Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2012 г.
Рославльский городской суд в составе:
председательствующего: Богдановой Е.А.,
с участием прокурора: Трифоновой Л.О.,
при секретаре: Базененковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова Геннадия Геннадьевича к <данные изъяты> о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ушаков Г.Г. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, ссылаясь на то, что был уволен с работы в нарушение действующего законодательства.
27 февраля 2012 года им было подано заявление об увольнении по собственному желанию, однако в приказе об увольнении дата увольнения указана - 24 февраля 2012 года.
Указывает, что, издав такой приказ, ответчик нарушил его права, лишив возможности трудиться.
Просит восстановить его на работе и оплатить время вынужденного прогула.
В судебном заседании Ушаков Г.Г. поддержал свои исковые требования, дополнив их требованием о возмещении морального вреда в размере 50 000 руб.
По существу заявленного иска пояснил, что с 2005 года работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
30 января 2012 года в помещении центрального теплового пункта между ним и ФИО4 произошла драка, в ходе которой ему были причинены телесные повреждения. Он обратился за медицинской помощью и был госпитализирован в лечебное учреждение, где был выдан больничный лист. На излечении он находился до 24 февраля 2012 года. В это же день позвонил мастеру и спросил, когда должен приступить к работе. 27 февраля 2012 года он пришел на работу, где его вызвала к себе директор предприятия и, объяснив, что конфликтные ситуации на рабочем месте недопустимы, предложила уволиться по собственному желанию. Он написал заявление об увольнении по собственному желанию и минут через тридцать покинул территорию предприятия, так как необходимо было ехать на прием к врачу. По этой же причине не получил трудовую книжку и не ознакомился с приказом об увольнении.
После того, как выдал доверенность на имя Опарина Е.В., и последний получил приказ об увольнении, он узнал, что трудовой договор с ним расторгнут с 24 февраля 2012 года.
Полагает, что дата увольнения в приказе указана неверно, так как 24 февраля 2012 года он был нетрудоспособен. Кроме того, просит учесть и то обстоятельство, что заявление об увольнении написано им под влиянием со стороны директора филиала.
По изложенным обстоятельствам просит удовлетворить его исковые требования в полном объеме и взыскать в возмещение морального вреда 50 000 руб.
Представитель истца - Опарин Е.В. исковые требования Ушакова Г.Г. поддержал в полном объеме и пояснил, что ответчиком нарушен порядок увольнения. В приказе указана дата увольнения - 24 февраля 2012 года, т.е. тот день, когда Ушаков Г.Г. был нетрудоспособен, а заявление об увольнении подано им лишь 27 февраля 2012 года. С учетом изложенного у ответчика не имелось оснований для увольнения Ушакова Г.Г. с 24 февраля 2012 года.
Просит удовлетворить исковые требования Ушакова Г.Г. в полном объеме.
Представители ответчика Егорова Н.Н. и Васюков А.В. исковые требования Ушакова Г.Г. не признали и пояснили, что Ушаков Г.Г. работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
27 февраля 2012 года в начале рабочего дня от Ушакова Г.Г. поступило заявление об увольнении по собственному желанию с 27 февраля 2012 года. В этот день Ушаков Г.Г. к работе не приступил. После подачи заявления об увольнении по собственному желанию Ушаков Г.Г. покинул территорию предприятия. В этот же день был издан приказ об увольнении Ушакова Г.Г. с 27 февраля 2012 года, как и просил истец.
В этот же день ознакомить Ушакова Г.Г. с приказом об увольнении не представилось возможным по причине того, что он сразу ушел с территории предприятия. По этой же причине ему не была выдана трудовая книжка в день увольнения.
В трудовой книжке и в приказе указана дата увольнения - с 27 февраля 2012 года.
Выписка из приказа была выдана представителю Ушакова Г.Г. Опарину Е.В. согласно его заявления спустя некоторое время. При этом инспектор ОК сделала выписку не из приказа, поскольку подлинник приказа находился в вышестоящей организации в г.<адрес>, а на основании имеющегося на предприятии заявления Ушакова Г.Г., допустив при этом техническую ошибку в дате увольнения истца.
Полагают, что при увольнении Ушакова Г.Г. нарушений трудового законодательства допущено не было, потому просят в иске ему отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ушакова Г.Г.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Ушаков Г.Г. принят на работу в качестве <данные изъяты>. В это же день с ним заключен трудовой договор, с условиями которого ознакомлен истец, о чем свидетельствует его подпись.
ДД.ММ.ГГГГ Ушакова Г.Г. присвоен 4-й разряд <данные изъяты>.
Приказом № от 27 февраля 2012 года Ушаков Г.Г. уволен с работы 27 февраля 2012 года по собственному желанию ( п.3 ст.77 ТК РФ).
Основанием для расторжения трудового договора с Ушаковым Г.Г. послужило его заявление об увольнении по собственному желанию с 27 февраля 2012 года.
Ст.77 ТК РФ предусмотрены общие основания прекращения трудового договора, в том числе п.3 указанной статьи предусмотрено расторжение трудового договора по инициативе работника (ст.80 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст.80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В данном случае работник изъявил желание расторгнуть трудовой договор с 27 февраля 2012 года, о чем не возражал работодатель.
Как установлено в судебном заседании, в период с 30 января 2012 года по 24 февраля 2012 года Ушаков В.В. был нетрудоспособен и ему был выдан листок нетрудоспособности, в котором указано, что он обязан приступить к работе с 25 февраля 2012 года. В связи с тем, что 25 февраля 2012 года приходилось на нерабочий день, Ушаков Г.Г. обязан приступить к работе 27 февраля 2012 года, о чем ему было сообщено мастером. Данный факт не оспаривается и самим Ушаковым Г.Г.
В день подачи истцом заявления об увольнении по собственному желанию 27 февраля 2012 года Ушаков Г.Г. к работе не приступил.
Согласно ст.84-1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, и произвести с ним расчет в соответствии со ст.140 настоящего Кодекса.
Ознакомить Ушакова Г.Г. с приказом об увольнении у работодателя возможности не имелось по причине отсутствия последнего на территории предприятия.
Данное обстоятельство подтверждается актом о невозможности ознакомления истца с приказом, а также объяснениями самого Ушакова Г.Г., из которых следует, что он покинул территорию предприятия, поскольку ему необходимо было попасть на прием к врачу.
Таким образом, Ушаков Г.Г., не извещенный администрацией предприятия о расторжении с ним трудового договора, к работе 27 февраля 2012 года не приступил.
При этом несостоятельна ссылка истца и его представителя на то обстоятельство, что Ушаков Г.Г. находился на территории предприятия большее количество времени, нежели указывает ответчик, что подтверждается распечаткой его телефонных разговоров. Как следует из детализации телефонных разговоров на абонентский номер Ушакова Г.Г. 27 февраля 2012 года в 09 часов 42 минут поступил телефонных звонок. Как пояснил истец он разговаривал с мастером, а потому в это время еще находился на территории предприятия. Данное обстоятельство не подтверждает с достоверностью тот факт, что в 9-42 истец находился на территории предприятия, а ответчик в нарушение трудового законодательства не ознакомил его с копией приказа об увольнении. При этом на акте указано время - 8-25.
По этой же причине в день увольнения истцу не была выдана и трудовая книжка.
Ответчиком обоснованно в соответствии с требованиями ч.6 ст.84-1 ТК РФ было направлено уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление её по почте.
В судебное заседание ответчиком представлены приказ об увольнении Ушакова Г.Г. по собственному желанию и копия трудовой книжки.
И в приказе, и в трудовой книжке указана дата увольнения - 27 февраля 2012 года.
В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что подлинник приказа об увольнении Ушакова Г.Г. был направлен генеральному директору <данные изъяты> по запросу. Данный факт подтверждается сопроводительными письмами.
Подлинник приказа согласно сопроводительному письму был возвращен в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Из журнала регистрации приказов «Личный состав» <данные изъяты> следует, что приказ об увольнении Ушакова Г.Г. датирован 27 февраля 2012 года, о чем в журнале имеется запись.
Свидетель ФИО7 пояснила, что работает специалистом по кадрам в <данные изъяты>. 27 февраля 2012 года в отдел кадров поступило заявление Ушакова Г.Г. об увольнении по собственному желанию. Она издала проект приказа и передала на подпись руководителю. При этом дату увольнения указала согласно заявлению истца - 27 февраля 2012 года. В день издания приказа Ушакова Г.Г. ознакомить с ним не представилось возможным по той причине, что Ушаков Г.Г., даже не сдав обходной лист, покинул территорию предприятия. Соответствующую запись она внесла и в трудовую книжку. В этот же день в связи со служебным расследованием подлинник приказа был направлен по запросу в вышестоящую организацию в г.<адрес>. Когда к ней обратился представитель Ушакова Г.Г. - Опарин Е.В. за получением копии приказа, она выдала ему выписку, которую составила на основании заявления Ушакова Г.Г. и указала дату увольнения 24 февраля 2012 года, день, когда истцу был закрыт больничный лист. Такую же дату она указала и в уведомлении о получении трудовой книжки.
По мнению суда, дата увольнения Ушакова Г.Г. в приказе об увольнении соответствует дате, указанной им в заявлении, о чем имеется запись и в трудовой книжке.
В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении явилась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.
В данном случае Ушаковым Г.Г. не представлено доказательств того, что на него со стороны работодателя было оказано какое-либо воздействие при подаче заявления об увольнении по собственному желанию.
При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Ушакова Г.Г.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Ушакову Геннадию Геннадьевичу к <данные изъяты> о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и возмещении морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Смоленский областной суд через городской суд.
Судья Е.А.Богданова