Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-483/2020 ~ М-460/2020 от 30.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Безенчук                                                                                                                  21 июля 2020 г.

    Безенчукский районный суд Самарской области в составе:                                       председательствующего, судьи БАХЫШЕВА И.Х. – единолично,

при секретаре ЧИННОВОЙ И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-483/2020 по административному иску исполняющего обязанности прокурора Безенчукского района Самарской области (далее – Прокурор), в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области (далее – Администрация) об обязании принять меры по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

        Административный истец Прокурор обратился в Безенчукский районный суд Самарской области (далее – суд) с административным исковым заявлением к Администрации с требованиями: об обязании принять меры по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, площадью кв.м., восточнее км. сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области; об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке, площадью около кв.м., в сельском поселении Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области.

        В судебном заседании представляющий административного истца старший помощник прокурора Чуцков А.Н. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

    Представитель административного ответчика - Глава сельского поселения Васильевка Баннова Т.А., действующая на основании Устава, административный иск Прокурора признала в полном объеме.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

    Судом установлено, что Прокуратурой Безенчукского района Самарской области во исполнение указания прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проверено исполнение Администрацией требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды.

    Установлено, что на земельном участке, площадью около кв.м., расположенном восточнее км. сельского поселения Васильевка, размещена свалка твердых бытовых и строительных отходов, что подтверждается актом совместной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

    Изложенное свидетельствует о нарушении Администрацией требований федерального законодательства.

    В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

        Благоприятная окружающая среда в силу означенной нормы Закона - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

    Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

    Полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    С учетом положений пунктов 18, 19, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселения Самарской области», к полномочиям администрации сельского поселения отнесено:

        - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

    - утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

    Полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов обозначены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    На основании ч. 5 ст. 12 и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

    В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03.

    Согласно п. 3.2 Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

        Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

    Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

    В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на земельном участке в сельском поселении Васильевка, используемом под свалку, допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

    Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусматривает специальные требования к расположению и эксплуатации объектов размещения отходов.

    Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В частности, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

    Положения ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ согласуются со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», обязывающей осуществление субъектами хозяйственной деятельности производственный экологический контроль и представлять его результаты в органы государственного надзора.

    В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

    Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (ч. 7 ст. 12 Закона № 89- ФЗ).

    Свалка, расположенная в сельском поселении Васильевка, в государственный реестр объектов размещения отходов по Самарской области не включена.

    Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    В силу ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

    Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

    Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

    24.04.2020 в связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в администрацию сельского поселения Васильевка прокуратурой Безенчукского района вносилось представление с требованием ликвидировать несанкционированную свалку.

    Представление рассмотрено, из ответа на представление следует, что администрация поселения с выявленными нарушениями согласна и будут предприняты меры для ликвидации данной свалки. Фактически в настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована.

    Администрация в силу ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Бездействие ответчика в данном случае нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.

    Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.

    Частью 1 статьи 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Суд считает, что заявленный административный иск, как основанный на нормах действующего законодательства, подлежит удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 125-126, 219, 286-290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

    Административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

      Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, площадью около кв. метров, восточнее км. сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области.

            Обязать Администрацию сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке, площадью около кв. метров, в сельском поселении Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.

        Резолютивная часть решения оглашена 21.07.2020г.

        Мотивированное решение изготовлено 24.07.2020г.

Судья

2а-483/2020 ~ М-460/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Безенчукского района
Ответчики
Администрация с.п.Васильевка
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Бахышев И.Х.
Дело на странице суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
30.06.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Дело оформлено
22.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее