РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2017 года г.Москва
Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре Кулава К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8524/2017 по иску Дьякова Вячеслава Юрьевича к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании произвести процедуру перерегистрации учетного дела и рассмотреть жилищный вопрос на основании заявления от 09.12.2015г.,
Установил:
Истец Дьяков В.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании произвести процедуру перерегистрации учетного дела и рассмотреть жилищный вопрос на основании заявления от 09.12.2015г., ссылаясь на то, что Департамент городского имущества г. Москвы в нарушение норм действующего законодательства, запрашивает копии личных документов членов его семьи, не состоящих на жилищном учете, что и послужило основанием для обращения в суд.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращались, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон г. Москвы N 29), жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 20 Закона г. Москвы № 29, жителям города Москвы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы № 29, жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
По смыслу п. п. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы № 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв.м. площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Дьяков В.Ю. один состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1991 года.
09.12.2015 года Дьяков В.Ю. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением на участие в государственной программе г. Москвы «Жилище» путем улучшения жилищных условий одним из способов, а именно: социальная ипотека. При этом истец предоставил в Департамент городского имущества г. Москвы необходимые документы.
Письмами исх. № 33-6-35895/16-(0)-1 от 11.08.2016; исх. № ДГИ-ЭГР-5582/17-1 от 07.03.2017; исх. № ДГИ-ЭГР-5940/17-1 от 16.03.2017г., исх. № ДГИ-ГР-74714/17-1 от 12.09.2017г. Департамент городского имущества г. Москвы Дьякову В.Ю. сообщил на необходимость осуществления перерегистрации учетного дела и предоставления недостающих документов, а именно: копии паспорта, копии свидетельства о заключении/расторжении брака ... (сын истца); копии паспорта, копии свидетельства о заключении/расторжении брака ... (сестра истца); копии первичных свидетельств о рождении ... (сестра истца) и ее несовершеннолетней дочери ... (... г.р.)
Так, в соответствии с ч. 5 статьи 21 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» - При принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у граждан, состоящих на жилищном учете, и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Согласно ч. 3, 4 ст. 16 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» - Не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы проводит перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело. Проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет.
На основании п. 7.3. Постановления Правительства Москвы от 09.09.2008 № 815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ» - при необходимости у граждан, состоящих на учете, могут быть затребованы документы, которые Департамент городского имущества города Москвы не может получить самостоятельно в режиме "одного окна" (паспорт, свидетельство о рождении ребенка и иные документы, удостоверяющие личность).
В соответствии с п. 7.6. Постановления Правительства Москвы от 09.09.2008 № 815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ» - при проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете, наряду с проверкой сохранения за ними оснований и права состоять на жилищном учете или быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы уточняются имеющиеся в деле паспортные и иные личные данные заявителей, состав семьи, а также подтверждается наличие льгот (в случае если они были установлены).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы № 29, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы № 29, к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы № 29 во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же Закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Между тем, из материалов дела усматривается, что .... на жилищном учете не состоят, не претендуют на улучшение жилищных условий, стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих необходимость предоставления истцом документов в отношении .... и невозможности их получения в порядке межведомственного взаимодействия не представлено, при этом суд учитывает, что истец состоит на очереди по улучшению жилищных условий с 1991 года.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что изменений в жилищных условиях у истца в результате которого были утрачены основания, дающие право на улучшение жилищных условий не произошло, и Департамент городского имущества г. Москвы не вправе был затребовать копии личных документов членов семьи Дьякова В.Ю. при проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете.
Исковые требования к Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании произвести процедуру перерегистрации учетного дела и рассмотреть жилищный вопрос на основании заявления от 09.12.2015г., удовлетворению не подлежат, поскольку Управление не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением Департамента городского имущества г. Москвы.
При этом суд не может лишить Департамент городского имущества г. Москвы права на проведение повторной проверки по другим основаниям поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, восстановление нарушенных прав возможно путем повторного рассмотрения Департаментом городского имущества г. Москвы поданного заявления.
Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Иск удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть заявление Дьякова Вячеслава Юрьевича от 09.12.2015г. на участие в государственной программе города Москвы «Жилище» и произвести перерегистрацию учетного дела, без затребования личных документов в отношении ..., зарегистрированных по адресу: г. ....
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение месяца.
Судья А.И. Карпова