Дело № 2-12/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года с.Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зинковой Е.Г.,
при секретаре Анкудиновой М.В.,
с участием истца Подкорытова С.Я.,
представителя ответчика ООО «Управление водопроводов» Авакова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подкорытова С. Я. к ООО «Управление водопроводов» об изменении условий публичного договора на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с требованиями к ответчику об изменении условий публичного договора на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что он со своей супругой является собственником <адрес>. Их многоквартирный дом подключен к сетям холодного водоснабжения. Поставку питьевой воды осуществляет ответчик.
Договор на отпуск питьевой воды был составлен и подписан начальником РЭУ №5 Михайловым Е.А. и вручен истцу ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с п. 3.1.7 и 5.1 данного договора истец Подкорытов С.Я. направил ответчику протокол разногласий к данному договору, в протоколе истец предложил изложить п.5.1, договора в следующей редакции: «Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса водоснабжения является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью холодного водоснабжения Поставщика. Границей эксплуатационной ответственности сторон, при отсутствии общедомового прибора учета по сетям водоснабжения считать: внешнюю часть стены многоквартирного дома».
П.3.1.7, договора исключить полностью, как противоречащий Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила).
Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон к договору поставки питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управление водопроводов» и Подкорытовым С.Я. изложить по схеме, при которой сеть потребителя начинается от места соединения общедомового прибора учета холодной воды с сетью водоснабжения поставщика (ОПУ является общим имуществом МКД).
В уточненном исковом заявлении истец указал на то, что участок сети за пределами наружной стены МКД до Водопроводного колодца поставщика не является общим имуществом жильцов МКД. Спорный участок сети, проходящий от внешней границы стены многоквартирного дома до места установки коллективного (общедомового) прибора учета в его внутреннем нежилом помещении, является собственностью жильцов МКД по <адрес> и не является бесхозяйным.
Между ООО «Управление водопроводов» и потребителем не достигнуто согласование сторонами акта разграничения эксплуатационной ответственности.
В окончательной редакции истец просит суд обязать ответчика изменить условия договора на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ по поставке питьевой воды в принадлежащую истцу квартиру, изложив п. 5.1 договора в следующей редакции: Границей эксплуатационной ответственности сторон по сетям холодного водоснабжения считать: внешнюю границу стены многоквартирного дома». П.3.1.7, договора исключить полностью. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон к договору поставки питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управление водопроводов» и Подкорытовым С.Я. изложить по схеме, при которой водопроводная сеть поставщика заканчивается у внешней границы стены многоквартирного дома.
Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец просил уточненный иск удовлетворить по доводам, изложенным в тексте искового заявления.
Представитель ответчика Аваков С.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что п.3.1.7 договора не нарушает прав истца, так как ограничение подачи холодной воды в многоквартирных домах не производится, поскольку само по себе запрещено законодательством, в части разграничения эксплуатационной ответственности пояснил, что требования не признаются, поскольку отрезок трубы от внешней стены дома до колодца в собственности управления водопроводов не находится.
Представители третьих лиц администрации Мамонтовского сельсовета и Мамонтовского района в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо Михайлов Е.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законам и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Договор водоснабжения является публичным договором. При заключении и исполнении такого договора Правительство Российской Федерации издает правила обязательные для сторон договора. В соответствии со ст.7 Закона о водоснабжении, водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании договора холодного водоснабжения.
В ст. 14 Закона о водоснабжении определены существенные условия договора водоснабжения. К ним относится граница эксплуатационной ответственности по сетям холодного водоснабжения абонента и организации осуществляющей водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатации этих сетей. В силу ст. 13 и 14 Закона о водоснабжении граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.
Согласно Правилам холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод; граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании п. 2 Правил.
Согласно пунктам 31 и 32 Правил № 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно- канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйстваСогласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу ч. 1 ст. 36 и ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее ЖК РФ) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что в совместной собственности Подкорытова С.Я. находится <адрес>. Холодной водой данную квартиру обеспечивает ООО «Управление водопровод».
Договор на отпуск питьевой воды был составлен и подписан начальником РЭУ №5 Михайловым Е.А. и вручен истцу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1.7 данного договора, с которым не согласен истец поставщик услуги имеет право «Временно уменьшить объем поставляемой Потребителю питьевой воды, случае неполной оплаты Потребителем коммунальной услуги в размере, превышающей 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета- через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) Потребителя в порядке, установленном действующим законодательством. Поставка коммунальной услуги Потребителю возобновляется в течении 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности или заключения между Потребителем и Поставщиком соглашения о погашении задолженности, при этом Потребитель обязан возместить Поставщику расходы на проведение и снятие ограничения».
Вместе с тем, исходя из положения подпункта "в" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Таким образом, наличие в договоре такого пункта не нарушает прав истца, поскольку п. 119 Правил установлен запрет на приостановление подачи холодной воды в многоквартирных домах, каковым является дом истца. Соответственно исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Согласно п 5.1 договора Граница ответственности за техническое состояние и обслуживание сетей водоснабжения определяется до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, поскольку дом, в котором проживает истец, имеет признаки многоквартирного требования истца в этой части (в рамках исковых требований), подлежат удовлетворению.
На основании справки Начальника РЭУ-5 ООО «Управление водопроводов» подключение жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> к системе центрального водоснабжения выполнено в точке подключения. Точкой подключения является водопроводный колодец, расположенный возле жилого <адрес>. Водопроводная сеть, прилегающая от жилого <адрес> до водопроводного колодца состоит из стальной трубы наружным диаметром 25 мм, которая на балансе их организации не состоит.
Прокуратурой Мамонтовского района установлено, что все сети водоснабжения переданы из собственности муниципального образования «Мамонтовский район» в государственную собственность Алтайского края и на баланс КГУП «Алтайское управление водопроводов» на основании постановления Мамонтовского РСНД Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Довод представителя ответчика об отсутствии права собственности на часть трубы от колодца до внешней границы дома судом не принимается, поскольку не имеет правового значения для данного спора, так как истец не просит возложить эксплуатационную ответственность на ответчика, кроме того ответчик не лишен возможности в будущем принять соответствующие меры по достоверному определению собственника спорной трубы.
Таким образом, исковые требования Подкорытова С.Я. подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Подкорытова С. Я. к ООО «Управление водопроводов» об изменении условий публичного договора на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.
Изменить условия договора на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ по поставке питьевой воды в принадлежащую Подкорытову С. Я. квартиру, изложив п. 5.1 договора в следующей редакции: границей эксплуатационной ответственности сторон по сетям холодного водоснабжения считать: внешнюю границу стены многоквартирного дома».
Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон к договору поставки питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управление водопроводов» и Подкорытовым С. Я. изложить по схеме, при которой водопроводная сеть поставщика заканчивается у внешней границы стены многоквартирного дома.
В остальной части иска Подкорытова С. Я. к ООО «Управление водопроводов» отказать.
Взыскать с ООО «Управление водопроводов» в пользу Подкорытова С. Я. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Зинкова
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2018 года.