Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю., при секретаре Малащук М.А., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Пыткина Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2729/19 по иску Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Т. В. к Администрации Соляновского муниципального образования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в обоснование своих требований указал, что в Тайшетскую межрайонную прокуратуру обратилась Иванова Т. В. с просьбой направить иск в суд о признании за ней права собственности на жилое помещении по адресу: <данные изъяты>
В жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> проживает Иванова Т.В.
Из уведомления Единого государственного реестра следует, что правообладатели спорного дома отсутствуют. Также сведения о правообладателе объекта недвижимости отсутствуют в архиве органа технической инвентаризации. Согласно информации администрации Соляновского муниципального образования, администрации Тайшетского района следует, что квартира не является муниципальной собственностью.
Ранее жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> находилось в пользовании различных лиц. Вместе с тем, государственную регистрацию в установленном порядке не проходили. Согласно информации Соляновского муниципального образования возведение указанного дома было осуществлено в 1961 году.
Определение принадлежности государственного имущества, созданного до 1991 года осуществляется в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно пункту 2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с пунктом 1 Приложения №3 к указанному Постановлению объектами, относящиеся к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в т.ч. жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Таким образом, объекты, указанные в приложении №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 являются объектами муниципальной собственности в силу закона.
Учитывая изложенное, спорное жилое помещение является муниципальной собственностью независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на него в установленном порядке, равно как и внесены ли сведения в нем в реестр муниципального имущества.
Согласно сведениям о регистрации Иванова Т.В. зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> 30.05.2012г. Она постоянно проживает в указанном жилом помещении, содержит его, оплачивает коммунальные услуги.
Кроме того, Администрацией Соляновского муниципального образования за период проживания Ивановой Т.В. в жилом помещении какие-либо меры, направленные на её выселение, истребование имущества из чужого незаконного владения не предпринимались.
Иванова Т.В. длительное время владеет имуществом открыто, ни от кого не скрывает свои права на него, владение осуществляется ею непрерывно и добросовестно.
Иванова Т.В. ранее в приватизации не участвовала, в связи с чем, в исковом заявлении Тайшетский межрайонный прокурор просит суд признать за Ивановой Т. В., <данные изъяты> года рождения, уроженкой <данные изъяты> право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты> в порядке приватизации.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Тайшетского межрайонного прокурора Пыткин Е.Л. исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Истец Иванова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика, глава администрации Соляновского МО, ФИО4, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, в котором указал, что исковые требования признают в полном объеме.
Суд, выслушав доводы процессуального истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно данным паспорта 25 09 <данные изъяты> Иванова Т. В., 25.02.1959г.р., уроженка <данные изъяты> зарегистрирована по адресу: Иркутская область, Тайшетский <данные изъяты>
Согласно сведениям из ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии титульный владелец на спорный объект недвижимости отсутствует.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о спорном объекте недвижимости отсутствуют.
Согласно информации КУМИ Тайшетского района, квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> не является собственностью муниципального образования «Тайшетский район».
Согласно справке ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» от 15.11.2019г. Иванова Т.В. право на приватизацию не использовала.
Как следует из справки Соляновского муниципального образования, квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> реестре муниципальной собственности не числится.
Согласно информации Администрации Соляновского муниципального образования от 19.11.2019г., общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> Комсомольская, д. 7 кв. 2– 39,9 кв.м., год постройки – 1961.
Как следует из договора социального найма жилого помещения от 28.05.2012г., заключенного между Администрацией Соляновского МО и Ивановой Т.В., Иванова Т.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 приведенного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.
Согласно пункту 1 статьи 1, подпункту 5 пункта 2 статьи 6, пункту 1 статьи 29 ранее действовавшего Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание и использование муниципального жилищного фонда, отнесенного к составу муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, для решения которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Указанная статья в действующей редакции предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-I) и приложения 3 к названному постановлению жилищный и нежилой фонд, расположенныйна территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.
Следовательно, в силу прямого указания закона, спорная квартира отнесена к муниципальной собственности (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и абзац 2 пункта 1 приложения N3 к названному Постановлению).
Право муниципальной собственности возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и является юридически действительным в отсутствие его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6).
С учетом длительного и непрерывного владения истицей спорным жилым помещением, суд приходит к выводу о возникновении между истицей и ответчиком отношений основанных на договоре социального найма жилого помещения, и поэтому истица, с учетом того, что она ранее не участвовала в приватизации жилых помещений, вправе обращаться с иском в суд о признании права собственности в порядке приватизации.
Факт того, что спорная квартира отсутствует в реестре объектов муниципальной собственности не может являться основанием отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствие документов о принятии жилых помещений в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан, поскольку их реализация не можетбыть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Данное исковое заявление направлено на защиту социальных прав гражданки Ивановой Т.В. в связи с невозможностью получения социальных выплат из-за отсутствия документов, подтверждающих право собственности.
Кроме того, гражданин не может самостоятельно обратиться в суд в силу тяжелого материального положения, сложившегося вследствие утраты имущества и условий для проживания.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
В целях восстановления прав, свобод и интересов лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, судебное постановление подлежит обращению к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░