Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2013 года |
г. Ижевск |
Уфимский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Вялых А.А.,
при секретаре Шмидт О.Б.,
с участием заявителя Ротаря П.Ю.,
представителя военного комиссара Удмуртской Республики и начальника отдела (военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск) - Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего Военного комиссариата Удмуртской Республики подполковника Ротаря П.Ю. об оспаривании действий военного комиссара Удмуртской Республики и начальника отдела (Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск), связанных с незаконным, по его мнению, предоставлением отпуска за 2013 год, -
УСТАНОВИЛ:
В военный суд обратился подполковник Ротарь П.Ю. с заявлением, в котором указал, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он зачислен в распоряжение Командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при военном комиссариате Удмуртской Республики с 1 сентября 2008 года.
Во исполнение распоряжения военного комиссара Удмуртской Республики от 28 января 2013 года и на основании приказа начальника отдела Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск от 4 февраля 2013 года № ему с 5 февраля 2013 года предоставлен основной отпуск за текущий год.
Не соглашаясь с данным решением должностных лиц, Ротарь в обоснование этого указал, что в ноябре 2012 года подал рапорт о планируемом отпуске, однако график отпусков на 2013 год до него доведён не был, продолжительность отпуска вызывает сомнения, согласия использовать отпуск по частям он не давал.
Считая, что вышеуказанными действиями должностных лиц нарушены его права, заявитель просит суд признать эти действия незаконными, обязать военного комиссара Удмуртской Республики и начальника отдела военного комиссариата Удмуртской Республики отменить приказ о предоставлении ему отпуска с 5 февраля 2013 года, а также предоставить ему отпуск в 2013 году согласно поданному им рапорту, возместить расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании Ротарь свои требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по изложенным в заявлении основаниям.
При этом он дополнительно пояснил, что о предоставленном отпуске с 5 февраля 2013 года ему стало известно 4 февраля, то есть, за сутки, в связи с чем перед отпуском им не получено денежное довольствие, не оформлены воинские перевозочные документы.
Кроме того, он указал, что ранее представлял командованию рапорт с просьбой предоставить отпуск в июле, однако решение по данному рапорту отсутствует, с графиком отпусков его не ознакомили.
Представитель должностных лиц, чьи действия оспариваются, Макарова С.С. в судебном заседании требования заявителя не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.
В обоснование этого она указала, что приказ о предоставлении отпуска Ротарю издан начальником отдела на основании распоряжения военного комиссара Удмуртской Республики, которое, в свою очередь, явилось реализацией указаний командующего войсками Центрального военного округа.
Макарова пояснила, что Ротарь зачислен в распоряжение командующего войсками округа с содержанием при военном комиссариате Удмуртской Республике, военный комиссар своим приказом зачислил военнослужащих, состоящих в распоряжении, в отделы военного комиссариата на территории Республики, передав на основании доверенностей полномочия по изданию приказов в отношении таких военнослужащих начальникам отделов.
Далее представитель военного комиссара указала, что считает того ненадлежащим ответчиком, поскольку распоряжение о направлении военнослужащих в отпуск издано командующим войсками Центрального военного округа, военный комиссар лишь исполнял обязательное для него требование вышестоящего командования. Кроме того, финансовое обеспечение военнослужащих, состоящих в распоряжении, осуществляется не военным комиссариатом, а Единым расчётным центром.
Макарова С.С. привела и другие аргументы.
Так, по её мнению, ведомственными нормативными правовыми актами не предусмотрено требование о составлении графиков отпусков исключительно на основании рапортов военнослужащих, право которых на отдых не носит заявительного характера. Также она указала, что считает вообще необязательным составление таких графиков и доведение их до военнослужащих, основным документом является приказ о предоставлении отпуска.
По поводу предоставления отпуска Ротарю не в полном объёме представитель Макарова указала, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении, при реализации права на жильё (получение жилья) обязаны убыть к месту получения жилья для оформления соответствующих документов.
В случае реализации права военнослужащего на полный отпуск и получении права на жилое помещение в текущем году такой военнослужащий не сможет убыть в какой-либо другой отпуск для оформления документов на квартиру, так как исчерпывающий перечень отпусков определён ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы.
Кроме того, в целях своевременного исключения из списков личного состава военнослужащим, в том числе Ротаря, была предоставлена первая часть основного отпуска. Своевременно и в кратчайшие сроки исключить из списков личного состава военнослужащего возможно, если продолжительность неиспользованной части отпуска будет минимальной.
Аналогичные по своему содержанию доводы изложены в поступивших в суд письменных возражениях, исполненных от имени представителя военного комиссара Удмуртской Республики по доверенности Кудрявцевой Е.Р.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников).
Обязанность командиров (начальников) обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия закреплена также в статье 82 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.
Продолжительность основного отпуска этим военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, устанавливается - 40 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
По просьбе военнослужащих основной отпуск может быть предоставлен им по частям.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.
Согласно п. 3 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путём деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
В случае когда невозможно своевременное исключение из списков личного состава воинской части, на день его увольнения производится расчёт недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
Пунктом 4 названной статьи Положения определено, что продолжительность основного отпуска увеличивается военнослужащим в местностях с неблагоприятными климатическими условиями - на 5 суток.
В соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 434 «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» Удмуртская Республика относится к местности, на территории которой военнослужащим увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска на 5 суток.
Объяснениями сторон и выпиской из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 6 октября 2008 года № установлено, что подполковник Ротарь П.Ю. на основании приказа Министра обороны РФ от 25 июля 2008 года № в связи с проведением организационно-штатных мероприятий зачислен в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа (в настоящее время - командующего войсками Центрального военного округа) с 1 сентября 2008 года для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы, с содержанием при военном комиссариате Удмуртской Республики. Согласно выписке из данного приказа по состоянию на февраль 2013 года выслуга военной службы Ротаря составляет свыше 15 лет.
Таким образом, с учётом выслуги заявитель имеет право на основной отпуск продолжительностью 40 суток в год, на увеличение этого отпуска на 5 суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями, то есть всего 45 суток, а также при желании на время следования к месту проведения отпуска и обратно, не менее одних суток дороги в каждую сторону.
Однако из выписки из приказа начальника отдела (военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск) по строевой части от 4 февраля 2013 года № видно, что Ротарю предоставлен отпуск за 2013 год продолжительностью 20 суток, включая 5 суток за службу в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
При этом, как пояснил заявитель и это не оспаривается ответчиками, своего желания использовать основной отпуск за 2013 год по частям он не изъявлял.
Поскольку вместо положенных заявителю 40 суток основного отпуска ему предоставлено только 15 суток, то есть, фактически по частям в отсутствие его просьбы об этом, следует признать оспариваемый приказ начальника отдела в этой части незаконным, изданным в нарушение требований Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Доводы представителя ответчиков о якобы предстоящем увольнении Ротаря с военной службы носят явно предположительный характер, не представлено каких-либо доказательств в обоснование данного обстоятельства.
Напротив, в суде установлено, что представление на заявителя в связи с его увольнением не оформлялось, индивидуальная беседа не проводилась, приказ на увольнение не издавался, поэтому в настоящее время объективно не может быть определена дата предполагаемого исключения его из списков личного состава.
Выпиской из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 15 октября 2007 года № подтверждается то обстоятельство, что срок последнего действующего контракта о прохождении военной службы Ротаря истекает только 24 января 2020 года.
Кроме того, в судебном заседании бесспорно установлен факт необеспеченности Ротаря жилым помещением.
Заявитель пояснил, что в случае возможного увольнения с военной службы, например, в связи с организационно-штатными мероприятиями, он не согласен быть уволенным без обеспечения жильём.
Поэтому законных оснований для направления заявителя в основной отпуск неполной продолжительности у должностных лиц не имелось.
Как следует из выписки из оспариваемого заявителем приказа о предоставлении отпуска, он издан на основании распоряжения военного комиссара Удмуртской Республики от 28 января 2013 года №.
Из копии упомянутого распоряжения видно, что военный комиссар в соответствии с рекомендациями организационно-мобилизационного управления штаба Центрального военного округа обязал начальников отделов предоставить военнослужащим, находящимся в распоряжении командующего войсками округа, отпуск продолжительностью 20 календарных дней в связи с планируемым представлением материалов к их увольнению с военной службы.
Представитель ответчиков, в том числе, военного комиссара Удмуртской Республики, Макарова в суде пояснила, что указанные рекомендации отражены в телеграмме временно исполняющего обязанности командующего войсками Центрального военного округа за номером № от 18 января 2013 года.
Вместе с тем, проанализировав текст названной телеграммы, суд находит указания, изложенные в ней, не относящимися конкретно к заявителю.
Из буквального толкования телеграммы усматривается, что направлению в отпуск, начиная с 1 февраля 2013 года, подлежат военнослужащие, состоящие в распоряжении и обеспеченные жилыми помещениями, в том числе, заключившие договоры социального найма и реализовавшие Государственные жилищные сертификаты. По остальным военнослужащим предложено провести сверку с жилищными органами Министерства обороны РФ и только при наличии оснований представлять их к увольнению с военной службы.
Так как Ротарь жилым помещением не обеспечен, основания для его увольнения на момент представления отпуска отсутствовали, на него не могли распространяться требования данной телеграммы.
Кроме того, в телеграмме не указана продолжительность предоставляемого отпуска военнослужащим, следовательно, предоставление заявителю отпуска продолжительностью именно 20 дней явилось решением непосредственно военного комиссара Удмуртской Республики.
Оценивая действия должностных лиц, связанные с направлением в отпуск Ротаря с конкретной даты, суд исходит из следующего.
Вопреки мнению представителя Макаровой, пунктом 11 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что отпуска военнослужащим предоставляются в соответствии с планом отпусков.
Представляется вполне логичным ознакомить с этим планом военнослужащего, который вправе заблаговременно определить для себя место проведения отпуска, приобрести на известную ему дату, например, санаторную путёвку, при наличии супруги решить вопрос с предоставлением ей отпуска по месту работы, как это предусмотрено ч. 11 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», одновременно с военнослужащим, а также быть обеспеченным денежным довольствием перед убытием в отпуск.
Однако, как установлено в судебном заседании, Ротарь с планом отпусков на 2013 год ознакомлен не был, об убытии в отпуск узнал лишь за 1 сутки до его начала и, соответственно, объективно не имел возможности подготовиться к отпуску.
В связи с этим сомнительно утверждение представителя ответчика о том, что право заявителя на отдых не было нарушено, учитывая к тому же неполную продолжительность предоставленного тому отпуска.
Представителем военного комиссара Удмуртской Республики в суд была представлена копия утверждённого этим должностным лицом 23 января 2013 года графика отпусков на 2013 год, из которого следует, что Ротарю запланирован отпуск в текущем году с 5 февраля и продолжительностью 15 дней.
В суде установлено, что с данным графиком заявитель ознакомлен не был.
Кроме того, суд приходит к убеждению, что представленный график являлся заведомо незаконным, так как в нём указана продолжительность основного отпуска Ротарю лишь 15 дней, хотя на начало года телеграмма из штаба военного округа отсутствовала, следовательно, должностным лицам военного комиссариата не могло быть известно о возможной подготовке документов на увольнение заявителя. Из этого вытекает, что график на начало года отсутствовал вовсе, в противном случае в нём была бы указана продолжительность отпуска в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Таким образом, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что действия военного комиссара и начальника отдела военного комиссариата, связанные с предоставлением Ротарю основного отпуска за 2013 года с 5 февраля и продолжительностью 20 суток, являются незаконными, а поэтому его требование об отмене приказа о предоставлении такого отпуска надлежит признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Что касается требования заявителя о возложении на должностных лиц обязанности включить его в план отпусков на 2013 год на конкретный месяц, суд находит данное требование необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учётом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Категории военнослужащих, которым основной отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время, перечислены в пунктах 12 и 13 статьи 29 Положения.
Как установлено в суде, Ротарь к указанным категориям военнослужащих не относится.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 своего постановления от 10 февраля 2009 года № 10 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершения действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например, при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица.
Суд считает необходимым учесть данное разъяснение при рассмотрении спорных правоотношений, поскольку вопрос включения Ротаря в план отпусков на 2013 год отнесён Положением о порядке прохождения военной службы к усмотрению военного комиссара Удмуртской Республики и начальника отдела военного комиссариата по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск. Обязанность включить конкретно заявителя именно на указанный им самим месяц в план отпусков в законодательстве отсутствует.
В связи с этим суд находит требования заявителя о возложении на должностных лиц военного комиссариата обязанности включить его в план отпусков на 2013 год на июль, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает необходимым отметить, что включение военнослужащего в план отпусков на конкретную дату по усмотрению должностных лиц не означает произвольное определение такой даты без учёта принципа заблаговременности, исключающего возможность военнослужащему реализовать в полной мере своё право на отдых в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороной все понесённые по делу судебные расходы.
Поскольку решение суда состоялось в пользу заявителя, суд считает необходимым взыскать с военного комиссариата Удмуртской Республики в пользу Ротаря П.Ю. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ротаря П.Ю. об оспаривании действий военного комиссара Удмуртской Республики и начальника отдела (Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск), связанных с незаконным, по его мнению, предоставлением отпуска за 2013 год, - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия военного комиссара Удмуртской Республики и начальника отдела (Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск), связанные с предоставлением Ротарю П.Ю. основного отпуска за 2013 год с 5 февраля 2013 года продолжительностью 20 суток.
Обязать начальника отдела (Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевск) отменить свой приказ по строевой части от 4 февраля 2013 года № о предоставлении Ротарю П.Ю. основного отпуска за 2013 год с 5 февраля 2013 года продолжительностью 20 суток.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Ротарю П.Ю. - отказать.
Взыскать с военного комиссариата Удмуртской Республики в пользу Ротаря П.Ю. в счёт возмещения ему судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд (город Ижевск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
А.А. Вялых |