Решение в окончательной форме
принято 12 мая 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 06 мая 2014 года
Полевской городской суд Свердловской области в состав: председательствующего судьи Коряковой Н.С., при секретаре Ореховой О.В., с участием прокурора Суетиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-738/2014 по иску прокурора города Полевского в интересах Оленичевой К.О. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому о возложении обязанности обеспечения подписания договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Полевского в интересах Оленичевой К.О. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобретения жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому о возложении обязанности обеспечения подписания договора найма специализированного жилого помещения, мотивируя требования тем, что Оленичева К.О. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, ее мать Т. лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. Оленичева имеет 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <. . .> общей площадью 48,7 кв.м. В . . . году Оленичева окончила МОУ «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа» <. . .>, а также ГОУ СПО «<данные изъяты>». С . . . по . . . обучалась по очной форме в ГБОУ СПО «<данные изъяты>» г. Екатеринбурга». По заявлению Оленичевой К.О. установлен факт невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, приказом Управления социальной политики по городу Полевскому от . . . № № Оленичева К.О. принята на учет в Управление социальной политики по городу Полевскому в целях предоставления жилого помещения. До настоящего времени Оленичева К.О. жилым помещением не обеспечена. Прокурор просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения, установленной в Полевском городском округе для Оленичевой К.О., обязать ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» предоставить Оленичевой К.О. переданное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, а ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики по г. Полевскому» обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Оленичевой К.О., которой распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней с даты подписания Оленичевой К.О. договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры возвратить в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Прокурор исковые требования поддержал в объеме заявленного.
Истец Оленичева К.О. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что заявленные требования поддерживает.
Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области Управление социальной политики по г. Полевскому Лущинская Н.А. с иском не согласна, суду пояснила, что на орган опеки и попечительства действующим законодательством возложена функция учета лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Оленичева на такой учет принята. К компетенции Управления социальной политики по г. Полевскому не относится предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан. При поступлении договора найма специализированного жилого помещения. В настоящее время в Управление договор социального найма не поступал, Управление не отказывается от возложенных обязанностей по подписанию договора.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, будучи извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (в редакции 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей - это
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей …и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Закон прямо указывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 8 части 1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (пункт 9).
. . . Оленичева К.О. обратилась в прокуратуру г. Полевского с заявлением, в котором указал, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот, поскольку ее мать Т. решением Полевского городского суда от . . . лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует. После лишения матери родительских прав она была помещена в ГБУ СОН Свердловской области «<данные изъяты>». В . . . году ее мать приобрела квартиру в <. . .> общей площадью 48,7 кв.м, ей, брату и матери принадлежит каждому по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение. В квартире зарегистрировано 4 человека: она, ее <данные изъяты> года рождения, мать и брат. Фактически в квартире проживают все зарегистрированные лица, а также ее супруг. С супругом ожидают второго ребенка. Она получила основное общее образование, с . . . по . . . обучалась по очной форме в ГБОУ СПО «<данные изъяты>» г. Екатеринбурга по специальности «мастер сухого строительства». Приказом от . . . №72-оп она поставлена на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области. Установлен факт невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо менее учетной нормы на одного человека (менее 15 кв.м на человека). Жилое помещение до настоящего времени ей не представлено.
Согласно копии свидетельства о рождении (л.д. 12), Оленичева родилась . . ., ее родителями указаны Т., О..
Решением Полевского городского суда от . . . Т. лишена родительских прав в отношении дочери Оленичевой, что видно из копии указанного решения (л.д. 13 -19).
Из материалов дела следует, что отец у Оленичевой юридически отсутствует.
Постановлением и.о. Главы Полевского городского округа от . . . № (л.д. 22) постановлено ходатайствовать перед Министерством общего и профессионального образования Свердловской области о выдаче направления для устройства в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение несовершеннолетней Оленичевой. Совершение сделок по отчуждению жилого помещения по адресу: <. . .>, 1/3 доля в общей долевой собственности которого принадлежит Оленичевой, осуществлять с разрешения отдела опеки и попечительств администрации ПГО.
Согласно копии справки <. . .> учреждения социального обслуживания «<данные изъяты>» (л.д. 28), Оленичева являлась воспитанником этого учреждения и находилась на полном государственном обеспечении в период с . . . по момент выдачи указанной справки (01.09.2008).
В 2010 году Оленичева окончила МОУ «<данные изъяты>» <. . .>, что видно из копии аттестата об основном общем образовании (лд.27). С . . . по . . . обучалась по очной форме в ГБОУ СПО «<данные изъяты>» г. Екатеринбурга», что видно из копии диплома о среднем профессиональном образовании, выданного . . . (лд.29).
Из копии свидетельства о заключении брака (лд.23) видно, что брак между Оленичевой и А. заключен . . . года, после заключения брака супруге присвоена фамилия Оленичева.
Оленичева К.О. зарегистрирована и проживает в <. . .>, что подтверждается справкой начальника ЖЭУ ООО «ЮКП» от . . . (л.д. 25). Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: <данные изъяты> года рождения, мать Т., брат К..
Из копии договора купли-продажи от . . . видно, что вышеуказанное жилое помещение общей площадью 48,7 кв.м приобретено Т., брат К. и Оленичевой по 1/3 доле в собственность каждого.
Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от . . . подтверждается, что Оленичева К.О. не имеет в собственности иных объектов недвижимости.
Приказом Управления социальной политики по городу Полевскому от . . . № 71-оп (лд.30) установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <. . .> Оленичевой К.О., учитывая, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы, установленной Постановлением Главы Полевского городского округа от . . . № №.
Приказом Управления социальной политики по городу Полевскому от . . . № 72-оп (лд.31) Оленичева К.О. принята на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Оленичева К.О. является лицом, из числа детей-сирот, закрепленное за ней жилье не соответствует требованиям к установленной норме предоставления жилого помещения, поскольку его площадь, приходящаяся на каждого из проживающих в нем, менее учетной нормы, установленной на территории г. Полевского, 15 кв.м.
Обязательства по обеспечению Оленичевой К.О. жилым помещением не исполнены. В связи с этим следует удовлетворить иск к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и обязать его приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Полевском Свердловской области не ниже установленных норм для Оленичевой К.О..
Также подлежат удовлетворению исковые требования к ГКУ «Фонд жилищного строительства», указанного ответчика следует обязать предоставить Оленичевой К.О. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, приобретенное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и распределенное ей.
В части требований иска о возложении на ТОИОГВ «Управление социальной политики по г. Полевскому» обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Оленичевой К.О. и в течение пяти дней возвратить подписанный экземпляр в ГКУ «Фонд жилищного строительства», то они не подлежат удовлетворению, поскольку на настоящий момент какого-либо нарушения прав истца этим ответчиком не установлено. Жилое помещение для Оленичевой К.О. уполномоченными органами не приобретено, не распределено ей. Такие обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для судебной защиты прав истца, поскольку права истца данным ответчиком не нарушены. В связи с этим в удовлетворении иска к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Полевскому следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Полевского в интересах Оленичевой К.О. удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить за счет средств областного бюджета, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм предоставления жилого помещения, установленной в городе Полевском Свердловской области Оленичевой К.О., . . . года рождения.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с Оленичевой К.О., . . . года рождения договор найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части иска прокурора города Полевского в интересах Оленичевой К.О. отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий