Дело №2-2902/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи – Полянского О.А.,
при секретаре судебного заседания – Киценко С.О.,
с участием представителей ответчиков администрации Волгоградской области – Сафронова А.В., Государственного специализированного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - Чикиновой О.А. и Нарбековой Ю.Р., администрации Волгограда – Тугумова М.А. и представителя третьего лица Комитета строительства Волгоградской области – Коломейцевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Тимониной Л. Е. к администрации Волгоградской области, администрации Волгограда и Государственному специализированному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о возложении обязанностей,
установил:
Первоначально Тимонина Л.Е. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к администрации Волгоградской области. В дальнейшем в качестве соответчиков к рассмотрению дела привлечена администрация Волгограда и Государственное специализированное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Исковые требования мотивированы тем, что с 1990 года истец и её дочери Левченко О.С. и Тягнибеда (Щеглова) А.В. проживали и были зарегистрированы в общежитии Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов « Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов») расположенном по адресу: ..., где занимали комнату №... площадью 28 кв.м.
10 марта 2000 года произошло частичное обрушение чердачного перекрытия общежития и оно было признано находящимся в аварийном состоянии, подлежащем капитальному ремонту. Всех жильцов, включая и истца с детьми, временно расселили в различные жилые помещения. Семье истца временно, на три месяца было предоставлено помещение (две комнаты) в студенческом общежитии ВГСХФ, расположенном по адресу: ...
На основании Постановления главы города Волгограда от 18 августа 2009 года № 2034 « О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истец составом семьи из 3 человек принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в единый общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под № 813, а в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими под №611.
Распоряжением комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области от 27 октября 2010 года №... на основании решения Советского районного суда города Волгограда от 22 декабря 2008 года истцу предоставлено жилое помещение маневренного специализированного жилищного фонда Волгоградской области по адресу: ... на период проведения капитального ремонта общежития ГБССУ СО ГПВИ « Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Вместе с тем, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области совместно с Комитетом строительства Волгоградской области рассмотрели вопросы пригодности для проживания жилых помещений здания ....
Инспекцией по результатам ранее проведенного обследования технического состояния здания ..., являющегося собственностью Волгоградской области и переданного в оперативное управление ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», выявлены повреждения конструктивных элементов здания, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций, так и всего жилого строения в целом.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, заключение о техническом состоянии здания- общежития Инспекцией было направлено в адрес межведомственной комиссии для его рассмотрения и принятия решения в установленном законом порядке.
Однако межведомственная комиссия по рассмотрению заключения Инспекции приняла решение о проведении дополнительного обследования здания специализированной организацией. В настоящее время ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», представлено техническое заключение о состоянии несущих конструкций здания, из которого следует, что имеющиеся на момент обследования строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу.
Таким образом, имеются все законные основания для признания здания ... аварийным, отселения истца и его семьи из этого аварийного здания и предоставления вне очереди другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не смотря на то, что здание ... является собственностью Волгоградской области, которая в соответствии с гражданским законодательством вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, администрация Волгоградской области до настоящего времени не приняла решение о признании указанного здания непригодным для постоянного проживания, не установила сроки выполнения работ по сносу аварийного здания и не постановила предоставить гражданам, проживающим в нем другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.
Истец с семьей с октября 2010 года проживает в жилом помещении маневренного фонда специализированного жилищного фонда Волгоградской области в однокомнатной квартире общей площадью 32,7 кв.м, по адресу; .... Срок проживания в указанной квартире определен до окончания капитального ремонта здания ..., которое не может быть отремонтировано и подлежит сносу.
На основании изложенного, первоначально просила обязать Администрацию Волгоградской области принять решение о признании здания ... аварийным и установить сроки выполнения работ по сносу указанного строения.
Обязать Администрацию Волгоградской области предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, находящееся в границах г. Волгограда по договору социального найма.
В дальнейшем истец, с учетом привлечения к рассмотрению дела соответчиков, требования изменила.
Просит обязать ГБССУ СО ГИВИ «Волгоградский дом интернат для престарелых и инвалидов» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в адрес Комитета по строительства Волгоградской области комплект документов необходимый для рассмотрения вопроса о признании дома по ... аварийным и подлежащим сносу.
Возложить на Администрацию Волгоградской области обязанность рассмотреть вопрос о признании здания ... аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Администрацию г. Волгограда предоставить мне другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по договору социального найма вне очереди.
В судебное заседание истец либо представитель истца не явились.
Представители ответчиков и третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считают их необоснованными. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Другие стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с этим, суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ) вопросы обеспечения проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения городского округа (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В соответствии с ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В судебном заседании установлено, что с 1990 года истец и её дочери Левченко О.С. и Тягнибеда (Щеглова) А.В. проживали и были зарегистрированы в общежитии Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов») расположенном по адресу: ..., где занимали комнату №... площадью 28 кв.м. 10 марта 2000 года произошло частичное обрушение чердачного перекрытия общежития и оно было признано находящимся в аварийном состоянии, подлежащем капитальному ремонту. Всех жильцов, включая и истца с детьми, временно расселили в различные жилые помещения. Семье истца временно, на три месяца было предоставлено помещение (две комнаты) в студенческом общежитии ВГСХФ, расположенном по адресу: ...
На основании Постановления главы города Волгограда от 18 августа 2009 года № 2034 « О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» истец составом семьи из 3 человек принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в единый общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под № 813, а в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими под №611.
Распоряжением комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области от 27 октября 2010 года №... на основании решения Советского районного суда города Волгограда от 22 декабря 2008 года истцу предоставлено жилое помещение маневренного специализированного жилищного фонда Волгоградской области по адресу: ... на период проведения капитального ремонта общежития ГБССУ СО ГПВИ « Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Вместе с тем, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области совместно с Комитетом строительства Волгоградской области рассмотрели вопросы пригодности для проживания жилых помещений здания ....
Инспекцией по результатам ранее проведенного обследования технического состояния здания ..., являющегося собственностью Волгоградской области и переданного в оперативное управление ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», выявлены повреждения конструктивных элементов здания, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций, так и всего жилого строения в целом.
Заключение о техническом состоянии здания-общежития Инспекцией было направлено в адрес межведомственной комиссии для его рассмотрения и принятия решения в установленном законом порядке.
Однако межведомственная комиссия по рассмотрению заключения Инспекции приняла решение о проведении дополнительного обследования здания специализированной организацией. В настоящее время ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», представлено техническое заключение о состоянии несущих конструкций здания, из которого следует, что имеющиеся на момент обследования строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу.
Таким образом, имеются основания для признания здания ... аварийным.
Однако, до настоящего времени Государственное специализированное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не предоставило в адрес Комитета строительства Волгоградской области комплект документов необходимый для рассмотрения вопроса о признании дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, в том числе копиями: договора найма жилого помещения; передачи жилого помещения; гарантийного письма; ответа с инспекции жилищного надзора; паспорта.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные суду доказательства, с учетом требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части требований, заявленных к Государственному специализированному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Делая вышеуказанные выводы, суд исходит из того, что здание общежития по адресу: ..., является собственностью Волгоградской области и передано в оперативное управление Государственному специализированному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и многоквартирных домов, установленным в Положении требованиям.
Полномочия по организационно-техническому обеспечению деятельности комиссии с июня 2017 года переданы в комитет. Ранее данные полномочия исполнялись министерством (комитетом) жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям.
Из материалов дела следует, что 10.07.2014 комиссией было рассмотрено заключение инспекции государственного жилищного надзора № 61 от 01.04.2014 о техническом состоянии здания ..., находящемся в оперативном управлении ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на предмет соответствия требованиям, установленным Положением, по результатам которого было принято решение о проведении дополнительного обследования указанного здания специализированной организацией.
Учитывая информацию инспекции о наличии технического заключения о состоянии несущих конструкций объекта, составленного ВОГУП «Волгоградоблтехинвентаризация» в 2014 году, содержащего выводы о нахождении строительных конструкций здания в аварийном состоянии и необходимости его сноса, комитетом было предложено ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в соответствии с п. 45 Положения, представить в комитет следующие документы: а) заявление о признании объекта аварийным и подлежащим сносу и реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на объект, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование объекта или его копию, заверенную в установленном порядке; д) копию технического паспорта объекта, заверенную в установлением порядке; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
Также сообщено о необходимости предоставления в комитет следующей информации: списка граждан, зарегистрированных в указанном здании, по прилагаемой форме; справок о составе семьи на все помещения указанного здания; мнения учредителя - комитета социальной защиты населения Волгоградской области о дальнейшем использовании объекта.
Однако, в нарушение требований Положения, в комитет в настоящее время представлены только копии правоустанавливающих документов на объект, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также заключение специализированной организации, проводившей обследование объекта.
Таким образом, процедура признания данного дома аварийным и подлежащим сносу не была проведена именно из-за действий ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
При таких обстоятельствах, утверждения истца о нарушении её прав действиями ответчиков администрации Волгоградской области и администрации Волгограда являются преждевременными, и в настоящее время необоснованными.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тимониной Л. Е. к администрации Волгоградской области, администрации Волгограда и Государственному специализированному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Обязать Государственное специализированное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в течении месяца со дня вступления решения в законную силу предоставить в адрес Комитета строительства Волгоградской области комплект документов необходимый для рассмотрения вопроса о признании дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу.
В остальной части требований Тимониной Л. Е. к администрации Волгоградской области, администрации Волгограда о возложении обязанностей – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца через Центральный районный суд г.Волгограда.
Судья- подпись О.А. Полянский