МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2018 г. по делу №33а-6103/2018
Судья: А.Р. Абалакин
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой,
при секретаре Ю.Е. Щербаковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе А.П. Кожевникова на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 года по делу по административному иску А.П. Кожевникова к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве) об оспаривании отказа в регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
А.П. Кожевников обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по г. Москве, полагая незаконным отказ в государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство.
Требования административного истца мотивированы тем, что земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ в установленном порядке лицу, правопреемниками которого он является.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе А.П. Кожевникова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.П. Кожевников доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения поддержал.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве Д.А. Сухов по доверенности, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Установлено, что 30 декабря 2016 года А.П. Кожевников обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного в г. Москве, …, кадастровый номер …, предоставленного М.В. И. на основании приказа по совхозу Крюковский Московского треста свинсовхозов от 18 февраля 1975 года. Заявитель также указывал на то, что на земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ему по праву собственности.
При этом административный истец представил в Управление Росреестра по г. Москве документы, которые, по его мнению, подтверждали как предоставление указанного земельного участка М.В. И. в установленном законом порядке до введения в действие Земельного кодекса РФ, так и документы, подтверждающие переход к нему прав на земельный участок в порядке наследования по завещанию.
На основании решения Управления Росреестра по г. Москве от 10 мая 2017 года А.П. Кожевникову отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок со ссылкой на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что отсутствие в кадастровом паспорте сведений о разрешенном использовании земельного участка не позволяло осуществить государственную регистрацию права собственности в порядке статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который действовал на момент возникновения спорных правоотношений.
Дополнительно суд посчитал, что срок для обращения в суд А.П. Кожениковым пропущен.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела усматривается, что А.П. Кожеников просил о государственной регистрации земельного участка в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, суд не применил следующие нормы материального права, подлежащие применению.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Частью 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Пункт 2 ст. 25.2 названного Федерального закона к числу необходимых правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства относит: акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
Согласно Письму Минэкономразвития от 18 января 2010 г. №Д23-84 "О государственной регистрации прав собственности на земельные участки" для государственной регистрации прав собственности на земельные участки может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право на земельный участок, в том числе архивная выписка.
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом Росреестра от 7 марта 2012 г. №П/103.
Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.05.2014 г. №11-0445/14 "Для сведения и учета в работе" (вместе с <Письмом> Росреестра от 22.05.2014 г. №14-06674/14) разъяснено, что в случае представления в орган кадастрового учета выписки из похозяйственной книги, в которой отсутствуют реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина прав на земельный участок, а также отсутствуют реквизиты похозяйственной книги, такая выписка не может служить основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является представление А.П. Кожевниковым государственному регистратору надлежащим образом заверенных документов, подтверждающих предоставление на законном основании до введения в действие Земельного кодекса РФ лицу, правопреемником которого он является, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также документов, подтверждающих переход к нему прав от указанного лица в отношении названного объекта недвижимого имущества.
Управление Росреестра по г. Москве, в свою очередь, обязано представить доказательства, что земельный участок в силу закона не может быть предоставлен в частную собственность заявителю либо имеются иные предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации права.
Между тем, установив факт исполнения А.П. Кожениковым этих своих обязанностей, суд в нарушение требований ст. 9, ст. 11, ст. 226, ст. 84, ст. 215 КАС РФ не учел, что имеются обстоятельства, имеющие значение для возможности государственной регистрации в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 26 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшего на дату вынесения приказа по совхозу Крюковский Московского треста свинсовхозов от 18 февраля 1975 года, предусматривалось, что колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения в установленных законом случаях могли предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки во вторичное пользование.
Согласно ст. 64 ЗК РСФСР 1970 г. совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов производится на основании решения администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения.
В соответствии со ст. 68 упомянутого Кодекса такие земельные участки сохранялись за рабочими и служащими при переходе их на пенсию по старости или инвалидности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. №337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" предусматривалось, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, сохраняются за гражданами в полном размере.
В силу статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2).
Из содержания приведенных норм следует, что назначение (категория) и разрешенное использование спорного земельного участка соответствовали условиям статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", позволяющим в упрощенном порядке зарегистрировать права собственности на земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство.
Вывод суда о пропуске А.П. Кожениковым срока для обращения в суд также нельзя признать обоснованным, поскольку суд не исследовал и не установил в решении исполнение Управлением Росреестра по г. Москве обязанности направить заявителю копии своего решения.
При таком положении решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 10 мая 2017 года об отказе А.П. Кожевникову в государственной регистрации права собственности и возложении на указанный орган государственной власти осуществить государственную регистрацию права собственности.
Руководствуясь ст. 311, п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 года отменить и вынести по делу новое решение, которым административный иск А.П. Кожевникова к Управлению Росреестра по г. Москве удовлетворить; признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 10 мая 2017 года №77/003/214/2016-181 об отказе в государственной регистрации права собственности, возложив на указанный орган государственной власти обязанность зарегистрировать за А.П. Кожевниковым право собственности на земельный участок кадастровый номер …, расположенный п░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░. …
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░