Дело № 2-1715/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**** 2017 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Зиновьева И. Н.,
при секретаре Эрмель Я. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» к Афанасьеву А. Н. о взыскании суммы, выплаченной по договору страхования,
УСТАНОВИЛ:
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах) обратилось в суд с иском к Афанасьеву А. Н. о взыскании суммы, выплаченной по договору страхования.
В обоснование заявленных требований указано, что приговором Островского районного суда Псковской области от ****2004 ответчик Афанасьев А. Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса (УК) РФ.
На основании Декрета Президента Республики Беларусь от ****2003 № 18, а с 06.09.2016 на основании Указа Президента Республики Беларусь № ** от ****2006 ИП Конюшонок А. А., являвшийся на день причинения вреда работодателем погибшего Конюшонок В. П., зарегистрирован в Белгосстрахе в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим дочери погибшего Конюшонок К. В. были назначены ежемесячные страховые выплаты до достижения ею возраста 18-ти лет.
За период **** Конюшонок К. В. назначены и произведены ежемесячные страховые выплаты в размере 7145 056 белорусских рублей; за период с **** в размере 14540 278 белорусских рублей; за период с **** в размере 2607,28 белорусских рублей. Таким образом, Белгосстрахом произведены страховые выплаты на общую сумму 4 775,82 белорусских рублей, из которых 43,78 белорусских рублей - вознаграждение банку за перечисление страховых выплат.
Выплаченные по договору страхования денежные средства Белгосстрах просил взыскать с ответчика в российских рублях по официальному курсу, установленному на день вынесения судом решения, а также понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 138 рублей 64 копейки.
Представитель истца Казукевич С. К. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Афанасьев А. Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Установив, что в связи с признанием иска ответчиком, права и законные интересы других лиц не нарушены, суд, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, принимает признание иска. Права и законные интересы сторон соблюдены. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, судом разъяснены. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст.1186 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, названного Кодекса, других законов (п. 2 ст. 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее - Конвенция).
В ст. 20 Конвенции установлено, что если в частях II-V раздела II Конвенции не установлено иное, иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются независимо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны.
Согласно п. 1 ст. 42 Конвенции обязательства о возмещении вреда, кроме вытекающих из договоров и других правомерных действий, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.
Из установленных по спору обстоятельств следует, что виновные действия ответчика, послужившие основанием для требования о возмещении вреда, совершены им на территории Российской Федерации, в связи с чем по спору подлежат применению нормы Российской Федерации, регулирующие возникшие между сторонами отношения.
В частности, судом установлено, что приговором Островского городского суда от ****2004 ответчик Афанасьев А. Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Согласно приговору Афанасьев А. Н. причинил потерпевшему Конюшонок В. П. тяжкий вред здоровью со смертельным исходом. Преступление совершено им на 326-м км автомобильной дороги Санкт-Петербург-Киев в Островском районе Псковской области (л. д. 178-183).
Поскольку на момент смерти Конюшонок В. П. находился в служебной командировке, в связи с исполнением трудовых обязанностей, его работодателем – индивидуальным предпринимателем Конюшонок А. А. составлен акт о несчастном случае на производстве № ** (л. д. 184-188). У потерпевшего Конюшонок В. П. осталась малолетняя дочь Конюшонок В., 1998 года рождения, которой Белгосстрах в связи тем, что Конюшонок В. П. был застрахован работодателем в порядке обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначены ежемесячные страховые выплаты до достижения ею возраста 18 лет (л.д. 137, 138, 139).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
Абзацем 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» следует учитывать, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются несовершеннолетние, в том числе ребенок умершего, рожденный после его смерти, до достижения ими возраста 18 лет (независимо от того, работают ли они, учатся или ничем не заняты). Происхождение ребенка устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 48 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Правом на возмещение вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, пользуются также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении до достижения ими возраста 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме.
Истцом представлена справка № ** свидетельствующая о том, что Конюшонок К. В. является обучающейся 2 курса лечебного факультета дневной формы обучения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет».
Согласно ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях, действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Из представленных в материалах дела распоряжений на перечисление страховой выплаты, справок о выплаченном страховом обеспечении по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, платежных поручений следует, что за периоды с **** Конюшонок К. В. назначены и произведены ежемесячные страховые выплаты в размере 4 732,04 белорусских рублей. Банку за услуги по перечислению денежных средств уплачено 43,78 белорусских рублей.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Исходя из положений ст. 17 названного Федерального закона источником поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что обязательства по выплате сумм, назначенных в возмещение вреда, причиненного другим лицом, производятся страховщиком, имеющим, в свою очередь, право регрессного требования к непосредственному причинителю вреда с целью возмещения расходов Фонда социального страхования Российской Федерации по социальному обеспечению пострадавших.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возложено на Белгосстрах.
Произведя выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, истец возместил иждивенцу погибшего вред. Страховые выплаты и денежные средства, уплаченные за их пересылку банку, которые произвел Белогосстрах, являются для него убытками. При таких обстоятельствах у Белогосстраха, как лица, исполнившего обязанность по страховому возмещению, имеется законное право на обращение с иском о взыскании суммы, выплаченной по договору страхования, к причинителю вреда.
С учетом положений ст.ст. 140, 317 ГК РФ взысканию с ответчика подлежит 146 931 рубль 92 копейки (30,7658 х 4775,82), исходя из курса российского рубля по отношению к белорусскому рублю на день подачи иска (1 белорусский рубль = 30,7658 российских рублей).
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы по уплате государственной пошлины, в данном случае составившие 4 138 рублей 64 копейки, что подтверждено платежным поручением № 594 от 09.03.2017 (л. д. 11).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» к Афанасьеву А. Н. о взыскании суммы, выплаченной по договору страхования удовлетворить.
Взыскать с Афанасьева А. Н. в пользу Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» денежные средства, выплаченные по договору страхования, в размере 146 931 рубль 92 копейки и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 138 рублей 64 копейки, а всего 151070 (сто пятьдесят одну тысячу семьдесят) рублей 56 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Псковского областного суда через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись И. Н. Зиновьев
Мотивированное решение изготовлено **** 2017 года.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья И. Н. Зиновьев