Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-11/2020 (12-1663/2019;) от 27.09.2019

УИД 28RS0004-01-2019-011540-20

Производство № 12-11/2020

РЕШЕНИЕ

17 января 2020 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Амурские коммунальные системы» на постановление начальника отдела Дальневосточного управления Ростехнадзора от 18 сентября 2019 года № 03А-17/3167, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела Дальневосточного управления Ростехнадзора от 18 сентября 2019 года № 03А-17/3167 АО «Амурские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности выступил тот факт, что прокуратурой г. Благовещенска по факту произошедшего 24.12.2018 г. в 04 час. 20 мин. отключения от теплоснабжения потребителей многоквартирного жилого дома по *** по причине ремонта запорной арматуры на котельной «Водозабор», эксплуатируемой АО «АКС», была проведена проверка теплоснабжающей организации АО «АКС». Работы по ремонту заборной арматуры на котельной «Водозабор» продолжались 24.12.2018 г. с 04 час. 20 мин. до 05 час. 15 мин. (время прекращения подачи теплоносителя составило 55 минут). В доме, отключенном от теплоснабжения, проживает 57 человек, 13 детей. Ремонтные работы завершены, теплоснабжение восстановлено в полном объеме; обращения граждан на снижение температуры воздуха в жилом доме не поступало. По результатам проверки и.о заместителя прокурора г. Благовещенска Залуниной А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении; начальником отдела Дальневосточного управления Ростехнадзора 12.03.2019 г. вынесено постановление № 03А-17/952 в отношении АО «АКС», которым производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Не согласившись с указанным постановлением, прокурор г. Благовещенска принес протест в Благовещенский городской суд, в котором просил вышеуказанное постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. Решением Благовещенского городского суда постановление № 03А-17/952 от 12.03.2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Дальневосточное управление Ростехнадзора в связи с неполным рассмотрением дела, невыяснением всех юридически значимых обстоятельств, включая оценку мер, предпринятых АО «АКС» по ремонту запорной арматуры и возобновлению теплоснабжения потребителей.

При новом рассмотрении дела, АО «АКС» не были представлены причины выхода из строя запорной арматуры на котельной, не представлены доказательства принятия всех мер по предупреждению аварии, не проведено служебное расследование и не определено, какие были приняты меры по предотвращению в дальнейшем аварийного выхода из строя системы отопления жилого дома по ***. На основании чего, был сделан вывод о ненадлежащем исполнении АО «АКС» обязанности по своевременному и надлежащему ремонту и обслуживанию переданных в аренду тепловых сетей, что нарушило режим бесперебойного обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами в период отопительного сезона 2018-2019 гг.; АО «АКС» было привлечено к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Амурские коммунальные системы» Колягина Т.Е. обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указано, что в рамках надлежащего исполнения своих обязанностей по своевременному ремонту оборудования специалистами АО «АКС» проведена работа по замене запорной арматуры на котельной. Ремонт запорной арматуры произведен в соответствии с п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в рамках текущего ремонта оборудования и направлен на поддержание в исправном состоянии оборудования; считает, то замена запорной арматуры – это и есть меры, направленные на предупреждение технологического сбоя в работе оборудования или аварийной ситуации. Полагает, что АО «АКС» были приняты все зависящие меры по соблюдению Правил технической эксплуатации тепловых установок, а факт того, что при выполнении текущего ремонта оборудования произошел перерыв в поставке теплоносителя не может служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности. Считает, что аварии в тепловой сети не было согласно п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса, утв. Приказом Госстроя РФ от 20.08.2001 г. № 191.

В судебных заседаниях 13.12.2019 г., 19.12.2019 г. представитель АО «АКС» поддержала доводы, изложенные в жалобе. Пояснила, что мастером было замечено протекание технической детали, и для предотвращения возможной аварии был произведен текущий ремонт запорной арматуры. В судебном заседании 19.12.2019 г. помощник прокурора г. Благовещенска Пристова Е.Е. считала, что вменяемый юридическому лицу состав правонарушения имеется, просила оставить постановление в силе. В судебное заседание не явились представители Дальневосточного управления Ростехнадзора,о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год и не нарушен должностным лицом.

Между комитетом по управлению имуществом г. Благовещенска (арендодатель) и АО «АКС» (арендатор) 16.07.2005 г. заключен договор аренды движимого и недвижимого имущества № 001-АКС/Т, № 002-АКС/Т, № 003-УКС/Т, в соответствии с которым в аренду АО «АКС» переданы тепловые сети, ЦТП, котельные установки и оборудование и другие объекты системы теплоснабжения города.

18 сентября 2019 года, рассматривая дело, должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора подтверждено, что 24.12.2018 года в 04 часа 20 минут был отключен от теплоснабжения многоквартирный жилой дом по *** по причине ремонта запорной арматуры на котельной «Водозабор», эксплуатируемой АО «АКС».

Работы по ремонту запорной арматуры на котельной «Водозабор» продолжались 24 декабря 2018 года с 04 часов 20 минут до 05 часов 15 минут (время прекращения подачи теплоносителя составило 55 мин).

Согласно п. 6.5 информации врио начальника ГУ МЧС России по Амурской области Смирнова И.В. губернатору Амурской области Орлову В.А. от 24 декабря 2018 года «г. Благовещенск: 04 часа 25 минут 24 декабря 2018 года поступила информация о том, что на котельной «Водозабор» с. Верхнеблаговещенское произошла поломка запорной арматуры. В результате чего от теплоснабжения был отключен 1 многоквартирный жилой дом по ***, в котором проживает 57 человек, 13 детей. По состоянию на 05 часов 15 минут 24 декабря 2018 года ремонтные работы завершены, теплоснабжение восстановлено в полном объеме».

Постановлением начальника отдела Дальневосточного управления Ростехнадзлра от 18.09.2019 г. № 03А-17/3167 АО «АКС» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 9.11 КоАП РФ.

АО «АКС» вменяется в вину невыявление причин выхода из строя запорной арматуры в свете непредставления доказательств принятия всех мер по предупреждению аварии, непроведение служебного расследования и непринятие мер по предупреждению в дальнейшем аварийного выхода из строя системы отопления жилого дома по ***.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, образует нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Как усматривается из дела, причиной отключения теплоснабжения в многоквартирном жилом доме явился ремонт запорной арматуры на котельной «Водозабор», эксплуатируемой АО «АКС».

Согласно материалам прокурорской проверки (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2018 г., дело № 12-592/2019), АО «АКС» нарушило п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 в части несвоевременного ремонта и тепловой сети теплоснабжающей организации. Этот факт отражен в оспариваемом постановлении № 03А-17/3167 от 18.09.2019 г., в котором отмечено, что АО «АКС» не предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации с целью предотвращения совершения административного правонарушения.

Согласно данному пункту 6.2.25, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.

Пункт 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 г. № 285 (датее – Типовая инструкция) определяет, что «авария» - повреждение трубопровода тепловой сети, если в период отопительного сезона это привело к перерыву теплоснабжения объектов жилсоцкультбыта на срок 36 ч и более. «Текущий ремонт» - ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей.

Пункт 6.120 Типовой инструкции предусматривает проведение текущего ремонта - 1 раз в год. Также текущий ремонт проводится по мере необходимости (п. 6.129).

Пункт 1.3 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса, утв. Приказом Госстроя РФ от 20.08.2001 г. № 191 (далее – Методические рекомендации) предусматривает, что авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Пунктом 2.10 Методических рекомендаций авариями в тепловых сетях определяет: разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов; повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.

В соответствии с п. «в» раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановленим Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно п.п. 4 п. II приложения № 1 к данным Правилам, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилам предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.

Пунктом 2.1. вышеназванной Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей установлено, что в основные обязанности ОЭТС входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии. В системе технического обслуживания и ремонта должны быть предусмотрены: подготовка технического обслуживания и ремонтов; вывод оборудования в ремонт; оценка технического состояния тепловых сетей и составление дефектных ведомостей; проведение технического обслуживания и ремонта; приемка оборудования из ремонта; контроль и отчетность о выполнении технического обслуживания и ремонта (пункт 2.32). ОЭТС должны быть организованы техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей (пункт 2.27). Объем технического обслуживания и ремонта должен определяться необходимостью поддержания работоспособного состояния тепловых сетей. При техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, надзор за соблюдением эксплуатационных инструкций, технические испытания и проверки технического состояния) и технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладка, очистка, смазка, замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение различных мелких дефектов) (пункт 2.29).

Согласно п. 6.1 Типовой инструкции, ОЭТС обязана: использовать тепловые сети по прямому назначению; осуществлять техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций; иметь персонал, удовлетворяющий квалификационным требованиям, проводить своевременную подготовку и проверку знаний работников; иметь копии лицензий организаций, выполняющих по договору работы по техническому обслуживанию и ремонту; иметь правовые акты и нормативно-технические документы (правила, положения и инструкции), устанавливающие порядок ведения работ в теплоэнергетическом хозяйстве; организовывать и осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности; обеспечивать наличие и функционирование технических систем учета и контроля; выполнять предписания органов государственного надзора; обеспечивать проведение технического освидетельствования тепловых сетей и тепловых пунктов в установленные настоящей Инструкцией сроки; обеспечивать защиту энергообъектов от проникновения и несанкционированных действий посторонних лиц; информировать соответствующие органы об авариях или технологических нарушениях, происшедших на энергообъектах; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и других нарушений; принимать участие в расследовании причин аварий, принимать меры по их устранению, профилактике и учету.

Приложением № 7 к Типовой инструкции вскрытие и ревизия запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры (задвижек, вентилей, регулирующих, обратных, предохранительных и редукционных клапанов), ремонт этой арматуры со сменой отдельных деталей отнесен к текущему ремонту тепловых сетей.

Материалами дела не подтверждается факт аварии при выходе из строя системы отопления жилого дома по ***, поскольку повреждение трубопровода тепловой сети в период отопительного сезона не привело к перерыву теплоснабжения объектов жилсоцкультбыта на срок 36 ч и более; перерыву теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращению теплоснабжения или общему снижению более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов (время прекращения подачи теплоносителя составило 55 мин.); следовательно, непредставление доказательств принятия всех мер по предупреждению аварии, вменяемое в вину АО «АКС», необосновано.

Разрушение корпуса запорной арматуры, подтвержденное Актом о выявленных дефектах оборудования от 24.12.2018 г., не повлекло нарушения температурного режима абонентов, что подтверждается актом от 24.12.2018 г. (материалы дела № 12-592/2019).

Довод защитника о том, что замена запорной арматуры является мерой, направленной на предупреждение технологического сбоя в работе оборудования и относится к текущему ремонту тепловых сетей, материалами дела не опровергнут.Порыва тепловой сети не было.

Таким образом, определение должностным лицом нормативных правил, которые не были выполнены АО «АКС» и послужили причиной отключения, не доказано обстоятельствами дела.

Согласно пунктам 1,3,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

Виновность лица в совершении административного правонарушения является юридически значимым для дела обстоятельством, а, следовательно, входит в установленный статьей 26.1 КоАП РФ круг обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, представленные материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о безусловной вине АО «АКС» в административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела Дальневосточного управления Ростехнадзора от 18 сентября 2019 года № 03А-17/3167 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица - Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» –отменить.

Производство по делу прекратить в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда В.В. Вискулова

12-11/2020 (12-1663/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
прокурор города Благовещенска
Ответчики
АО Амурские коммунальные системы
Другие
Коннова Виктория Александровна
Колягина Татьяна Евгеньевна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Статьи

КоАП: ст. 9.11

Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.10.2019Материалы переданы в производство судье
02.10.2019Истребованы материалы
08.11.2019Поступили истребованные материалы
13.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее