Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-99/2018 ~ М-112/2018 от 16.08.2018

Дело № 2-99 (2018 года)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2018 года с. Ромны

Судья Ромненского районного суда <адрес> Крисько В.А.,

при секретаре – Кузнецовой А.Ю.,

с участием: помощника прокурора <адрес> Самойленко А.С.,

ответчика – главы Ромненского сельсовета Назаренко А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску и.о. прокурора <адрес> Грищенко Ж.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ромненского сельсовета <адрес> о возложении обязанности установить приборы учёта (счётчики) тепловой энергии в котельных, расположенных на территории муниципального образования Ромненский сельсовет в сельских поселениях Ромны и Калиновка,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ромненского района Грищенко Ж.А. обратилась в Ромненский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Ромненского сельсовета <адрес> о возложении обязанности установить приборы учёта (счётчики) тепловой энергии в котельных, расположенных на территории муниципального образования Ромненский сельсовет, а именно в селе <адрес> в семи котельных, расположенных по адресам: на <адрес>, а также в селе <адрес> в одной котельной по адресу <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда. В обосновании своего иска и.о. прокурора <адрес> указала, что прокуратурой района в июле текущего года проведена проверка ис­полнения законодательства в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальной сфере и о подготовке котельных к отопительному периоду 2018-2019 годов. Законом предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым относятся котельные, приборами учёта тепловой энергии в целях коммерческого учёта, а также в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По результатам проверки было установлено, что котельные в <адрес>, расположенные на <адрес>, а также в <адрес> по адресу <адрес> находятся в муниципальной собственности Ромненского сельсовета. На данных котельных отсутствуют приборы учёта тепловой энергии (счётчики). На представление прокуратуры Ромненского района о необходимости установки в котельных приборов учёта тепловой энергии, администрация Ромненского сельсовета дала ответ о невозможности устранить нарушение по причине отсутствия средств в местном бюджете. Считает, что отсутствие приборов учёта в котельных препятствует получению паспортов готовности котельных к предстоящему отопительному периоду, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение надлежащего качества поставляемой тепловой энергии, и возможному срыву начала отопительного периода на территории муниципального образования Ромненский сельсовет. И.о. прокурора района просит суд обязать администрацию Ромненского сельсовета установить в котельных, находящихся в муниципальной собственности Ромненского сельсовета, приборы учёта (счётчики) тепла.

В письменном отзыве на иск прежний глава Ромненского сельсовета Сиренко Л.Н. указала, что котельные на территории Ромненского сельсовета как объекты теплоснабжения передаются по концессионному соглашению в пользование и владение концессионеру, который по концессионному соглашению за свой счет обязан выполнить реконструкцию муниципального имущества. К реконструкции объекта концессионного соглашения, то есть котельным, относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта. Просит в удовлетворении иска и.о. прокурора отказать.

В судебном заседании помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. исковые требования и.о. прокурора поддержал, настаивает на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считает, что законом для собственника котельной установлена обязанность обеспечить коммерческий учёт производимой тепловой энергии. Под коммерческим учётом понимается установка прибора учёта (счётчика) тепловой энергии. Данная обязанность по установке прибора учёта возлагается на собственника, так как бремя содержания имущества законодательством возложено на собственника имущества. В статье 13 ч. 1 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывается, что производимые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта. Проверка Ростехнадзора в 2017 году котельных Ромненского района о готовности к отопительному периоду на 2017-208 годы выявила, что в котельных в сёлах Ромны и Калиновка отсутствуют приборы учёта. Данные нарушения были указаны в акте проверки. Это обстоятельство будет препятствовать получению паспортов готовности котельных к предстоящему отопительному периоду. Согласен с тем, что на текущий момент отопительный период уже начался, и все котельные производят тепло. Полагает, что приборы учёта в котельных необходимы для определения размера потерь тепловой энергии в теплосети на участке между источником тепла и потребителем.

В судебном заседании ответчик действующий глава Ромненского сельсовета Назаренко А.И. возражает против иска и.о. прокурора, просит отказать в удовлетворении иска, приводя те же самые доводы, что изложены в письменном отзыве. Кроме того считает, что установление приборов учёта тепловой энергии в котельных не имеет практического смысла, так как коммерческий учёт тепловой энергии следует вести по приборам учёта установленных потребителей тепла. В занимаемой должности он недавно и многого еще не знает, но если всё-таки законом установлена обязанность устанавливать счётчики тепла в котельных, то, по его мнению, это должна делать теплоснабжающая организация, так как используя котельные для ведения коммерческой деятельности и извлечения дохода, она должна быть в этом заинтересована. В местном бюджете нет средств на выполнение требований прокурора об установлении приборов учёта тепла в котельных. Стоимость одного счётчика составляет примерно 300 тысяч рублей без учета затрат на его монтаж.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные документы, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Судом установлены обстоятельства о том, что в собственности муниципального образования Ромненский сельсовет имеется восемь котельных, семь из которых расположены в селе Ромны по адресам: <адрес>, а также одна в селе Калиновка по адресу <адрес> Котельные не оборудованы приборами учёта (счётчиками) тепловой энергии. С 5 сентября текущего года проводится конкурс по передачи объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе котельных, в концессию, который на текущий момент не завершен. Так как в настоящее время отопительный период уже начался, то котельные используются теплоснабжающей организацией для производства тепла, поставляя его потребителям по договорам теплоснабжения. Законные основания возложить на собственника эксплуатируемых котельных обязанность установить в котельных приборы учёта (счётчики) тепловой энергии отсутствуют.

В судебном заседании были исследованы письменные документы, представленные прокуратурой Ромненского района: представление прокурора от 29.06.2018 в адрес администрации Ромненского сельсовета; ответ на представление и информация главы Ромненского сельсовета; копии свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности котельных, расположенных на территории Ромненского сельсовета; акт проверки Ростехнадзора о готовности Ромненского района к отопительному периоду 2017-2018 гг.

Данные документы не доказывают законность и обоснованность исковых требований и.о. прокурора Ромненского района. Мнение Ростехнадзора об отсутствии в сельских поселениях коммерческого учета реализуемой тепловой энергии не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о необходимости понуждения муниципального образования установить в котельных счетчики тепловой энергии.

Исходя из характера спора и правоотношений сторон, при разрешении дела следует руководствоваться Федеральным законом «О теплоснабжении», как специальным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в данной сфере, и имеющим приоритет правовых норм и большую юридическую силу перед другими федеральными законами, содержащими общие правовые нормы, в случае коллизии правовых норм.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу ст. 15 указанного закона, потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно ст. 19 частей 1-3 Федерального закона «О теплоснабжении», количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учёту. Коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учёта, которые устанавливаются в точке учёта, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учёта. Осуществление коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя допускается расчетным путем.

Кроме того, в силу ст. 19 ч. 5-6 Федерального закона «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учёта потребители обязаны организовать коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учёта в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Коммерческий учёт поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учёта; 2) эксплуатацию приборов учёта, в том числе снятие показаний приборов учёта и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учёта.

Таким образом, коммерческий учет организуется теплоснабжающей организацией и потребителями тепла. Закон не определяет обязанность собственника источника тепловой энергии организовать коммерческий учет тепловой энергии. Речь в законе идет о владельце, то есть фактическом обладателе объекта теплоснабжения.

Хотя норма ст. 19 ч. 4 Федерального закона «О теплоснабжении» определяет, что ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение новых потребителей без оборудования точек учёта приборами учёта согласно правилам коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя не допускаются, а также то, что приборы учёта устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок, данная норма не применима для разрешения спора по рассматриваемому делу, так как эта норма регулирует условия ввода в эксплуатацию новых объектов теплоснабжения, созданных уже после вступления в силу вышеуказанной правовой нормы. Из содержания нормы следует, что она не распространяется на источники тепловой энергии, которые были введены в эксплуатацию ранее до её принятия.

Прокуратура не оспаривает факта, что котельные Ромненского сельсовета уже давно эксплуатируются и не являются созданными новыми объектами теплоснабжения.

О том, что коммерческий учет тепловой энергией организует теплоснабжающая организация, а не собственник объекта теплоснабжения указывает ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении».

Так, согласно ст. 20 ч. 5 п. 5 данного Федерального закона при подготовке к отопительному сезону теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать коммерческий учёт приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии.

Таким образом, законодатель однозначно определил, что коммерческий учет тепловой энергии организует не собственник котельной, а теплоснабжающая организация. Так как администрация Ромненского сельсовета не является теплоснабжающей организацией, то на неё не может возлагаться обязанность организовать коммерческий учёт тепловой энергии путём установления приборов учёта (счётчиков) тепловой энергии в котельных. В связи с чем суд не может согласиться с мнением прокуратуры о наличии законных основании для возложения обязательства на Ромненский сельсовет оснастить котельные приборами учета тепловой энергии в целях коммерческого учета тепловой энергии. Суд признает его надуманным.

Кроме того суд отмечает, что коммерческий учет тепла законом «О теплоснабжении» допускается расчетным путем, без использования приборов учета, что также дополнительно подтверждает мнение о необоснованность исковых требований собственнику котельной установить прибор учета тепла якобы для организации коммерческого учета.

Исковые требования об обязывании администрации Ромненского сельсовета оснастить котельные приборами учета тепловой энергии обосновываются в исковом заявлении также и.о. прокурора Ромненского района целями энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом делается ссылка на норму ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данную норму в судебном заседании в качестве аргумента своих доводов приводил помощник прокурора. Суд признает эти доводы работников прокуратуры несостоятельными и отвергает их.

В силу ст. 1 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 2 п. 1 данного закона под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Согласно ст. 13 ч. 1 указанного закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Исполнение требований в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.

Из буквального толкования вышеприведенной нормы следует смысл, что обязательный учёт используемой энергии с применением приборов учета распространяется лишь на объекты, подключенные к централизованным системам снабжения энергией, в том числе к системе централизованного теплоснабжения, то есть на объекты потребителей, снабжаемых энергией.

Согласно части 2 ст. 13 закона № 261-ФЗ, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

По смыслу указанной нормы статьи 13 закона № 261-ФЗ, приборы учета энергетических ресурсов должны устанавливать потребители энергетических ресурсов, так как именно они подключаются к централизованной системе снабжения, а не наоборот.

Закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит правовых норм, обязывающих собственника источника тепловой энергии устанавливать приборы учета тепла. Закон определяет обязанность устанавливать приборы учета тепла потребителей, использующих тепловую энергию, а также собственников строений, при вводе строений в эксплуатацию, в которых будут использоваться энергетические ресурсы. При этом закон допускает возможность расчета за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ст. 13 ч. 9 закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют.

Из данной нормы следует, что установку приборов учета тепловой энергии осуществляют теплоснабжающие организации при обращении к ним потребителя по вопросу установки, замены и эксплуатации, а не собственники котельных.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на администрацию Ромненского сельсовета установить приборы учета (счетчики) тепловой энергии в котельных, расположенных на территории Ромненского сельсовета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.195, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска и.о. прокурора Ромненского района Амурской области Грищенко Ж.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области о возложении обязанности установить приборы учёта (счётчики) тепловой энергии в котельных, расположенных на территории муниципального образования Ромненский сельсовет в сельских поселениях Ромны и Калиновка – отказать.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Крисько В.А.

2-99/2018 ~ М-112/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Ромненского района
Ответчики
Администрация Ромненского сельсовета
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Судья
Крисько В.А.
Дело на странице суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
16.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2018Передача материалов судье
21.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2018Судебное заседание
16.10.2018Судебное заседание
22.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее