Дело № 2-145/2021 УИД 28RS0№-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 6 апреля 2021 года
Михайловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Моисеенко И.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО4,
лица, в интересах которого с исковым заявлением обратился прокурор, - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, поданному в защиту прав и законных интересов Савельевой Нины Ивановны, к администрации Коршуновского сельсовета <адрес> о возложении обязанности обратиться в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Коршуновского сельсовета <адрес>, в обоснование которого указано, что прокуратурой района по обращению ФИО5 проведена проверка исполнения администрацией Коршуновского сельсовета законодательства в сфере обращения с бесхозяйным недвижимым имуществом, по результатам которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, проживает ФИО1. Однако указанное жилое помещение администрации Коршуновского сельсовета не принадлежит, собственник жилого помещения не известен. С 2017 года жилое помещение нуждается в капитальном ремонте. Администрация Коршуновского сельсовета располагая достаточными сведениями об отсутствии собственника жилого помещения, о том, что в указанном жилом помещении необходимо провести капитальный ремонт, меры по постановке жилого помещения и земельного участка на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в течение длительного времени не принимала. В целях устранения выявленных нарушений главе Коршуновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений закона №. Администрацией Коршуновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено представление прокурора района. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, не поставлен. Просит суд возложить на администрацию Коршуновского сельсовета <адрес> обязанность зарегистрировать в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, документы на жилое помещение по адресу: <адрес>; возложить обязанность по истечении года со дня постановки жилого помещения в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, обратиться в суд в требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 и ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации Коршуновского сельсовета <адрес>, уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств от него не поступало, о причинах неявки не сообщил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия не явившихся представителя ответчика.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В судебном заседании установлено, что в жилом помещении, расположенным по адресу <адрес> проживает ФИО1, на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, который в настоящее время расторгнут.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение № к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).
Одним из обстоятельств, подлежащих установлению по данному делу, является наличие права собственности в отношении спорного жилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что отсутствуют в ЕГРН записей о зарегистрированных правах на объект недвижимости: <адрес>.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Коршуновского сельсовета <адрес> и ФИО7 администрация сельсовета передала в бессрочное владение ФИО1 <адрес>.
В соответствии со статьей 49 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, из системного толкования указанных правовых норм следует, что заявительный (диспозитивный) порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей корреспондирует обязанности органов местного самоуправления по организации в границах городского округа жилого фонда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не имеет балансодержателя, в отношении данного жилого помещения право собственности не зарегистрировано, учитывая, что не обращение муниципального образования в уполномоченный орган с заявлением о принятии вышеуказанной квартиры на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии со стороны данного органа местного самоуправления незаконного бездействия.
Неисполнение требований о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного нарушает интересы муниципального образования, которым является вышеуказанное сельское поселение, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом, может привести к ненадлежащему содержанию данного объекта.
Принимая во внимание изложенное, имеются основания для возложения на администрацию Коршуновского сельсовета <адрес> обязанности обязанность зарегистрировать в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, документы на жилое помещение по адресу: <адрес>; возложить обязанность по истечении года со дня постановки жилого помещения в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, обратиться в суд в требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить на администрацию Коршуновского сельсовета <адрес> обязанность зарегистрировать в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, документы на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию Коршуновского сельсовета <адрес> обязанность по истечении года со дня постановки жилого помещения по адресу: <адрес>, в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, обратиться в суд в требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Моисеенко
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.