Судья: Булгакова Е.М. Дело № 33-2290
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Артюховой Г.М., Лебедевой И.Е.,
при секретаре Ш.Е.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой И.Е. дело по апелляционной жалобе истца Чепурновой Е.Н. на решение Тверского районного суда города Москвы от 22 июня 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Чепурновой Е.Н. к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма – отказать,
УСТАНОВИЛА:
Чепурнова Е.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма.
В обоснование своих требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец указывала, что она, вместе с дочерью Чепурновой А.Р., сестрой Фалеевой К.О. и ее дочерью Комчедаловой Е.М. проживают в коммунальной двухкомнатной квартире (в одной комнате), по адресу: *. Данная комната была предоставлена на основании решения Исполнительного комитета Свердловского районного совета народных депутатов г. Москвы матери истца Ш. (Ф.) О.А.
Ш.О.А. умерла *года. Истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма, однако истцу было отказано на том основании, что Ф.О.А. согласно записям в трудовой книжке отработала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы менее 10 лет.
Истец Чепурнова Е.Н. и ее представитель Гаряева Б.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором высказал возражения относительно заявленных исковых требований.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит истец Чепурнова Е.Н. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Истец Чепурнова Е.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Чепурновой А.Р., ее представитель на основании доверенности Гаряев Б.В. и третье лицо Фалеева К.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Комчедаловой Е.М. в заседание апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в судебное заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, отказывая в заключении договора социального найма на спорную комнату, фактически затронул права Фалеевой К.О. и ее несовершеннолетней дочери Комчедаловой Е.М., которых истец просил включить в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя, не привлекая Фалееву К.О. к участию в деле, нарушив тем самым принцип состязательности в гражданском судопроизводстве, гарантированный ст. 12 ГПК РФ, поскольку Фалеева К.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Комчедаловой Е.М., была лишена возможности принять участие в судебном разбирательстве и довести до суда свою позицию по делу, реализовывать свои права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
В силу части 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением от * года апелляционный суд, установив, что оспариваемый судебный акт принят с нарушением норм процессуального права, перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным ГПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора судебной коллегией привлечена Фалеева К.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Комчедаловой Е.М.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения.
При вынесении нового решения судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что матери истца Ф.О.А. (до вступления в брак – Ш.) на основании ордера № *от *года была предоставлена комната жилой площадью *кв.м в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу*на семью из трех человек: она, супруг Ш.Н.А. и дочь Чепурнова (до брака- Ш.) Е.Н.
Согласно экспликации и поэтажному плану БТИ комната занимаемая истцом имеет жилую площадь * кв.м. ( л.д. *).
*г. Ш.О.А. умерла.
В настоящее время в указанной комнате зарегистрированы и проживают: Чепурнова Е.Н., ее дочь Чепурнова А.Р., ее сестра Фалеева К.О. и дочь сестры Комчедалова Е.М.
Письмом N *от *г. истцу отказано в предоставлении по договору социального найма занимаемого жилого помещения по тому основанию, что из представленной трудовой книжки на имя Ш.О.А. следует, что последняя проработала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы менее 10 лет.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок предоставления служебных жилых помещений на момент возникновения спорных правоотношений регулировался ст. 297 Гражданского кодекса РСФСР, согласно которой служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений, а определенным категориям работников - в соответствии с законодательством Союза ССР и Постановлениями Совета Министров РСФСР.
Жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
К пользованию служебными жилыми помещениями не применяются правила статей 296, 308 - 316, 320 - 322, 324, 325 и 328 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РСФСР наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма.
Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма, аренды или субаренды жилых помещений.
Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Разъяснения, приведенные в статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", исходя из аналогии закона в силу ч.1 ст. 7 ЖК РФ, подлежат применению к правоотношениям, касающимся жилищного фонда г. Москвы, относящегося в силу пункта 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ к государственному жилищному фонду. Поскольку установление иного повлекло бы за собой нарушение права граждан, проживающих в городах федерального значения, относительно прав граждан, проживающих в жилых помещениях, которые в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 подлежали передаче из государственной собственности в муниципальную.
Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения сторон не подпадают под действие Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 №711-ПП, поскольку при передаче жилого помещения в собственность г. Москвы, данное помещение утратило статус служебного и к правоотношениям сторон должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, требования истца обязать ДГИ г. Москвы заключить договор социального найма на комнату площадью *кв.м в квартире по адресу: *являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 22 июня 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Чепурновой Е.Н. к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма удовлетворить.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить договор социального найма с Чепурновой Е.Н. на комнату №* площадью *кв.м, расположенную в квартире по адресу: *, включив в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя Чепурнову А.Р., Фалееву К.О. и Комчедалову Е.М., зарегистрированных в указанной комнате по месту жительства.
Председательствующий:
Судьи: