дело № 5-32/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 февраля 2017 года г. Бахчисарай, Республика Крым
Судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, Никищенко М.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Чалбаш Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, -
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>Б в ходе проведения проверки Прокуратурой Симферопольского района Республики Крым установлено, что специалистом-экспертом, государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Чалбаш Э.Э. в нарушение требований законодательства проведена внеплановая проверка органа местного самоуправления, по результатам которой Администрация Родниковского сельского поселения <адрес> привлечена к административной ответственности по статье 10.1 КоАП РФ без согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации, чем последний совершил правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела Чалбаш Э.Э. вину не признал, представитель Чалбаш Э.Э. – Бобровский Э.Э. ссылался на проведение Чалбаш Э.Э. планового (рейдового) осмотра, обследование проводилось в отношении подкарантинного объекта (земельного участка) во исполнение требований планового рейдового задания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом Крымсельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/П, при этом проверка деятельности юридического лица-администрации Родниковского сельского поселения <адрес> Республики Крым не организовывалась и не проводилась, отсутствует объективная сторона указанного правонарушения.
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым ссылалась на то, что в нарушение п. 2.6 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" без согласования с органом прокуратуры и без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), что является нарушением п. 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" специалистом-экспертом, государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Чалбаш Э.Э. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд на место для проведения внеплановой проверки, про результатом чего вынесен акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта. По результатам указанной внеплановой выездной проверки составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Родниковского сельского поселения <адрес>, предусмотренном статьей 10.1 КоАП РФ.
Оценивая наличие в действии Чалбаш Э.Э. состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, судья исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с п. 2 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 475 от 16.10.2015 «Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформлений результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований» предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе карантинных для Российской Федерации объектов, согласно Перечню карантинных объектов, утвержденному приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 N 501 <1>.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора и фитосанитарного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов (далее - Россельхознадзор и территориальные органы) (п. 3) Проведение плановых (рейдовых) осмотров обследований осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам (п. 4)
Приказом Крымсельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/П утверждено плановое (рейдовое) задание от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 6 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом руководителя (заместителя руководителя) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами-экспертами государственными инспекторами Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Артемьевой И.В. и Чалбаш Э.Э. в рамках проведения плановых (рейдовых) осмотров, осуществлен осмотр по <адрес>, отобраны образцы для проведения экспертизы для выявления карантинных вредителей, болезней и сорных растений.
Согласно п. 8 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 475 от 16.10.2015 по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований должностными лицами, проводящими плановые (рейдовые) осмотры, обследования, составляется акт планового (рейдового) осмотра, обследования (далее - Акт) в двух экземплярах на бумажном носителе.
Согласно п. 10 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 475 от 16.10.2015 в случае, если для составления Акта необходимо провести исследование, испытания, Акт составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения соответствующих исследований, испытаний.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами-экспертами государственными инспекторами Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Артемьевой И.В. и Чалбаш Э.Э. отобраны образцы для проведения экспертизы или лабораторного анализа для выявления карантинных вредителей, болезней и сорных растений, о чем составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение карантинной экспертизы Филиала ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений» от ДД.ММ.ГГГГ №-о подтвердило наличие амброзии полынистой. Указанное заключение экспертизы поступило в Крымсельхознадзор ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка вх №.
Правила осуществления мероприятий по установлению и упразднению карантинной фитосанитарной зоны, установлению и отмене карантинного фитосанитарного режима, наложению и снятию карантина установлены Порядком установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина, утвержденные Приказом Минсельхоза России
от ДД.ММ.ГГГГ N 43 (далее - Порядок)
Согласно п. указанного Порядка установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмену карантинного фитосанитарного режима осуществляют территориальные органы Россельхознадзора (далее - территориальные управления Россельхознадзора), наложение и снятие карантина - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами в соответствии с перечнем карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), утверждаемым в установленном порядке.
В целях своевременного выявления очагов карантинных объектов, установления карантинных фитосанитарных зон и их границ, карантинных фитосанитарных режимов и предотвращения дальнейшего распространения выявленных карантинных объектов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию (п. 3).
Согласно п. 5 указанного Порядка в случае выявления при карантинном фитосанитарном обследовании заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами должностное лицо территориального управления Россельхознадзора отбирает образцы выявленных насекомых, растений с симптомами заболеваний, растений-сорняков или семян сорных растений.
Отобранные образцы и информация, содержащая сведения об образце, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, направляются территориальным управлением Россельхознадзора в федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр карантина растений" или иные организации и органы Государственной службы карантина растений Российской Федерации (далее - организации по проведению экспертизы) для проведения экспертизы или лабораторного анализа отобранных образцов.
Энтомологическая, гербологическая и фитогельминтологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 3 дней. Бактериологическая, микологическая, вирусологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 21 дня.
Положения п. 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что по результатам экспертизы или лабораторного анализа образцов организация по проведению экспертизы в течение 3 дней со дня получения результатов экспертизы или лабораторного анализа выдает территориальному управлению Россельхознадзора заключение карантинной экспертизы.
Указанное заключение является основанием для составления территориальным управлением Россельхознадзора акта государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта (далее - Акт), констатирующего фитосанитарное состояние подкарантинного объекта.
Акт составляется в течение 3 дней со дня получения Заключения в присутствии владельца подкарантинного объекта (полномочного представителя) в двух экземплярах. Один экземпляр Акта хранится в территориальном управлении Россельхознадзора, второй экземпляр Акта передается владельцу подкарантинного объекта (уполномоченному представителю).
ДД.ММ.ГГГГ специалистом- экспертом государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Чалбаш Э.Э. в присутствии председателя Родниковского сельского совета –главы администрации Родниковского сельского поселения <адрес> Филипенко Л.В. вынесен акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта №.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами-экспертами государственными инспекторами Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Артемьевой И.В. и Чалбаш Э.Э. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Артемьевой И.В. был составлен протокол об административном правонарушении № по ст. 10.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Начальником управления по защите и карантину растений Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым А.В. Носик вынесено постановление №.1-14 о назначении административного наказания Администрации Родниковского сельского поселения <адрес> Республики Крым. Указанное постановление вступило в законную силу, не было обжаловано, наказание добровольно исполнено путем уплаты административного штрафа Администрацией Родниковского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В статье 1 Закона N 294-ФЗ определено, что данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (статья 2 Закона N 294-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 15.07.200 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) в полномочиях Российской Федерации на обеспечение карантина растений отдельно от фитосанитарного надзора выделено проведение контрольных обследований подкарантинных объектов.
Согласно статье 14 Закона N 99-ФЗ должностными лицами органа государственного надзора проводятся мероприятия по контролю в отношении подкарантинной продукции, при необходимости включающие в себя досмотр, обследование такой подкарантинной продукции, отбор образцов и проведение их исследования и экспертизы.
Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ составлен на бланке Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), заверен печатью "Фитосанитарный контроль (надзор) 116" и подписан государственным инспектором в области карантина растений Чалбаш Э.Э.
Данный акт подтверждает, что факт наличия карантинного объекта выявлен не в порядке проведения проверки деятельности администрации (карантинного фитосанитарного надзора), а в порядке проведения контрольного обследования подкарантинной продукции во исполнение требований Порядка установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43, что исключает возможность применения Закона N 294-ФЗ.
Исходя из положений преамбулы, статей 1, 2, 4 и 14 Закона N 99-ФЗ целями проведения контрольного обследования подкарантинной продукции является не проверка деятельности предпринимателя или юридического лица, а обеспечение карантина растений на территории Российской Федерации, такое обследование направлено на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Именно в этих целях законодатель в статье 16 Закона N 99-ФЗ наделил должностных лиц, осуществляющих карантинный фитосанитарный контроль исключительными полномочиями.
Таким образом, проведение обследования территории в целях охраны окружающей среды, здоровья человека, предотвращение вредного воздействия на человека, а также создания благоприятных и безопасных условий для человека, не является проверкой деятельности администрации и осуществлено в рамках предоставленных государственному инспектору Крымсельхознадзора полномочий.
Пунктом 3 статьи 1 Закон N 294-ФЗ установлено, что его положения не применяются к мероприятиям контроля, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на указанных лиц не возлагается обязанность предоставлять информацию и исполнять требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Положения указанного закона не применяются также к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования.
Поскольку Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, он не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ.
Учитывая положения статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возбуждается при наличии поводов и данных, указывающих на наличие события правонарушения, к числу которых относятся сообщения и заявления физических и юридических лиц, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Из анализа статьи 28.1 КоАП РФ следует, что данная информация может поступить в виде сообщений и заявлений физических и юридических лиц и т.д. При этом закон не устанавливает каких-либо требований к ее форме, и она не подлежит оценке с точки зрения законности ее получения.
Нормы КоАП РФ, регулирующие порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении, создают условия для немедленного возбуждения дела при наличии данных о его совершении и направлены на оперативное пресечение и предотвращение его вредных последствий.
Таким образом, возбуждение производства по делу об административном правонарушении при наличии законных к тому оснований прежде всего преследует цель защиты, а не ущемления прав лица, в отношении которого оно возбуждено. Поэтому данная стадия административного процесса наименее формализована.
Соблюдение процедур, установленных законом и требований к их документальному оформлению, имеет значение в ходе производства по делу об административном правонарушении, когда сведения приобретают статус доказательств при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Доводы прокурора о нарушении Чалбаш Э.Э. ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не принимается во внимание, поскольку в данном случае проверка в рамках контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления не осуществлялась, имело место выполнение обязанностей государственного инспектора службы по земельному и санитарному надзору, предусмотренных Приказами Министерства сельского хозяйства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, что не требует предварительного соответствующего решения органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в связи с отсутствием события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ производство по делу следует прекратить.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 19.6.1, п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья -
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении № о привлечении Чалбаш Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, специалиста-эксперта государственного инспектора Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Бахчисарайского районного суда
Республики Крым М.И. Никищенко