Судебный акт #1 () по делу № 33а-2894/2021 от 10.06.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Касымова Э.Р.                                                          Дело № 33а-2894/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              27 июля 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 апреля 2021 года по делу                №2а-3-156/2021, по которому постановлено:

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. о признании незаконным бездействия, признании незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области, отмене его в части, обязании обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений, удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, относящейся к скотомогильнику, расположенному в с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области.

Отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, относящейся к скотомогильнику, расположенному в с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области.

Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения: скотомогильника, расположенного вблизи с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10. «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

В удовлетворении остальной части иска к Агентству ветеринарии Ульяновской области, руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И., отказать.

В удовлетворении административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  пояснения представителя Агентства ветеринарии Ульяновской области - Сафонова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным бездействия, признании незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области, отмене его в части, обязании обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений.

Требования мотивированы тем, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильников: в срестниково Цильнинского района Ульяновской области.

На основании данного распоряжения ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» было поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Между тем, данное распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области является незаконным и подлежит отмене, поскольку из оформленных на данные скотомогильники ветеринарно-санитарных карточек следует, что в них захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1987 году.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» под неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли площадью не менее 600 кв. м, имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям. При этом требования Порядка не распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы); земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п.1.4).

Ликвидация вышеперечисленных скотомогильников противоречит требованиям законодательства, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с и. 2.1, п. 2.3, и. 2.8.4, п.7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

31.01.2020 заместителем природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен протест               №07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого он был отклонен.

Прокурор просил восстановить срока на обращение с административным исковым заявлением в части признания незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении»;  признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника, расположенного в с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника, расположенного в  с.Крестниково Цильнинского района Ульяновской области; обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений: скотомогильника с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области   Пелевина Н.И., в качестве заинтересованных лиц - Правительство Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Не соглашается выводами суда о признании захоронений сибироязвенными скотомогильниками. Указывает, что действовавшие на момент захоронения, а также в настоящее время ветеринарные правила запрещают захоронение трупов животных без их сжигания. Нормативно-правовыми актами в сфере ветеринарии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено, что зола не может быть источником сибирской язвы.

Утверждает, что письма заместителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 и директора Ставропольского НИИ Роспотребнадзора от 18.06.2020 искажают санитарно-эпидемиологические правила и неправомерно признают захоронения зольных остатков скотомогильниками. Данные выводы должностных лиц противоречат п.8.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, а также мнению, изложенному в письме Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ от 13.11.2020№25/2306, которому судом не дана правовая оценка.

Подтверждением выполнения ветеринарными врачами всех мероприятий, предусмотренных при ликвидации сибирской язвы, в том числе сжигания трупа животного, является снятие карантина, то есть подтверждение безопасности территории для окружающей среды и населения.

Также судом не установлено, что основанием для признания захоронения сибиреязвенным скотомогильником послужило утверждение Правительством Ульяновской области целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период с 2005-2012 годы», по которой безопасные в ветеринарно-санитарном отношении захоронения золы трупа животного, павшего от сибирской язвы безосновательно перешли в категорию сибиреязвенных скотомогильников. По захоронениям стали вестись санитарные карточки, в том числе на скотомогильник в с. Крестниково Цильнинского района, установлены ограждения, осуществлялся контроль за состоянием захоронений до 01.01.2020.

Судом не учтены представленные материалы по отбору проб почвы с места захоронения в срестниково, лабораторные исследования и экспертные заключения, выданные ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», которые доказывают безопасность ликвидированного захоронения.

Относительно требования административного истца о необходимости восстановления ликвидированного скотомогильника поясняет, что Агентством ветеринарии не осуществлялись меры по ликвидации ограждений, канав и предупреждающих табличек. Мероприятия по ликвидации скотомогильника включали в себя разравнивание и прикатывание поверхностного слоя почвы с последующей дезинфекцией. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали, земля, находящаяся под отсутствующим объектом недвижимости не разграничена. Принятым решением предполагается расходование бюджетных средств на объект недвижимости, не находящийся в собственности Ульяновской области. Кроме того судом не определены географические координаты места захоронения и площадь ограждений.

Также на месте сжигания отсутствуют объекты недвижимости и инженерные сооружения, что является подтверждением отсутствия скотомогильника.

Фактически место сжигания в срестниково является санитарно-неблагополучным пунктом, не представляющим биологическую опасность и не являющимся сибиреязвенным. Документы-первоисточники с указанием точного места сжигания трупов и описанием того, что было утилизировано, отсутствуют.

Указывает на необоснованность восстановления прокурору срока для подачи административного искового заявления, а также отказа в рассмотрении ходатайства о применении ч.2 статьи 194 КАС РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» просит решение суда отменить, административные исковые требования оставить без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Пелевина Н.И., Правительства Ульяновской области, Управления Россельхознадзора по Чувашской Республики и Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области,  МУ «Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, МУ «Администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в срестниково Цильнинского района Ульяновской области.

Указанным распоряжением начальнику ОГБУ «Цильнинского центра ветеринарии и безопасности продовольствия» Вороновой Е.Е., главному специалисту-эксперту - главному государственному ветеринарному инспектору отдела государственного ветеринарного надзора и ветеринарно-санитарной экспертизы Казакову С.И. было поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Согласно Акту о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) от 25.12.2019 был ликвидирован сибиреязвенный скотомогильник в с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области.

В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 на скотомогильник в с. Крестниково Цильнинского района Ульяновской области была оформлена ветеринарно-санитарная карточка №28, из которой видно, что она составлена на сибиреязвенный могильник, удаленный от ближайшего населенного пункта (с. Крестниково) на 3 км, площадь скотомогильника 3 кв, первое зарывание трупов было в 1987 году; животные, павшие от сибирской язвы, были зарыты в 1987 году; проверка состояния скотомогильника осуществлялась 20.12.2001, 15.03.2007.

По информации ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора захоронения зольного остатка, оставшегося от сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, относятся к почвенным очагам сибирской язвы, как и все места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, в соответствии с пунктом 2.8.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы». Захоронения зольного остатка, оставшегося от сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, могут представлять эпизоотическую и/или эпидемическую опасность, так как при отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы, что подтверждается случаями выделения жизнеспособного возбудителя из зольного остатка. Лабораторное подтверждение отсутствия сибиреязвенного микроба в почве захоронения не может достоверно свидетельствовать о безопасности подобного захоронения, так как отбор проб почвы по существующим схемам не может гарантировать, что в пробы попали все возможные области локализации спор в почве захоронения. Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренные пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», влечет ухудшение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ухудшение санитарии эпидемиологической обстановки в области.

Распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в срестниково Цильнинского района Ульяновской области.

Распоряжение исполнено реально.

31.01.2020 заместителем природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен протест               №07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого он был отклонен.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация скотомогильника в срестниково Цильнинского района Ульяновской области противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56, Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Также суд пришел к выводу о том, что 3-хмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском был пропущен прокурором по уважительной причине (в связи с проведением проверочных мероприятий), и восстановил его.

С данными выводами районного суда  судебная коллегия соглашается.

Так, в соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999   №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).

Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).

Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату принятия решения суда по настоящему административному делу, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.

В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия распоряжения от №776-р от 20.12.2019 о ликвидации неиспользуемого скотомогильника в срестниково Цильнинского района Ульяновской области. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорном скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.

Факт захоронения в скотомогильнике трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками, представленными в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорного сибиреязвенного скотомогильника, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность, и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.

При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.

Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных условий жизнедеятельности человека.

Ссылка в жалобах на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.

Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда о возложении на него обязанности по обеспечению безопасности скотомогильников и их ограждению не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.

В соответствии с п.7.1 СП организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

Согласно п.1.1 Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 №1/19-П Агентство ветеринарии Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим задачи в области ветеринарии и уполномоченным от имени Ульяновской области в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, осуществляющим полномочия собственника имущества областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии, являющихся организациями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Агентство организует ликвидацию скотомогильников в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», реализует полномочия по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Реализует в процессе осуществления деятельности, связанной с профилактикой и борьбой с заразными болезнями животных, в том числе общими для человека и животных, проведением ветеринарно-санитарных мероприятий, а также с обеспечением биологической безопасности продукции животного и растительного происхождения, мероприятия, направленные на выявление и оценку рисков, управление ими  (п.п. 2.5, 2.6, 2.25 Положения об Агентстве).

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку требования административного истца о признании незаконным и отмене распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 20.12.2019 №776-р о ликвидации неиспользуемых скотомогильников удовлетворены, суд обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению их безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10

Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».

Тот факт, что точные координаты скотомогильников не определены на местности, не свидетельствует сам по себе о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для исполнения данным административным ответчиком требований санитарного  законодательства. Описание местоположения скотомогильников имеется у административных ответчиков, в том числе в ветеринарно-санитарных карточках. Кроме того, суд указал кадастровые номера ликвидированных скотомогильников.

Также судебная коллегия учитывает, что ответчиками проводились мероприятия по отбору проб почвы с территорий скотомогильников, что свидетельствует о наличии у них необходимой информации о местах нахождения спорных сибиреязвенных захоронений.

Вопреки доводам апелляционных жалоб у суда первой инстанции имелись основания для восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска.

Как видно из материалов дела, прокурором принимались досудебные меры, направленные на отмену оспариваемого распоряжения: внесен протест. Впоследствии прокурор обращался с административным иском о признании незаконным данного распоряжения в Ленинский районный суд гльяновска, обжаловал в апелляционном порядке определение суда о возвращении административного иска.

Более того, обращение прокурора в суд направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Выявленное прокурором нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав неопределенного круга лиц, носит длящийся характер, создает возможную угрозу распространения эпидемии в будущем.

Принятие закона, которым изменяется порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.

Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                    8 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

 

33а-2894/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ульяновская межрайонная природохранная прокуратура ( Соколова М.С., Сапарова Р.Х)
Ответчики
Руководитель Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевина Н.И.
Агентство ветеринарии Ульяновской области (представители административного ответчика Сафонов А.А., Замалтдинов Р.Р.)
ОГБУ Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия (представители административного ответчика Рузанова Т.Н., Романова М.А.)
Другие
Замалтдинов Р.Р.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области
Соколова М.С.
Сафонов А.А.
Администрация МО Цильнинский район Ульяновской области
Правительство Ульяновской области
Администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
11.06.2021Передача дела судье
27.07.2021Судебное заседание
09.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее