Дело № 2-2937/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края
В составе:
председательствующего судьи Бреславцевой И.А.
с участием:
истца Симоновой Н. А.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю - Першиной Т.А. по доверенности,
при секретаре Арутюнян В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Симоновой Н. А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о включении в трудовой стаж период работы, дающих право на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Симонова Н. А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о включении в трудовой стаж период работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочное назначение трудовой пенсии по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В связи с данной нормой истица Симонова Н.А. «06» декабря 2012 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края по поводу назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением на протяжении 25 лет педагогической деятельности. Однако ответчик отказал истице в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды его педагогической работы, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 24 года 00 месяцев 03 дня.
При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы:
- с дата по дата работа в должности «организатора внеклассной и внешкольной работы» в средней школе № <адрес>;
- с дата по дата отпуск по уходу за ребёнком во время работы в средней школе № <адрес>.
Работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, в соответствии с Приказом Министерства просвещения С. от дата № включала в себя планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнение. Организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Кроме того в функциональные обязанности включалась методическая помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Обмен опытом работы классных руководителей, обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы. Установление связи с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий.
При этом в своём отказе Пенсионный фонд ссылается на пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дата № «Наименование должностей» где утверждена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Однако должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы» имеют идентичную специфику и тождественные должностные обязанности.
Также Пенсионным фондом не включен в педагогический стаж период работы с дата по дата отпуск по уходу за ребёнком во время работы в средней школе № <адрес>. До введения в действие Закона Российской Федерации от дата № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета М. С. и ВЦСПС от дата № «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с дата повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом С. от дата № «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты С. по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом С. от дата; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.
Из приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежат зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьёй 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до дата.
При этом отпуск истицы Симоновой Н.А. по уходу за ребёнком начался дата года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, ответчиком не были учтены данные факты при назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы.
Просит суд признать за Симоновой Н. А. право на досрочное назначение пенсии.
Также просит суд включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы:
- с дата по дата в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № <адрес>;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком во время работы в средней школе № <адрес>.
Кроме того, просит суд обязать Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> края назначить Симоновой Н. А. трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением, то есть с дата.
В судебном заседании истица Симонова Н.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> СК – Першина Т.А. по доверенности исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме и вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Так, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связано с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановления правительства № не сможет служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата № (Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старое засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании установлено, что истица Симонова Н.А. «06» декабря 2012 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края по поводу назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением на протяжении 25 лет педагогической деятельности. Однако ответчик отказал истице в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды его педагогической работы, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 24 года 00 месяцев 03 дня.
При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы:
- с дата по дата работа в должности «организатора внеклассной и внешкольной работы» в средней школе № <адрес>;
- с дата по дата отпуск по уходу за ребёнком во время работы в средней школе № <адрес>.
На основании ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчиненность, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
При этом согласно пункту 3 Правил № работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка № засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781.
Пунктом 1.1 «Общеобразовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка № предусмотрены школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования, кадетская школа, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, морской кадетский корпус.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № предусмотрены должности «директор», «заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «учитель», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» данным пунктом не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 4 Правил № в педагогический стаж засчитываются периоды работы в учреждениях в должностях, указанных в Списке № до дата независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с дата при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил № периоды работы в должности директора учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских садов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4-1.7, 1.9 раздела «Наименование учреждений» Списка № засчитывается в стаж на соответствующих видах работ при условии ведения преподавательской деятельности в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Симоновой Н.А. - 19.09.1997.
Пенсионный фонд отказал истице Симоновой Н.А. в назначении пенсии и исключил из ее стажа периоды работы:
- с дата по дата в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № <адрес>;
- с дата по 18.04.1987, с дата по 13.03.1990, с дата по 20.08.1993, с дата по 18.04.1997, с дата по дата - отпуска без сохранения заработной платы;
- с дата по дата - период нахождения на курсах повышения квалификации;
- с дата по дата - командировка;
- с дата по дата и с дата по дата - отпуска по уходу за ребенком во время работы в средней школе № <адрес>.
Судом установлено, что работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, в соответствии с Приказом Министерства просвещения С. от дата № включала в себя планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнение. Организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Кроме того в функциональные обязанности включалась методическая помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Обмен опытом работы классных руководителей, обобщение и распространение передового опыты воспитательной работы. Установление связи с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий.
Так, суд полагает, что, несмотря на то, что название должности, на которой работала Симонова Н.А. (организатор внеклассной и внешкольной работы) не соответствует Списку №781, где утверждена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», указанные должности имеют идентичную специфику и тождественные должностные обязанности.
Также Пенсионным фондом не включен в педагогический стаж период работы с дата по дата отпуск по уходу за ребёнком во время работы в средней школе № <адрес>. До введения в действие Закона Российской Федерации от дата № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию; в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, включается период нахождения женщины до дата в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (Письмо ПФР от дата № ЛЧ-25 24/11072).
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета М. С. и ВЦСПС от дата № «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с дата повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом С. от дата № «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты С. по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом С. от дата; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.
Из приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежат зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьёй 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до дата.
Из материалов дела следует, что отпуск истицы Симоновой Н.А. по уходу за ребёнком начался дата года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, суд полагает необходимым включить данный период в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.
Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию. В данном случае такое право истцом Симоновой Н.А. было реализовано путем подачи соответствующего заявления в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>.
Как видно из материалов дела, а именно из копии трудовой книжки должности в спорные периоды, в которых работала истица, наименование, должностные и профессиональные обязанности, а также суть выполняемой ею работы оставались неизменными.
Пункт 2 статьи 27 Федерального закона № ФЗ закрепляет право назначения трудовых пенсий по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочно трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
В соответствии с пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением правительства РФ от дата № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости», в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, согласно Постановлению Правительства РФ № от дата «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с дата, когда выполнялось эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме ставки по одной из должностей.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Поэтому, невключение указанных выше периодов работы Симоновой Н.А. в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи о осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от датаг. № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судами при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ от дата № «Об утверждении разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий…» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы, которые зачитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответственного закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № предусмотрена возможность установления тождества профессий, должностей, организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Симоновой Н.А. в полном объеме.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Симоновой Н. А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о включении в трудовой стаж период работы, дающих право на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края включить в специальный стаж Симоновой Н. А. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы:
- с дата по дата в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в средней школе № <адрес>;
- с дата по дата период отпуска по уходу за ребенком во время работы в средней школе № <адрес>.
Обязать Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> края назначить Симоновой Н. А. трудовую пенсию досрочно с момента возникновения права, то есть с дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья И.А. Бреславцева
Решение вступило в законную силу дата.
Судья И.А. Бреславцева