Категория 2.081
Дело № 2-221/2020
УИД:92RS0003-01-2019-003828-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Калиниченко А.С., с участием представителя истца Колбиной Ю.С., представителя ответчика Третьяковой Т.А., представителя ответчика Хилютич И.А., представителя третьего лица Дуляницкой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО2 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» о понуждению к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурора Гагаринского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском (с учетом уточнений) мотивируя следующим.
Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя, по результатам которой выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем.
Проверкой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (<данные изъяты> <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно (справка серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выдана на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ), проживает по адресу: <адрес>, в <адрес>, с мамой – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. <данные изъяты> своей семьи не имеет. Мать ФИО8 является пенсионером, в связи с чем физическую помощь своему сыну инвалиду-колясочнику оказывать не имеет возможности.
Квартира, в которой проживает ФИО2, расположена на первом этаже, однако, в виду того, что подъезд не оборудован соответствующими средствами, а именно: плавные спуски, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске, у инвалида нет возможности выехать во двор собственного дома. Согласно пояснениям ФИО2, последний не покидал свою квартиру на протяжении последних 3 лет.
Так, с целью восстановления своих прав на доступную среду, ФИО2 обращался с письменным заявлением в адрес ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой оборудовать жилой подъезд устройствами доступности. Однако, от ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № с информацией о том, что «в виду отсутствия технической возможности и ущемления прав других собственников помещений в многоквартирном доме не представляется возможным размещения электрического подъемника в подъезде многоквартирного дома». Однако, управляющей компанией отмечено, что «имеется техническая возможность установить стационарный пандус в подъезде многоквартирного дома; о согласии или не согласии на размещение такого просят сообщить инвалида управляющую компанию дополнительно».
Вместе с тем, до сегодняшнего дня, какие-либо средства, позволяющие обеспечить инвалиду доступную среду по адресу проживания ФИО2 не установлены.
Также в адрес ФИО8 направлено письмо Департамента городского хозяйства г. Севастополя (далее - Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором размещена информация о том, что «обустройство электроподъемника к окну кухни влечет за собой изменение проекта многоквартирного дома путем замены окна на дверной проем», на данное действие должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме».
Ненадлежащее соблюдение Департаментом городского хозяйства города Севастополя требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушает право инвалида-колясочника ФИО2 на беспрепятственный доступ к месту проживания, по адресу: <адрес>, в <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме.
Просит обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида - ФИО2 к месту проживания, по адресу: <адрес>, в <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обязать Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» обеспечить беспрепятственный доступ инвалида - ФИО2 к месту проживания, по адресу: <адрес>, в <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством установки стационарного пандуса.
В судебном заседание помощник прокурора Гагаринского района города Севастополя ФИО9 исковые требования с учетом уточнений поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, по состоянию здоровья не может участвовать в судебном заседании, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО10 исковые требования не признала, просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям изложенным в возражениях.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» ФИО6 исковые требования признал в части установки пандуса для инвалида.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя ФИО7 исковые требования просила удовлетворить
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ) реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информаций, а также обеспечение инвалидов и их членов семьи информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
На основании ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным: зданиям, строениям и сооружениям, спортивным, сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных, решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа, к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные, лица местного самоуправления:, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Во исполнение Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (далее – ГП «Доступная среда»), разработана и принята государственная программа города Севастополя «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2016 № 323-ПП. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 308-р продлена ГП «Доступная среда» до 2025 года.
Во исполнение ГП «Доступная среда» разработан Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51261-2017 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2017 № 1772-ст (далее - ГОСТ Р 51261-2017), которым предусмотрено установление стационарных опорных реабилитационных устройств в общественных зданиях, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта и предназначенные для использования инвалидами, в том числе инвалидами, использующими для передвижения кресла-коляски, и другими маломобильными группами населения.
В соответствии с абз. 2 п. 1 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (далее- Правила № 649) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Согласно п.п. 23, 24 Правил № 649 территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Толщина швов между плитами покрытия составляет не более 15 миллиметров. Покрытие из рыхлых и сыпучих материалов не допускается. Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный - 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.
На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются:
а) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 - 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;
б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5 x 1,5 метра;
в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.
Для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. 4 Правил).
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пп. 17 - 20, 22 Правил).
Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя, по результатам которой выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем.
Истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. <данные изъяты>), является <данные изъяты> (справка серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выдана на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ), проживает по адресу: <адрес>, в <адрес>, с мамой – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (75 лет), своей семьи не имеет. Мать ФИО8 является пенсионером, в связи с чем физическую помощь своему сыну инвалиду-колясочнику оказывать не имеет возможности.
Квартира, в которой проживает ФИО2, расположена на первом этаже, однако, в виду того, что подъезд не оборудован соответствующими средствами, а именно: плавные спуски, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске, у инвалида нет возможности выехать во двор собственного дома. Согласно пояснениям ФИО2, последний не покидал свою квартиру на протяжении последних 3 лет.
С целью восстановления своих прав на доступную среду, ФИО2 обращался с письменным заявлением в адрес ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой оборудовать жилой подъезд устройствами доступности.
Согласно ответа ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» от ДД.ММ.ГГГГ № в виду отсутствия технической возможности и ущемления прав других собственников помещений в многоквартирном доме не представляется возможным размещения электрического подъемника в подъезде многоквартирного дома. Управляющей компанией отмечено, что имеется техническая возможность установить стационарный пандус в подъезде многоквартирного дома; о согласии или не согласии на размещение такого просят сообщить инвалида управляющую компанию дополнительно.
Вместе с тем, до настоящего времени, какие-либо средства, позволяющие обеспечить инвалиду доступную среду по адресу проживания ФИО2 не установлены.
Также в адрес ФИО8 направлено письмо Департамента городского хозяйства г. Севастополя (далее - Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором размещена информация о том, что обустройство электроподъемника к окну кухни влечет за собой изменение проекта многоквартирного дома путем замены окна на дверной проем», на данное действие должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, Департамент информирует инвалида о том, что с 2016 года не разработано постановление Правительства Севастополя «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в городе Севастополе», и только после его разработки инвалид-колясочник будет уведомлен о принятом решении комиссией на предмет обследования его жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.п. 1, 3, 6 п. 9.1 Постановлению Правительства города Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» Департамент в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя координирует работу по реализации мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства; организует в установленном законом порядке управление многоквартирными домами; организует проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является Департамент городского хозяйства <адрес>, который координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.
Не разработка постановления Правительства Севастополя «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 в городе Севастополе» не должно нарушать прав инвалида на беспрепятственный доступ к общему имуществу в многоквартирных домах
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что на Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» возлагаются обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалида ФИО2 к месту проживания по адресу: <адрес>, а так же к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид посредством установки стационарного пандуса, в соответствии с требованиями законодательства в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности, суд находит целесообразными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Обязанность по финансированию мероприятий связанных с обеспечением беспрепятственного доступа инвалида ФИО2 к месту проживания по адресу: <адрес>, а так же к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, расположенных в Гагаринском районе г.Севастополя, лежат на Департаменте городского хозяйства города Севастополя и требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО2 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» о понуждению к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида ФИО2 к месту проживания по адресу: <адрес>, а так же к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
Обязать Государственное унитарное предприятие <адрес> «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» на выделенные денежные средства обеспечить беспрепятственный доступ инвалида ФИО2 к месту проживания по адресу: <адрес>, а так же к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид посредством установки стационарного пандуса.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 6 марта 2020 года.
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя С.В.Калганова