УИД: 77RS0023-02-2024-001385-56 № 2а-523/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес | 07 марта 2024 года |
Савеловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Мещеряковой Н.В., при секретаре судебного заседания фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-523/2024 по административному исковому заявлению Кокорева Юрия Васильевича к ИФНС России № 14 по адрес о признании задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кокорев Ю.В. обратился в суд с иском к ответчику ИФНС России № 14 по адрес, в котором просил обязать ответчика списать числящуюся за ним и не взысканную задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. в размере сумма, по пеням – сумма, всего – сумма, в связи с истечением установленного для взыскания срока, указывая, что налоговые уведомления и требования об оплате недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 гг. он не получал. В октябре 2023 года получил требование № 55225 об уплате задолженности по состоянию на 25.09.2023 в сумме сумма Наличие задолженности нарушает права и законные интересы осуществлять уплату транспортного налога на основании налогового уведомления в сроки, указанные законодательством, которые административным ответчиком нарушены, в связи с чем уплата задолженности не производилась. Заявление истца, направленное в налоговый орган, о списании числящейся за ним и не взысканной своевременно задолженности по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. оставлено без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
Административный истец Кокорев Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не уведомил, ходатайств не поступало.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явилась, не допущена судом к участию в деле по причине отсутствия статуса адвоката и высшего юридического образования.
Представитель административного ответчика ИФНС России № 14 по адрес фио в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ плательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требование об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 70 НК РФ в случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает сумма, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее – ЕНП) при введении с 01.01.2023 института Единого налогового счета (далее – ЕНС).
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», по смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям налогового органа, административный истец в спорный период являлся собственником транспортного средства марки «Фиат», г.р.з., Х102НР199, дата регистрации права собственности 18.11.2008, дата снятия с регистрации 19.08.2017, в связи с чем был начислен транспортный налог в том числе за 2014 г. в размере сумма, за 2015 г. в размере сумма, за 2016 г. в размере сумма, за 2017 г. в размере сумма
Согласно сведений, содержащихся в базе налогового органа, сводные налоговые уведмления на оплату транспортного налога направлялись Кокореву Ю.В. заказными письмами по адресу, содержащемуся в ЕГРН: налоговое уведомление за 2014 год от 14.05.2015 № 724225 (ШПИ 14512586922384), налоговое уведомление за 2015 год от 25.09.2016 № 104705972 (ШПИ 14512203351764), налоговое уведомление за 2016 год от 23.09.2017 № 72482296 (ШПИ 14585816327433), налоговое уведомление за 2017 год от 09.09.2018 № 53675124 (ШПИ 10205727871743).
Кокореву Ю.В. за налоговые периоды 2014-2017 г.г. исчислен транспортный налог на общую сумму сумма, его оплата самостоятельно не производилась, что не отрицалось административным истцом в административном иске.
В связи с выявлением задолженности налоговым органом в порядке статей 69, 70 НК РФ на основании налоговых уведомлений выставлены требования об оплате недоимки по транспортному налогу: от 13.02.2017 № 7695 (ШПИ 14104808895165), от 01.03.2018 № 32055 (ШПИ 14577232430798), от 25.07.2019 № 95570.
Как указано представителем ответчика в возражениях, по состоянию на 05.03.2024 в Едином налоговом счете фио числится отрицательное сальдо по оплате транспортного налога за 2014-2017 года в сумме сумма, пеней – сумма
В связи с наличием отрицательного сальдо, налоговым органом выставлено требование от 25.09.2023 № 55225 со соком оплаты до 28.12.2023 на сумму недоимки в размере сумма, пени в размере сумма, включая задолженность по транспортному налогу за периоды 2014-2017 гг.
Административный истец обращался в ИФНС России № 14 по адрес с заявлением о списании задолженности, в удовлетворении которого письмом от 12.12.2023 № 22-16/059234 отказано по причине отсутствия судебного акта о признании или утрате возможности взыскания недоимки.
Согласно пункту 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Ссылка административного истца на неполучение налоговых уведомлений и требований судом отклоняется, так как они направлялись в его адрес, частично были получены, часть возвращена отправителю, что подтверждается сведениями, имеющимися в общем доступе.
Таким образом, доводы истца о том, что налоговым органом срок для обращения в суд с заявлениями о взыскании транспортного налога за 2014-2017 гг. пропущен является необоснованным, налоговым органом своевременно приняты меры для взыскания задолженности.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 гг. возникла у истца после 01.01.2015, в связи с чем отсутствуют основания для признания задолженности и пени безденежной к взысканию за заявленный истцом период.
Из пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
ИФНС России № 14 по адрес Кокореву Ю.В. направлено требование от 25.09.2023 № 55225 со сроком оплаты до 28.12.2023 на сумму недоимки в размере сумма, пени в размере сумма, включая задолженность по транспортному налогу за периоды 2014-2017 гг., которое им получено. При таких обстоятельствах, возможность взыскания перечисленных в административном иске сумм налоговым органом не утрачена.
Также суд учитывает, что не предъявление налоговым органом в трехлетний срок в судебном порядке требований о принудительном взыскании задолженности само по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога, поскольку утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока само по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Инспекция может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Вместе с тем, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
Решение суда, которым налоговому органу отказано во взыскании налоговой недоимки с истца в связи с пропуском срока для обращения в суд и отказом восстановить этот срок, в отношении истца не выносилось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Кокорева Юрия Васильевича к ИФНС России № 14 по адрес о признании задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Савеловский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья | Н.В. Мещерякова |
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2024.