг, в том числе в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно регулируется Правилами финансового обеспечения расходных обязательств РФ в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г №864. Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Министерству труда и социальной защиты населения РФ – реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Согласно Соглашению, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.10.2010 г. №2419-р полномочия по предоставлению мер социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Финансирование переданных полномочий на основании Соглашения осуществлялись своевременно в заявленном органом исполнительной власти Амурской области объеме. В 2015 году свои обязательства Министерство труда и социальной защиты РФ в данной сфере правоотношений выполнило в полном объеме и надлежащим образом. При следовании к месту лечения и обратно гражданам выдаются специальные талоны на бесплатное получение проездных документов на каждый вид транспорта. Граждане предъявляют выданные специальные талоны в указанную в направлении организацию. Граждане имеют право на бесплатный проезд на междугородном авиационном транспорте при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у гражданина заболевания или травмы спинного мозга. Диагноз, поставленный истцу, не свидетельствует о заболевании или травме спинного мозга. Между местом проживания истца и г.Санкт-Петербург также имеется железнодорожное сообщение. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих право на компенсацию произведенных расходов на покупку билетов. Постановление Правительства Амурской области от 30.05.2011 г. №320 признано утратившим силу. Компенсация стоимости проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно действующим федеральным законодательством и Порядком не предусмотрена. Истцом нарушен порядок предоставления услуги, в связи с чем Минтруд России полагает, что истец не имеет права на компенсацию произведенных им расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица ГКУ АО УСЗН по г.Райчихинск и пгт.Прогресс, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается справкой серии №, К.С.В. является инвалидом <....> группы, в силу чего относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании пп. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178 «О государственной социальной помощи».
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Амурской области К.С.В. был выдан талон № к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи и № на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи по маршруту следования <данные изъяты>
Согласно талону на оказание <данные изъяты> К.С.В. был направлен на лечение в <адрес>. Срок госпитализации определен на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем К.С.В. полученным талоном № не воспользовался. Талон № в Министерство социальной защиты населения не предъявлялся, проездные билеты к месту лечения и обратно приобретены К.С.В. за счет собственных средств.В материалы дела представлены авиабилеты на ДД.ММ.ГГГГ рейс <данные изъяты> стоимостью <....> руб. Представлены проездные документы железнодорожного проезда на ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <данные изъяты> (стоимостью <....> рублей <....> копеек), по маршруту <данные изъяты> (стоимость которого составила <....> рублей ДД.ММ.ГГГГ копеек). Согласно справке ООО АКА «Авиатраст» от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость места в купейном вагоне по маршруту <данные изъяты> отправление ДД.ММ.ГГГГ на поезд № составляла – <....> рубль <....> копеек, ст.<данные изъяты> составляла <....> рублей <....> копеек.ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. обратился в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г.Райчихинск и пгт.Прогресс с заявлением о назначении и выплате компенсации за проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно железнодорожным транспортном, что подтверждается журналом регистрации и отрывным талоном к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Амурской области К.С.В. возвращены оригиналы проездных документов и талона № оформленного министерством здравоохранения области по тем основаниям, что на момент обращения за компенсаций расходов на проезд к месту лечения и обратно (ДД.ММ.ГГГГ) полномочия министерством не осуществлялись, а лимиты, предусмотренные на данные виды выплат были использованы до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляются Амурским региональным отделением Фонда социального страхования РФ. Рекомендовано обратиться в указанное региональное отделение.Рассмотрев обращение К.С.В., ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что региональное отделение осуществляет функции по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно с ДД.ММ.ГГГГ.Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в п. 8 данной нормы названы инвалиды. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категории, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В силу ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (пп. «б» п. 1 Правил). Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категории граждан, включенных в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц относятся инвалиды (пп. «з» п. 2 Правил). Как следует из абз. 5 п. 4 Правил в случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 года № 2419-р утверждено соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, в соответствии с которым органам власти Амурской области переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Во исполнение указанного Соглашения постановлением Правительства Амурской области от 20.05.2011 года № 320 был установлен Порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенный за счет собственных средств граждан. Согласно п.п. 2-6 указанного Порядка (в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.02.2013 N 65), право на предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имели граждане, включенные в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также указанные в ст. ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».В соответствии с п.п. 8,9 Порядка № 320 сотрудник ГКУ-УСЗН или министерства, в должностные обязанности которого входит принятие заявления, снимает копии с документов, предусмотренных подп. 1 и 2 п. 7 настоящего Порядка, заверяет подлинность данных копий, возвращает оригиналы этих документов заявителю, прилагает указанные копии вместе с иными документами, представленными заявителем, к заявлению, и выдает заявителю отрывной талон о принятии заявления. ГКУ-УСЗН направляет в министерство принятые заявления и приложенные к ним документы в течение 3 рабочих дней со дня их поступленияСогласно положений п. 11 Порядка предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте осуществлялось Министерством социальной защиты наседания Амурской области путем выдачи гражданам именных направлений и (или) специальных талонов на бесплатное получение проездных документов по согласованным формам.
Вместе с тем, пункты 14 и 15 Порядка предусматривали назначение и выплату гражданину компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств, при проезде гражданина к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по территории Российской Федерации по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Компенсация выплачивается в размере фактически понесенных расходов, подтвержденных проездными документами, в случае если гражданин (сопровождающее его лицо - в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящего Порядка) воспользовался видами и категориями транспорта, указанными в пункте 6 настоящего Порядка. В случае если гражданин воспользовался воздушным транспортом при наличии пассажирского железнодорожного сообщения, ему назначается и выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости проезда железнодорожным транспортом по аналогичному маршруту.
В соответствии с п.16 Порядка заявление о назначении и выплате компенсации подается гражданином либо лицом, представляющим его интересы, в ГКУ-УСЗН или непосредственно в министерство в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка.
Указанный Порядок утратил силу с 01 января 2016 года в связи с принятием Постановления Правительства Амурской области от 30 декабря 2015 года № 658.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 года № 617.
В соответствии с пп. 5 вышеуказанного Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом (приложение N 1) и заполняется Талон № указанного образца. Талон № представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
До 01 января 2016 года возможность компенсации стоимости проездных билетов к месту лечения и обратно, приобретенных самостоятельно гражданином - получателем набора социальных услуг, была предусмотрена лишь нормативно-правовым актом Амурской области - Порядком предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств граждан, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 20 мая 2011 г. № 320.
Из представленных материалов следует, что истец воспользовался предоставленной возможностью и обратился в ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс с заявлением о назначении и выплате компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно на территории РФ по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения - ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенный за счет собственных средств граждан, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 20 мая 2011 г. № 320.
На момент обращения истца с заявлением компенсация расходов на проезд к месту лечения и обратно входила в компетенцию Министерства социальной защиты населения Амурской области.
То обстоятельство, что фактически документы поступили в Министерство социальной защиты населения в ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием к отказу со стороны ответчика в выплате истцу компенсации расходов на проезд, поскольку порядок их предоставления истцом соблюден в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, что свидетельствует о нахождении таких документов на рассмотрении в Минсоцзащите Амурской области и наличии обязанности реализовать право истца на получение компенсации.
В связи с чем, доводы Министерства социальной защиты населения Амурской области об отсутствии полномочий по оказанию отдельной категории граждан государственной социальной помощи по обеспечению бесплатным проездом к месту лечения и обратно не мотивированы.
Заявление К.С.В. и приложенные к нему документы Министерством социальной защиты населения Амурской области возвращены истцу в связи с тем, что полномочия по оказанию услуг отдельным категориям граждан государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно осуществлялись министерством до ДД.ММ.ГГГГ Иных оснований для возвращения документов Министерство не приводит.
Суд также не соглашается с доводами представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ, о том, что истец не представил доказательств подтверждающих право на компенсацию произведенных расходов, поскольку его диагноз не свидетельствует о заболевании <данные изъяты>, между местом проживания истца и местом проведения лечения (<адрес>) имеется железнодорожное сообщение.
Пунктом 15 Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенный за счет собственных средств граждан, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 20 мая 2011 г. № 320 предусмотрено, что в случае если гражданин воспользовался воздушным транспортом при наличии пассажирского железнодорожного сообщения, ему назначается и выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости проезда железнодорожным транспортом по аналогичному маршруту.
Согласно представленным документам стоимость проезда к месту лечения и обратно составляет: <адрес> на поезде № ДД.ММ.ГГГГ – <....> рубль <....> копеек, ст.<адрес> <....> руб. <....> коп., обратно на поезде № (<адрес>) – <....> руб. <....>коп., на поезде № (<адрес>) – <....> руб. <....>коп., а всего <....> рубль <....> копеек.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно заявленным требованиям истец просит взыскать с Министерства социальной защиты Амурской области компенсацию в размере <....> рубль <....> копеек.
Суд приходит к выводу, что К.С.В. не может быть лишен права на государственную социальную помощь, данная помощь ему не была предоставлена, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований К.С.В..
При рассмотрении вопроса о возложении на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных истцом, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ К.С.В. произведена оплата адвокату НО «Райчихинская коллегия адвокатов Амурской области» за составление иска в размере <....> рублей <....> копеек.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При таких обстоятельствах, судебные расходы, понесенные К.С.В. в виде расходов по оплате услуг адвоката на составление иска, подлежат возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ суд,
Р е ш и л:
Исковые требования К.С.В. удовлетворить.
Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести выплату К.С.В. стоимости проезда к месту лечения и обратно в соответствии со стоимостью проезда в купейном вагоне по маршруту <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и маршруту <данные изъяты> <....> рублей <....> копеек и обратно на поезде № (<данные изъяты>) в плацкартном вагоне <....> рублей и на поезде № (<данные изъяты>) <....> рублей <....> копеек, а всего <....> рубль <....> копеек.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу К.С.В. расходы по составлению искового заявления в размере <....> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.М. Кузнецова