Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7411/2020 ~ М-7293/2020 от 22.10.2020

Производство№ 2-7411/2020

УИД 28RS0004-01-2020-010336-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 декабря 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Повагиной Д.В.

с участием представителя Благовещенской транспортной прокуратуры Свириденко С.П.,

с участием истца Шмидта А.Ф., представителя истца Деминой Т.В., представителей ответчика Шемякиной О.В., Коплика А.Р., Гаврусева Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмидта А. Ф. к Хабаровской таможне об оспаривании приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Шмидт А.Ф. обратился в суд иском, в котором, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просит признать незаконным Приказ начальника Благовещенской таможни № 466-К от 8 сентября 2020 года «О прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении», восстановить в должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни с 1 октября 2020 года, взыскать с Хабаровской таможни компенсацию вынужденного прогула в сумме 78883 рублей 87 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование иска истцом указано, что с 22 октября 2001 года проходил службу в таможенных органах в различных должностях, со 2 февраля 2009 года в должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни. В соответствии с Приказом ФТС России от 27 марта 2020 года № 328 «О реорганизации Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен» с 1 октября 2020 года Благовещенская таможня реорганизована в форме присоединения к Хабаровской таможне. Указанный приказ явился основанием для проведения организационно-штатных мероприятий, в ходе которых должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни сокращена. Приказом начальника Благовещенской таможни № 466-К от 8 сентября 2020 года уволен 30 сентября 2020 года с занимаемой должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы). С увольнением не согласен. На момент увольнения имелась вакантная должность, наиболее отвечающая уровню его профессионального образования, квалификации и стажа гражданской службы – должность ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Хабаровской таможни (г. Благовещенск). Указанная должность не была предложена ему, предложенные должности не отвечали требованиям ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. 23 сентября 2020 года обратился к начальнику Хабаровской таможни с заявлением о назначении на вышеуказанную вакантную должность, заявление было оставлено без удовлетворения. До настоящего времени данная должность остается вакантной. За период службы в таможенных органах взысканий не имел, неоднократно проходил обучение с целью повышения квалификации. Имеет множество поощрений. На момент увольнения, оснований невозможности предложения ему вакантной должности, не имелось. Кроме того является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1987 году. Незаконное увольнение причиняет ему моральные страдания и переживания.

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни, которую ранее занимал истец и с которой был уволен, по своему функциональному содержанию аналогична должности ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Хабаровской таможни в г. Благовещенске, разницы в функциональном объеме нет. Предложенные истцу должности не соотносились с его опытом работы, функциональными обязанностями. Истец дополнительно пояснил, что до момента увольнения ему были предложены три вакантные должности, от которых он отказался, в связи с тем, что предложенные должности не соответствовали его уровню. Если бы он согласился, то ему бы не предложили замещать его должность, которая до настоящего времени является вакантной. В связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС лучевую болезнь либо иные заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы не переносил.

Представители ответчика в судебном заседаниине согласившись с иском, с учетом письменного отзыва, указали, что Шмидт А.Ф. проходил федеральную государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации в Благовещенской таможне. Отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в таможенных органах регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказом ФТС России от 27 марта 2020 года № 328 с 1 октября 2020 года Биробиджанская, Благовещенская таможни реорганизованы в форме присоединения к Хабаровской таможне. С 1 октября 2020 года штатное расписание Благовещенской таможни прекратило свое действие. В штатное расписание Хабаровской таможни с 1 октября 2020 года должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов не вводилась. В штатное расписание Хабаровской таможни с 1 октября 2020 года в отделе применения инспекционно-досмотровых комплексов включены должности сотрудников, проходящих службу по контракту в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ. Должность ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Хабаровской таможни, введенная с 1 октября 2020 года в штатное расписание Хабаровской таможни, относится к должностям сотрудников таможенных органов Российской Федерации, прохождение службы в данной должности предусмотрено Федеральным законом № 114-ФЗ с заключением контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и присвоением специального звания таможенной службы, максимальное звание майор таможенной службы. Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Назначение на должность сотрудника таможенного органа в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 114-ФЗ производится приказом начальника таможенного органа. В отношении Шмидта А.Ф. в период с 2002 года по 2020 год подобные приказы не издавались, контракты о службе в таможенных органах Российской Федерации не заключались. В силу положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы либо к иным видам службы. Уведомление о сокращении замещаемой Шмидтом А.Ф. должности с 1 октября 2020 года получено им 22 июня 2020 года. 28 августа 2020 года, 2 сентября 2020 года, 8 сентября 2020 года с истцом проводились беседы в рамках которых в связи с сокращением Благовещенской таможни и отсутствием вакантных должностей в Благовещенской таможне были предложены должности федеральной государственной гражданской службы в Дальневосточном таможенном управлении, 38 должностей государственной гражданской службы в иных органах исполнительной власти, должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров служб по Амурской области и Республике Саха (Якутия) (г. Благовещенск) Хабаровской таможни с 1 октября 2020 года. От предложенных должностей Шмидт А.Ф. отказался, указал, что планирует увольнение по организационно-штатным мероприятиям. Требования истца направлены на признание незаконным увольнения и восстановлении на службе, отказ о приеме на службу в таможенные органы Шмидтом А.Ф. не оспаривается. Обстоятельства приема на службу в таможенные органы не связаны с предметом и основанием рассматриваемого иска, поскольку такой порядок регулируется отдельным законодательством. Требования о взыскании компенсации вынужденного прогула, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего не подлежащими удовлетворению требования о восстановлении на работе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, в том числе о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об оплате за время вынужденного прогула (ст. 391 ТК РФ).

Анализ правовых позиций сторон показывает, что предметом судебного разбирательства является законность увольнения Шмидта А.Ф. с должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Судом установлено, что в таможенных органах с 2018 по 2020 гг. проводились мероприятия по реформированию системы таможенных органов.

В целях совершенствования структуры и повышения эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, 27 марта 2020 года Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) издан приказ № 328 «О реорганизации Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен» (далее - приказ ФТС России от 27 марта 2020 года № 328).

Согласно приказу ФТС России от 27 марта 2020 года № 328 с 1 октября 2020 года реорганизованы Биробиджанская, Благовещенская и Хабаровская таможни в форме присоединения Биробиджанской, Благовещенской таможен к Хабаровской таможне. С 1 октября 2020 года изменена штатная численность Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен.

В пункте 2 приказа ФТС России от 27 марта 2020 года № 328 предусмотрено, что с 1 октября 2020 года к Хабаровской таможне без изменения местонахождения и региона деятельности переподчинены следующие таможенные посты Амурзетский таможенный пост Биробиджанской таможни, Биробиджанский таможенный пост Биробиджанской таможни, Благовещенский таможенный пост Благовещенской таможни, Нерюнгринский таможенный пост Благовещенской таможни, Поярковский таможенный пост Благовещенской таможни, Таможенный пост Аэропорт Благовещенск Благовещенской таможни, Таможенный пост МАПП Кани-Курган Благовещенской таможни, Якутский таможенный пост Благовещенской таможни.

Реорганизацию Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен считать реформированием таможенных органов Российской Федерации (пункт 8 приказа ФТС России от 27 марта 2020 года № 328).

В соответствии с пунктом 11 указанного приказа Дальневосточному таможенному управлению было поручено обеспечить при проведении мероприятий перераспределение штатной численности в пределах численности таможенных органов региона и фонда оплаты труда должностных лиц и работников, доводимых до Дальневосточного таможенного управления.

16 июня 2020 года Дальневосточным таможенным управлением издан приказ № 203 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, подчиненных Дальневосточному таможенному управлению» (далее - приказ ДВТУ от 16 июня 2020 года № 203), постановлено провести организационно-штатные мероприятия в подчиненных таможенных органах, внести изменения в штатные расписания таможен в соответствии с приложением к настоящему приказу.

В соответствии с приложением к Приказу из штатного расписания Благовещенской таможни исключались все должности сотрудников – 76, государственных гражданских служащих - 256, в том числе должность главного государственного таможенного инспектора, работников – 27. Таким образом, штат Благовещенской таможни полностью сокращен в количестве 359 единиц.

Таким образом, из штатного расписания Благовещенской таможни были исключены все должности государственных гражданских служащих полностью, в том числе 125 должностей главных государственных таможенных инспекторов, одну из которых занимал Шмидт А.Ф.

В силу пункта 3 приказа ДВТУ от 16 июня 2020 года № 203 Благовещенской таможне было поручено обеспечить издание приказов о прекращении действий штатных расписаний таможен с 1 октября 2020 года.

17 июня 2020 года Благовещенской таможней был издан приказ № 142 «Об организационно-штатных мероприятиях в Благовещенской таможне» в соответствии с которым штат Благовещенской таможни полностью сокращен в количестве 359 единиц: из них 256 единиц государственных гражданских служащих, 76 единиц сотрудников, 27 единиц работников.

Судом установлено, не оспаривалось ответчиком и подтверждается трудовой книжкой AT-VIII № *** (дата заполнения 20 декабря 2000 года), приказом № 185-л от 22 октября 2001 года принят в Благовещенскую таможню стажером на должность младшего инспектора отдела таможенной охраны, приказом № 17-к от 22 января 2008 года «О приеме на государственную гражданскую службу Шмидт А.Ф.», с 22 января 2008 года проходил федеральную государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации, с 1 октября 2009 года в должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни.

Приказом Благовещенской таможни № 466-к от 5 сентября 2020 года действие служебного контракта со Шмидтом А.Ф. прекращено, он освобожден от замещаемой должности гражданской службы главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни и уволен 30 сентября 2020 года с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

В соответствии с пп. 8.2 п. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственноморгане, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Во исполнение установленной законодательством процедуры проведения организационно-штатных мероприятий 22 июня 2020 года Шмидту А.Ф.вручено уведомление о сокращении замещаемой им должности с 1 октября 2020 года. В случае отсутствия возможности замещения иной должности гражданской службы, либо отказа от предложенной должности для замещения иной должности гражданской службы 30 сентября 2020 года Шмидт А.Ф. может быть уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Факт вручения и дата получения уведомления подтверждаются собственноручной подписью истца на бланке уведомления.

Таким образом, учитывая, что уведомления вручено и, соответственно, получено Шмидтом А.Ф. 22 июня 2020 года, а датой его увольнения согласно приказу Благовещенской таможни № 466-к от 5 сентября 2020 года является 30 сентября 2020 года, суд считает, что двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении таможней соблюден.

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, всеимеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 утверждены Правила предоставлениягосударственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной службы в иных государственных органах».

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности гражданской службы, представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя предлагает гражданскому служащему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Соблюдая требования ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ Благовещенской таможней были направлены запросы в органы исполнительной власти для предложения должностей государственной гражданской службы сокращаемым должностным лицам Благовещенской таможни. Соответствующие запросы имеются в материалах дела.

В материалах дела имеется лист беседы от 28 августа 2020 года с главным государственным таможенным инспектором отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни Шмидтом А.Ф., в присутствии в том числе начальника Хабаровской таможни Игнатьева В.П., начальника Благовещенской таможни Сорокина М.В., в рамках которой ему предлагалось для дальнейшего прохождения службы вакантные должности федеральной государственной гражданской службы в Дальневосточном таможенном управлении:должность старший государственный таможенный инспектор отдела расчетов по оплате труда и иным выплатам финансово-бухгалтерской службы Дальневосточного таможенного управления;должность главного государственного таможенного инспектора отдела учета активов, обязательств и сводной отчетности финансово-бухгалтерской службы Дальневосточного таможенного управления.

Как следует из доводов ответчиков, должности федеральной государственной гражданской службы в Дальневосточном таможенном управлении были предложены истцу в связи с сокращением Благовещенской таможни и отсутствием вакантных должностей в Благовещенской таможне. В связи с тем, что во всех таможенных органах Дальневосточного региона одномоментно проходили организационно-штатные мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы,которые вступали в силу 1 октября 2020 года, администрацией Благовещенской таможней и Хабаровской таможней были предприняты меры по трудоустройству государственных гражданских служащих Благовещенской таможни в иных органах исполнительной власти. В адрес органов исполнительной власти были направлены запросы о предоставлении вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы.

В ходе беседы от 28 августа 2020 года со Шмидтом А.Ф. были предложены 38 должностей государственной гражданской службы в иных органах исполнительной власти.

От предложенных должностей в ДВТУ Шмидт А.Ф. отказался. Указал, что с предложенными должностями в других госорганах ознакомлен, о принятом решении уведомит в течение 2-х дней. Решение изложено Шмидтом А.Ф. собственноручно в листе беседы от 28 августа 2020 года.

Согласно листу беседы от 2 сентября 2020 года с истцом, ему вновь были предложены 2 вакантные должности в Дальневосточном таможенном управлении, 38 вакантных должностей в федеральных органах исполнительной власти. По результатам беседы Шмидт А.Ф. в листе беседы указал, что ознакомлен, со списком предлагаемых должностей не согласен. Данное решение письменно оформлено истцом в листе беседы от 2 сентября 2020 года.

8 сентября 2020 года со Шмидтом А.Ф. была проведена беседа в ходе которой ему была предложена должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы по Амурской области и Республике Саха (Якутия) (г. Благовещенск) Хабаровской таможни с 1 октября 2020 года. В листе беседы истцом собственноручно изложено принятое решение: от предложенной должности отказываюсь, планирую увольнение по организационным мероприятиям.

Указанные факты истец подтвердил в судебном заседании.

Согласно доводам ответчика, предложенные истцу должности в иных органах исполнительной власти были разнообразны, имели место дислокации г. Благовещенск.

В ходе всех проведенных с истцом бесед 28 августа 2020 года, 2 сентября 2020 года, 8 сентября 2020 года ему было разъяснено, что в случае отказа от предложенных должностей он подлежит увольнению с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Таким образом, судом установлено, что от предлагаемых вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Дальневосточном таможенном управлении, Хабаровской таможне, а также в федеральных органах исполнительной власти Шмидт А.Ф. отказался.

Поскольку положения действующего законодательства, регламентирующего прохождение государственной гражданской службы, не содержат обязательного указания на конкретную форму предложения работодателем работнику вакантных должностей при увольнении по сокращению штата, суд считает, что вышеуказанные мероприятия, осуществленные таможенным органом с целью предложения вакантных должностей гражданской службы лицу, занимающему должность, подлежащую сокращению, подтверждают соблюдение процедуры, предусмотренной положениями ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В ходе рассмотрения дела дискриминации в отношении истца со стороны работодателя не установлено. Ответчиком в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истцу предлагалось продолжить государственную гражданскую службу в таможенных органах, от чего он отказался.

Доводы истца о том, что ранее занимаемая им должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни, и с которой был уволен, по своему функциональному содержанию аналогична должности ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Хабаровской таможни в г. Благовещенске, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии с приказом ФТС России от 27 марта 2020 года № 328 с 1 октября 2020 года Биробиджанская, Благовещенская таможни реорганизованы в форме присоединения к Хабаровской таможне.

Согласно приказу Благовещенской таможни от 17 июня 2020 года № 143 с 1 октября 2020 года штатное расписание Благовещенской таможни прекратило свое действие.

В штатное расписание Хабаровской таможни с 1 января 2020 года должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов не вводилась.

С 1 октября 2020 года в штатное расписание Хабаровской таможни в отделе применения инспекционно-досмотровых комплексов включены должности сотрудников, проходящих службу по контракту в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ. Должность ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Хабаровской таможни, введенная с 1 октября 2020 года в штатное расписание Хабаровской таможни, относится к должностям сотрудников таможенных органов Российской Федерации, прохождение службы в данной должности предусмотрено Федеральным законом №114-ФЗ с заключениемконтракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и присвоением специального звания таможенной службы.

Вместе с тем, как установлено судом в таможенных органах Российской Федерации Шмидт А.Ф. проходил федеральную государственную гражданскую службу, с ним в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 3, 8 Федерального закона № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1). Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (ст. 3).

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона № 114-ФЗ гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания сотрудников таможенных органов. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).

При этом в силу ст. 18 Федерального закона № 114-ФЗ назначение сотрудника таможенного органа на должность производится приказом начальника соответствующего таможенного органа.

Как указано в пункте 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 года) представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

Учитывая изложенное, суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что истцу не могла быть предложена должность ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Хабаровской таможни, введенная в штатное расписание Хабаровской таможни с 1 октября 2020 года.

Доводы истца о неприменении таможней при проведении организационно-штатных мероприятий положений об оставлении на вакантных должностях менее опытных сотрудников с меньшей производительностью труда противоречит как фактическим обстоятельствам дела, так и нормам действующего законодательства но следующим основаниям.

В силу ст. 179 Трудового кодекса РФ вопрос о преимущественном праве оставления на работе рассматривается, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения. В рассматриваемой ситуации в соответствии с приложением к приказу Благовещенской таможни от 17 июня 2020 года № 142 штат Благовещенской таможни был полностью сокращен, в том числе все должности государственных гражданских служащих - главных государственных таможенных инспекторов были упразднены полностью, ввиду исключения из штатного расписания всего структурного подразделения в целом.

Проведение мероприятий по укомплектованию Хабаровской таможни из числа должностных лиц, высвобождаемых в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а именно, определение круга должностных лиц - кандидатов на замещение конкретных должностей, определение перечня должностей, которые предлагались конкретному кандидату, с учетом возможностей данного лица эффективно исполнять служебные обязанности в условиях изменившихся функций и полномочий поста, - является компетенцией работодателя в лице начальника Хабаровской таможни, поскольку в силу действующего законодательства, кадровые решения по подбору и расстановке должностных лиц таможни и таможенных постов работодатель принимает самостоятельно (п. 15 Общего положения о таможне, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 года № 833, зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2018 года). Предоставленные начальнику таможни полномочия обусловлены его обязанностью обеспечивать выполнение программ, планов (плановых заданий) и показателей деятельности таможни и таможенных постов (п. 10, 11 Общего положения о таможне).

Ответчиком при определении кандидатов на штатные должности Хабаровской таможни из числа высвобождаемых в результате организационно-штатных мероприятий должностных лиц помимо квалификационных характеристик, учитывались положения трудового законодательства в части обеспечения гарантий для категорий лиц, указанных в п. 2 ст. 179 ТК РФ, с целью обеспечения их социальной защищенности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждения факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении истца ответчиком были выполнены все предусмотренные Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» обязанности, связанные с увольнением по указанным основаниям и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.

Ссылку истца на п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в силу которой гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации, суд находит несостоятельной. Данные гарантии установлены для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, к которым истец не относится.

С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным приказа № 466-к от 8 сентября 2020 года «О прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении».

Ввиду установления факта обоснованности издания приказа об увольнении истца, требования истца о восстановлении в должности, взыскании компенсации вынужденного прогула, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Заявленный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Шмидту А. Ф. в удовлетворении исковых требований к Хабаровской таможне о признании незаконным Приказа № 466-к от 8 сентября 2020 года «О прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении», восстановлении в должности главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Благовещенской таможни с 1 октября 2020 года, взыскании компенсации вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 16 декабря 2020 года.

Судья Н.Н. Матюханова

2-7411/2020 ~ М-7293/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Благовещенский транспортный прокурор
Шмидт Алексей Федорович
Ответчики
Хабаровская таможня
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
22.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее