Дело № 2 - 353
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2016 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Грачевой О.В.,
при секретаре Хомяковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «КомСистемы» о признании незаконной деятельности по сбросу сточных вод, о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод,
У С Т А Н О В И Л:
Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к ООО «КомСистемы» о признании незаконной деятельности по сбросу сточных вод, о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, указав в обоснование требований следующие обстоятельства:
Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного законодательства ООО «КомСистемы» при осуществлении хозяйственной деятельности.
По результатам проверки установлено, что между отделом по управлению имуществом рабочего поселка (пгт) Прогресс и ООО «КомСистемы» ДД.ММ.ГГГГг. заключено концессионное соглашение сроком на <.....> лет, в соответствии с которым ответчик обязуется в период действия соглашения за свой счет произвести капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) объектов водоотведения, указанных в соглашении и осуществлять обеспечение потребителей муниципального образования пгт. Прогресс коммунальными услугами (водоотведения) в соответствии с назначением имущества.
В состав имущества, переданного по указанному соглашению входят канализационные сети, здание канализационной станции и другое имущество, предназначенное для водоотведения.
Сброс сточных вод, принимаемых от потребителей пгт. Прогресс, ООО «КомСистемы» осуществляться по двум выпускам в реку Кивда, расположенным в черте пгт. Прогресс.
Объем сточных вод сброшенных в реку Кивда по двум выпускам в ДД.ММ.ГГГГ составил <.....> тыс. куб. метров.
Таким образом, ООО «КомСистемы» использует водный объект – реку <данные изъяты> для сброса сточных вод.
Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании ч.1 ст.9 ВК РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.23 ВК РФ, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
На основании п.2 ч.2 ст.11 ВК РФ, пользование водным объектом для сброса сточных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Сточные воды, сбрасываемые в реку <данные изъяты>, оказывают негативное воздействие на обитающие в ней водные биологические ресурсы.
На основании ч.2 ст.55 ВК РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении ВБР», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды обитания.
Статьями 3, 20 ВК РФ определены основополагающие принципы использования водных ресурсов. Пунктами 14. 15 ст. 3 пользование водными объектами осуществляется за плату, а платность использования водных объектов является экономическим стимулированием охраны водных объектов.
Согласно п.1 ч.1 ст. 26 ВК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
В соответствии с п. 3.52 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015г. №222, министерство природных ресурсов Амурской области в пределах предоставленных полномочий предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Амурской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проверкой установлено, что ООО «КомСистемы» в нарушение указанного законодательства осуществляет пользование водного объекта – реки <данные изъяты> для сброса сточных вод в отсутствие решения министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении указанного водного объекта в пользование.
На основании постановления начальника Восточного межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КомСистемы» привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ за использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
-платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
Согласно ст. 42 Конституции РФ граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Просит признать незаконной деятельность ООО «КомСистемы» по сбросу сточных вод в реку Кивда по двум выпускам, расположенным в черте пгт. Прогресс, в отсутствие решения министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод. Возложить обязанность на ООО «КомСистемы» получить в министерстве природных ресурсов Амурской области решение о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод. Установить ответчику срок для добровольного исполнения решения суда – шесть месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Райчихинска В.Т.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «КомСистемы» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве просил производство по делу прекратить по тем основаниям, что в администрацию п. Прогресс ДД.ММ.ГГГГг. направлено письмо исх. № о расторжении концессионного соглашения. Затруднительное финансовое положение в обществе не дает возможности производить обязательные платежи и работы, связанные с исполнением концессионного соглашения. Намерения продлевать соглашение в ООО «КомСистемы» нет.
Представитель третьего лица Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен. В представленном отзыве требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора поддержал.
Представитель третьего лица Отдела по управлению имущество рабочего поселка (пгт) Прогресс в судебное заседание не явился, в представленном отзыве требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора поддержал.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Амурской областипредставил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Согласно представленному отзыву требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ пользование водным объектом для сброса сточных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, не находящихся в федеральной собственности, в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Сточные воды, сбрасываемые в реку <данные изъяты>, оказывают негативное воздействие на обитающие в ней водные биологические ресурсы.
На основании ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды обитания.
Статьями 3, 20 Водного кодекса РФ определены основополагающие принципы использования водных ресурсов. Согласно пунктам 14, 15 ст. 3 ВК РФ пользование водными объектами осуществляется за плату, а платность использования водных объектов является экономическим стимулированием охраны водных объектов.
Согласно п.1 ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
В соответствии с п. 3.52 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. постановлением губернатора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство природных ресурсов Амурской области в пределах предоставленных полномочий предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Амурской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГг. между отделом по управлению имуществом рп (пгт) Прогресс Амурской области и ООО «КомСистемы» (концессионер) заключено концессионное соглашение №, по которому концессионер обязуется в период действия настоящего соглашения за свой счет произвести капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) объектов водоотведения и осуществлять обеспечение потребителей муниципального образования рабочий поселок (пгт) Прогресс коммунальными услугами (водоотведения) в соответствии с назначением имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования данным имуществом для осуществления указанное деятельности.
Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует пять лет с моменты вступления в силу. (п. 48).
По передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ отдел по управлению имуществом пгт. Прогресс передал ООО «КомСистемы» канализационные сети, здание канализационной станции и другое имущество, предназначенное для водоотведения.
Как установлено в судебном заседании, по результатам проверки Амурский природоохранным прокурором соблюдения водного законодательства ООО «КомСистемы» установлено использование ответчиком водного объекта – реки ДД.ММ.ГГГГ для сброса сточных вод, принимаемых от потребителей пгт. Прогресс, в отсутствие решения министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении указанного водного объекта в пользование.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. начальником Восточного межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области – старшим государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды Д.Д.В. за использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, ООО «КомСистемы» привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ к административному штрафу <сумма>.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ использование водных объектов для сброса сточных осуществляется на основании соответствующего решения.
Соответственно, осуществление ответчиком в процессе своей деятельности сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование создает угрозу причинения вреда окружающей среде, что, в свою очередь, подтверждает обоснованность требований природоохранного прокурора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о прекращении производства по делу в связи с направлением заявления о расторжении концессионного соглашения являются не состоятельными в связи со следующим.
На основании ч.1 ст. 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (часть 2 ст. 452 ГК РФ).
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком в судебном заседании не представлены доказательства расторжения с отделом по управлению имуществом концессионного соглашения №2 от 04.09.2014г.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом вышеизложенного, с ответчика ООО «КомСистемы» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <сумма>.
Руководствуясь ст.ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконной деятельность ООО «КомСистемы» по сбросу сточных вод в реку <данные изъяты> по двум выпускам, расположенным в черте пгт. Прогресс, в отсутствие решения министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении реки Кивда в пользование для сброса сточных вод.
Возложить обязанность на ООО «КомСистемы» получить в министерстве природных ресурсов Амурской области решение о предоставлении водного объекта – реки <данные изъяты> в пользование для сброса сточных вод.
Установить ответчику срок для добровольного исполнения решения суда – шесть месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «КомСистемы» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <сумма>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Райчихинского городского суда О.В. Грачева