судья: фио
адм. дело №33а-2568/2023
р/с 2а-105/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2023 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И.,
судей фио, фио,
при секретаре Бубновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело №2а-105/2022 по административному исковому заявлению Корнева Валентина Геннадьевича, Петровой Зои Ивановны к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации права
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Алифановой А.В. на решение Троицкого районного суда адрес от 09 августа 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Корнев В.Г. и Петрова З.И. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации права, мотивируя заявленные требования тем, что 05.10.2021 года они обратились с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 800 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером ... площадью 800 кв.м., расположенных в адрес адрес адрес. адрес поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные, оба участка расположены под жилым домом с кадастровым номером ..., на который у фио и Петровой З.И. зарегистрировано право долевой собственности. В настоящее время Корнев В.Г. является собственником 11/200 доли жилого дома с кадастровым номером ..., Петрова З.И. – собственник 11/100 доли данного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, адрес, 12. В фактическом пользовании фио находится земельный участок площадью 800 кв.м. с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером ... В фактическом пользовании Петровой З.И. находится земельный участок площадью 800 кв.м. с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером .... По результатам проведения правовой экспертизы документов, государственным регистратором прав принято решение приостановлении государственной регистрации в отношении обоих земельных участков, с которыми административные истцы не согласны.
Решением Троицкого районного суда адрес от 20 июля 2022 года постановлено: В удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, обязании повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации права – отказать.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов фио просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценке доказательств.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административных истцов фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу частей 1, 4 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 вышеназванной статьи); имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости) (пункт 49 часть 1 вышеназванной статьи).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным федеральным законом порядке.
Пунктом 5 части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Приказом Агропромышленного комбината «Наро-Фоминский» совхоз-комбинат имени 50-летия СССР №302 от 28 июня 1988 года в связи с получением прав на наследство по завещанию на жилое строение в сельской местности закреплены земельные участки за Петровой З.И. площадью 0,02 га и 0,06 га во временное пользование.
Приказом Агропромышленного комбината «Наро-Фоминский» совхоз-комбинат имени 50-летия СССР №302 от 28 июня 1988 года в связи с получением прав на наследство по завещанию на жилое строение в сельской местности закреплены земельные участки за фио площадью 0,02 га и 0,06 га во временное пользование.
Петрова З.И. на основании Решения Наро-Фоминского районного суда адрес от 19.01.1993 года является собственником 11/100 доли жилого дома с кадастровым номером 77:03:0010007:4132. Собственником 22/200 доли жилого дома является Корнев В.Г.
Собственником 67/200 доли жилого дома с кадастровым номером ... является фио
адрес с кадастровым номером 77:21:0150302:488 внесен в государственный кадастр недвижимости 01.01.1990 года, площадь участка 800 кв.м., границы не установлены.
В представленной в материалы дела архивной копии из похозяйственной книги за 1986-1990 года по адрес имеются сведения на главу хозяйства фио.
В выписке из похозяйственной книге о наличии у гражданина права на земельный участок от 22.09.2021 года указано, что земельный участок, предоставленный Петровой З.И. для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 0,08 га (0,02 га+0,06 га), расположенный по адресу: адрес, адрес, адрес, 12, предоставлен во временное пользование (л.д.24), имеется запись в похозяйственной книге за 1986-1990 годы Ново-Федоровского сельского Совета (фонд 126 описи 3 дело 374), основания внесения записи отсутствуют.
В выписке из похозяйственной книге о наличии у гражданина права на земельный участок от 22.09.2021 года указано, что земельный участок 0,08 га (0,05 га+0,03 га), предоставлен фио, умершей 16.06.2017 года, во временное пользования, имеется запись в похозяйственной книге за 1986-1990 годы Ново-Федоровского сельского Совета (фонд 126 описи 3 дело 374), основания внесения записи отсутствуют.
Уведомлением от 14.10.2021 года осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ... Управлением Росреестра приостановлено, поскольку невозможно однозначно установить факт расположения какого-либо объекта недвижимости в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ... и определить принадлежность какого-либо жилого дома указанному земельному участку, для целей применения при регистрации норм ч.2 ст.49 Закона о недвижимости, не представляется возможным, кроме того Петрова З.И. являясь собственником 11/100 доли, подает заявление на регистрациюбез указания доли.
В Уведомлением от 29.10.2021 года указано о неустранении причин, изложенных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав.
Уведомлением от 14.10.2021 года осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ... Управлением Росреестра приостановлено по причине отсутствия документов-оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимости. В Уведомлением от 29.10.2021 года указано о неустранении причин, изложенных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав.
При таких данных, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям действующего законодательства, поскольку административными истцами в Управление Росреестра по адрес не представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а в представленных документах имеются противоречия, в частности Петрова З.И. являясь собственником 11/100 доли, подает заявление на регистрацию без указания доли.
Учитывая изложенное, следует признать верным вывод суда первой инстанции о том, что административными истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, оспариваемый отказ не лишает права административных истцов обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства о признании права собственности.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Несогласие административных истцов с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означает, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждает, что имеет место нарушение судом норм права.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судом при рассмотрении административного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; правильно распределено бремя доказывания между сторонами; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела; нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
1