2-903/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2017 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе: председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Суфиевой А.К.,
с участием истца – Федоровой Е.В., ее представителя по устному ходатайству – Огурцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Е.В. в интересах Матвеевой Е.А. к Администрации ГО г. Уфы, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы, Администрации Ленинского района ГО г. Уфы о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Матвеевой Е.А. к Администрации ГО г. Уфы, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы, Администрации Ленинского района ГО г. Уфы о признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированы следующим. Жилой дом <адрес> был куплен родителями Матвеевой Е.А. в 2006 года. Согласно договору купли-продажи от 10 августа 2006 года Матвеев А.В. приобрел жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, относящимся к категории земель поселений под жилую застройку общей площадью 689,5 кв.м.
Согласно заключению инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Администрации ГО г. Уфы было установлено, что жилой дом и пристрой к нем у был построен Казаковым П.С. в 1936 году.
На основании договору купли-продажи от 10 августа 2016 года право собственности отца Матвеева А.В. было зарегистрировано в ГУ ФРС по РБ.
После смерти родителей право собственности на жилой дом перешло к Матвеевой Е.
В настоящее время Матвеева Е.А. является собственником одноэтажного жилого дома общей площадью 33,70 кв.м., литер А, А1, а на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05 апреля 2016 года. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в Управлении Росреестра по РБ18 апреля 2016 года.
Федорова Е.В. назначена опекуном Матвеевой Е.А. постановлением Врио главы Администрации муниципального района Давлекановский район от 14 июня 2016 года № №
Истец обратилась с заявлением о передаче земельного участка по адресу: г<адрес>, в собственность подопечной. Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы письмом от 10 января 2017 года № отказало, мотивируя, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд и часть участка находится в границах красных линий.
Истец считает ответ необоснованным.
Согласно заключению № по отводу земельного участка под строительство от 23 ноября 2004 года, выданного ГУ ЦГСЭН по Ленинскому району земельный участок пригоден для закрепления под жилой дом.
В 2003 году красные линии на данном земельном участке были на стадии проектирования согласно штампа МУП АПБ Главархитектура.
Согласно предписанию муниципального земельного контроля ль 21 мая 2010 года указано разрешенное использование земельного участка – для размещении индивидуального жилого дома.
Однако земельный участок общей площадью 690 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, до сегодняшнего дня не оформлен с собственность Матвеевой Е.А. Кадастровый паспорт имеется, в нет сведений о резервировании земельного участка.
Истец считает, что с переходом прав на жилой дом к Матвеевой Е.А. перешло от прежних пользователей потенциальное право на узаконение фактического землепользования.
Таким образом истец просит суд признать отказ Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы письмом от 10 января 2017 года № Ф-20340 незаконным, признать право собственности Матвеевой Е.А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
В судебном заседании истец Федорова Е.В. и ее представитель по устному ходатайству Огурцова Е.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Администрации ГО г. Уфы, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы, Администрации Ленинского района ГО г. Уфы, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, представил суду отзыв, в соответствии с которым в удовлетворении просит отказать в полном объеме.
Третье лицо отдел опеки, попечительства и медицинского обслуживания Администрации ГО г. Уфы, надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, причину не явки суду не сообщило.
Суд считает возможным в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, его представителя, изучив и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Федорова Е.В. назначена опекуном Матвеевой Е.А. постановлением Врио главы Администрации муниципального района Давлекановский район от 14 июня 2016 года № №
В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела установлено, что Матвеева Е.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство от 05 апреля 2016 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 апреля 2016 года, запись регистрации № №
Указанное домовладение расположено на земельном участке площадью 690 кв.м. с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>
Земельный участок по адресу: <адрес> сформирован, поставлен на кадастровый учет 03 февраля 2007 года, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка № от 03 февраля 2007 года, в котором указано, что данный земельный участок имеет категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок наложены ограничения, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, установлен публичный сервитут для использования в целях обслуживания гозопровода.
В целях узаконения и признании права собственности на земельный участок 19 декабря 2016 году истец Федорова Е.В. обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы с просьбой предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно письму Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ № Ф-20340 от 10 января 2017 года Федоровой Е.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Земельным кодексом РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).
В силу статьи 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месте нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" установлено, что орган государственной власти ил орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
Решением Совета ГО г. Уфа № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № зарезервирован в соответствии предусмотренным проектом планировки жилого района "Нижегородка" в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 года № 1202.
Решение Совета ГО г. Уфа № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» за № 17-18 (12665-12666) от 29 января 2015 года.
Со стороны Администрации ГО г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ № Ф-20340 от 10 января 2017 года обоснован и нашел свое подтверждении в действующем Российском законодательстве, так же в Решении Совета ГО г. Уфа № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд».
Решение Совета ГО г. Уфа № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» кем - либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из вышеизложенного следует, в связи с наличием обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для государственных и муниципальных нужд, а также нахождения испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность.
Доводы истца о том, что на основании п. 4ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Матвеева Е.А. приобрела право собственности на земельный участок, основаны на неверном толковании норм права. Согласно материалам дела жилой дом был куплен в 2006 году. Согласно договору купли-продажи от 10 августа 2006 года жилой дом приобретен Матвеевым А.В. Как говорилось выше, право собственности на жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство от 05 апреля 2016 года перешло Матвеевой Е.А.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что жилой дом куплен наследодателем после введения Земельного кодекса РФ, а именно в 2006 году, у Матвеевой Е.А. отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Таким образом, суд пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требования Матвеевой Е.А. о признании за ней права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░<░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░ № № ░░ 10 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ № 2-903/2017
░░░░░:
░░░░░░░░░: