Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 8 декабря 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Косныревой М.А. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права на получение земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок,
установил:
Коснырева М.А. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании за ней права на получении земельного участка в соответствие с Законом Республики Коми от 28.06.2006 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», и предоставлении земельного участка на территории с. Выльгорт. В обоснование заявленных требований указано, что Коснырева М.А., имея статус многодетной семьи в соответствие с Законом Республики Коми от 28.06.2006 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», 28.01.2008 обратилась в администрацию сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, где также было указано место расположения земельного участка – на территории с.Выльгорт. В 2009 году на устное обращение Косныревой М.А. был дан ответ о том, что она состоит в очереди на получение земельного участка. В январе 2011 года после того, как Косныревой М.А. стало известно, что полномочия по предоставлению земельных участков переданы в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», она обратилась в администрацию района, где истцу сообщили, что она состоит в общей очереди на получение земельного участка, а не в льготной, и было предложено повторно подать документы. 20.03.2012 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» своим письмом уведомила Косныреву М.А. о том, что она исключена из льготной очереди граждан, имеющих права на получение бесплатно земельных участков. Коснырева М.А., полагая, что в результате неправомерных действий администрации сельского поселения «Выльгорт» нарушено её право гарантированное государством на получение земельного участка, как относящейся к льготной категории граждан, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В судебном заседании истец Коснырева М.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что на момент признания органами социальной защиты её семьи малоимущей, она обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с целью предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, однако специалисты администрации не приняли документы. В связи с чем, она вынуждена была обратиться в администрацию сельского поселения «Выльгорт», где и была поставлена на соответствующий учет. При этом, пояснила, что с заявлением о признании действий администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» неправомерными, она не обращалась. Также указала, что с заявлением о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, она также не обращалась. Полагает, что на момент обращения в администрацию сельского поселения «Выльгорт» она имела право состоять в очереди на получение земельного участка, поскольку её семья относилась к категории многодетной, также семья имела статус малоимущей, на каждого члена семьи приходилось <данные изъяты>. жилой площади.
Ответчик администрация сельского поселения «Выльгорт», надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направила. Согласно принятой от представителя ответчика телефонограмме, последний просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Из пояснений представителя ответчика администрации сельского поселения «Выльгорт» Уляшевой Т.А., изложенных ранее при рассмотрении дела, следует, что администрация сельского поселения с требованиями искового заявления не согласна, поскольку на период подачи истцом заявления о предоставлении ей земельного участка льготный список граждан не велся, имелся единый список лиц, поскольку администрация сельского поселения не обладала полномочиями по предоставлению земельных участков. Полномочия по предоставлению земельных участков, в том числе для льготной категории граждан, относящихся к категории «многодетная семья», переданы администрации сельского поселения лишь в марте 2015 года. С указанного периода времени заявлений о постановке истца в льготную очередь на получение земельного участка не поступало.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, материалы гражданского дела №2-122/2013, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что 28.01.2008 Коснырева М.А. обратилась в администрацию сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории с. Выльгорт.
Письмом от 28.02.2008 №1129-К администрация сельского поселения «Выльгорт» уведомила Косныреву М.А. о том, что заявление на выделение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства зарегистрировано под №1425.
Из материалов дела также следует, что в администрации сельского поселения «Выльгорт» в период действия полномочий по распоряжению земельными участками, льготная очередь на получение земельных участков отсутствовала. Коснырева М.А. состояла в общем списке граждан на получение земельного участка в с. Выльгорт, о чем свидетельствуют письма администрации сельского поселения «Выльгорт» от 14.02.2008 №22 и №238, направленные в адрес администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
14.03.2012 Коснырева М.А. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «многодетная мать».
Однако, 20.03.2012 администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Косныревой М.А. отказано во включение в льготную очередь для предоставления земельного участка в собственность бесплатно по тем основаниям, что статус многодетной матери истцом утрачен 14.08.2008, местом постоянной регистрации истца является с.Зеленец.
Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06.02.2013 в удовлетворении исковых требований Косныревой М.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок бесплатно отказано.
Коснырева М.А. полагая, что на момент обращения в администрацию сельского поселения «Выльгорт» имела право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «многодетная мать», однако в результате неправомерных действий ответчика нарушено её гарантированное государством право на получение земельного участка, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п.п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» в редакции от 08.11.2007 (действовавших на момент обращения истца) порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми, для целей, не связанных со строительством, определяется Правительством Республики Коми в области земельных отношений.
Постановлением Правительства РК от 31.08.2007 №202 утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми, для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым рассмотрение соответствующих заявок и принятие решений о предоставлении земельных участков осуществлялось Агентством Республики Коми по управлению имуществом.
Постановлением администрации МО муниципального района «Сыктывдинский» от 09.11.2011 №11/2492 создана комиссия по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома, в собственность, льготной категории граждан и утверждено Положение о постоянно действующей комиссии, в полномочия которой входит формирование списка граждан для бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома на территории Сыктывдинского района в порядке очередности поступления и регистраций заявлений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация сельского поселения «Выльгорт» на дату 28.02.2008 не являлась правомочным лицом по предоставлению земельных участков в собственность граждан, относящихся к категории граждан «многодетная семья», бесплатно. Постановка на учет граждан на однократное, бесплатное предоставление земельных участков льготной категории граждан начата в администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с ноября 2011 года.
В связи с чем, факт обращения в орган, не уполномоченный по предоставлению земельных участков в собственность граждан, относящихся к льготной категории граждан «многодетная семья», то есть в администрацию сельского поселения «Выльгорт», и регистрация последней заявления истца не может свидетельствовать о принятии Косныревой М.А. на соответствующий учет, равно как и не свидетельствует о том, что в момент данного обращения истец обладала соответствующим статусом и условиями, надлежащим образом подтвердила названные обстоятельства, которые, в свою очередь, были проверены уполномоченным органом и признаны основанием для включения истца в соответствующий список.
Доказательств обратного суду не представлено, равно как и не представлено доказательств передачи 28.02.2008 заявления истца в уполномоченный орган.
Как установлено выше впервые с соответствующим заявлением Коснырева М.А. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» лишь в марте 2012 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имело место 28.02.2008 обращение Косныревой М.А. в не уполномоченный орган по предоставлению земельных участков в собственность граждан, относящихся к льготной категории граждан «многодетная семья», а также принимая во внимание, что решения уполномоченного органа местного самоуправления о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не имеется, то суд приходит к выводу об отсутствии у Косныревой М.А. на момент обращения 28.01.2008 права на предоставление земельного участка в установленном законом порядке, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, по убеждению суда, по состоянию на 28.02.2008 Коснырева М.А. также не обладала правом приобретения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», в редакции от 08.11.2007, действовавшей на 28.01.2008, было установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, предоставлялись однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в том числе семьям, имеющим трех и более детей.
Согласно части 3 указанной статьи земельные участки предоставлялись по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Таким образом, факт отнесения к категории граждан «многодетная семья» недостаточен для постановки гражданина в очередь на получение земельного участка. Обязательным условием для постановки на учет является признание в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Понятие нуждаемости в жилом помещении, как в момент возникновения спорных правоотношений, так и на момент рассмотрения дела, раскрывается в ст.51, ст.52 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст.52 Жилищного кодекса РФ (ред. от 18.10.2007) жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев. При этом, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имели право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имел право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин мог быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу п. 3-1 ст. 5 Закона №59-РЗ нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством.
Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 17.12.2009 №14/12-03-140 «Об учетной норме площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 11 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет суду сделать вывод, что правом состоять в очереди на получение земельного участка в собственность бесплатно обладают граждане признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом, граждане, зарегистрированные на территории с. Выльгорт, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, лишь в случае, если площадь жилого помещения составляет менее 11 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что на дату 14.04.2008 в состав семьи Косныревой М.А. входили <данные изъяты>
Из справки МУ «Центр жилищных расчетов и субсидий» видно, что на дату 14.04.2008 истец и её семья зарегистрированы по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, учитывая, что общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты>., то есть на каждого члена семьи приходится <данные изъяты> что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в сельском поселении «Выльгорт», то суд приходит к выводу, что истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и у нее отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как следует из информации, представленной администрацией сельского поселения «Выльгорт» 12.11.2015, Коснырева М.А. с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась.
Кроме того, со слов Косныревой М.А. она никогда не была в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, доказательств признания Косныревой М.А. в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий не представлено, судом при разрешении спора не добыто.
Доводы Косныревой М.А. о том, что она имеет право состоять в очереди на получение земельного участка, поскольку её семья на дату 28.02.2008 имела статус малоимущей, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Из справки Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 7.12.2015 № 4368 видно, что её семья была признана малоимущей и получала социальную помощь.
Вместе с тем, Законом Республики Коми от 28.06.2006 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» предусмотрены иные критерии для признания лица малоимущим с целью приобретения права на получение земельного участка.
Признание ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» Косныревой М.А. малоимущей не порождает у неё дополнительных прав в области земельных правоотношений.
Оценивая собранные по делу и исследованные в своей совокупности в судебном заседании доказательства, суд находит исковые требования Косныревой М.А. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права на получение земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Косныревой М.А. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права на получение земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2015 года.
Судья В.И. Сухопаров