Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 21 июля 2020 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе: председательствующего, судьи БАХЫШЕВА И.Х. – единолично,
при секретаре ЧИННОВОЙ И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-483/2020 по административному иску исполняющего обязанности прокурора Безенчукского района Самарской области (далее – Прокурор), в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области (далее – Администрация) об обязании принять меры по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Административный истец Прокурор обратился в Безенчукский районный суд Самарской области (далее – суд) с административным исковым заявлением к Администрации с требованиями: об обязании принять меры по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, площадью № кв.м., восточнее № км. сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области; об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке, площадью около № кв.м., в сельском поселении Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области.
В судебном заседании представляющий административного истца старший помощник прокурора Чуцков А.Н. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Глава сельского поселения Васильевка Баннова Т.А., действующая на основании Устава, административный иск Прокурора признала в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Прокуратурой Безенчукского района Самарской области во исполнение указания прокурора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проверено исполнение Администрацией требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды.
Установлено, что на земельном участке, площадью около № кв.м., расположенном восточнее № км. сельского поселения Васильевка, размещена свалка твердых бытовых и строительных отходов, что подтверждается актом совместной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное свидетельствует о нарушении Администрацией требований федерального законодательства.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Благоприятная окружающая среда в силу означенной нормы Закона - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
Полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С учетом положений пунктов 18, 19, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселения Самарской области», к полномочиям администрации сельского поселения отнесено:
- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов обозначены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании ч. 5 ст. 12 и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно п. 3.2 Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на земельном участке в сельском поселении Васильевка, используемом под свалку, допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусматривает специальные требования к расположению и эксплуатации объектов размещения отходов.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В частности, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Положения ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ согласуются со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», обязывающей осуществление субъектами хозяйственной деятельности производственный экологический контроль и представлять его результаты в органы государственного надзора.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (ч. 7 ст. 12 Закона № 89- ФЗ).
Свалка, расположенная в сельском поселении Васильевка, в государственный реестр объектов размещения отходов по Самарской области не включена.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
24.04.2020 в связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в администрацию сельского поселения Васильевка прокуратурой Безенчукского района вносилось представление с требованием ликвидировать несанкционированную свалку.
Представление рассмотрено, из ответа на представление следует, что администрация поселения с выявленными нарушениями согласна и будут предприняты меры для ликвидации данной свалки. Фактически в настоящее время несанкционированная свалка не ликвидирована.
Администрация в силу ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Бездействие ответчика в данном случае нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.
Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что заявленный административный иск, как основанный на нормах действующего законодательства, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 125-126, 219, 286-290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, площадью около № кв. метров, восточнее № км. сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области.
Обязать Администрацию сельского поселения Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке, площадью около № кв. метров, в сельском поселении Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
Резолютивная часть решения оглашена 21.07.2020г.
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2020г.
Судья