Решение по делу № 2-735/2014 ~ М-730/2014 от 28.10.2014

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2014 года п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Мугушеве П.В.,

с участием заявителя - помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Искалиевой С.Ж.,

представителя заинтересованного лица главы администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» Печерина В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» незаконным и обязании провести государственную регистрацию гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лиманского района Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» незаконным и обязании провести государственную регистрацию гидротехнического сооружения, указав, что прокуратурой Лиманского района Астраханской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, а также законодательства, регулирующего использование водных объектов со стороны хозяйствующих субъектов района. По результатам проверки установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» при осуществлении деятельности по регистрации бесхозяйного недвижимого имущества допускаются грубые нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На территории муниципального образовании «Проточенский сельсовет» имеются гидротехнические сооружения – трубчатое сооружение в виде двух труб, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>; трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>; трубчатое сооружение в виде пяти труб, из них две трубы с диаметром <данные изъяты> мм., три трубы диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты> с координатами <данные изъяты> Данные объекты не имеют законного собственника или владельца, в связи с чем, данные сооружения являются бесхозяйными недвижимыми объектами. В нарушении требований законодательства администрация муниципального образования «Проточенский сельсовет» не предприняла мер по постановке вышеуказанных бесхозяйных объектов – гидротехнических сооружений, на учет в Лиманском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, а также не осуществлены мероприятия по признанию права муниципальной собственности на указанные объекты. Указанное бездействие администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» может привести к возникновению на территории муниципального образования и района в целом чрезвычайной ситуации техногенного характера. Заявитель просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества объектов недвижимости - гидротехнических сооружений, и обязать администрацию муниципального образования «Проточенский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов недвижимости - гидротехнические сооружения: трубчатое сооружение в виде двух труб, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>; трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>; трубчатое сооружение в виде пяти труб, из них две трубы с диаметром <данные изъяты> мм., три трубы диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора Искалиева С.Ж. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, и обязать администрацию муниципального образования «Проточенский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости - гидротехнического сооружения, представляющее собой трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>.

Представитель администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» Печерин В.Ф. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных требований.

Представитель заинтересованного лица Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и принять решение на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Суд, выслушав представителя заявителя – помощника прокурора Искалиеву С.Ж., главу администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» Печерина В.Ф., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 г.) к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Из существа Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вытекает, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов» (с изм. и доп. от 06.01.2012 г.) участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются муниципальные образования, которыми должны приниматься меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания в пределах компетенции.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В судебном заседании установлено, что в результате проверки прокуратурой Лиманского района исполнения природоохранного законодательства, а также законодательства, регулирующего использование водных объектов со стороны хозяйствующих субъектов района, было установлено, что на территории муниципального образования «Проточенский сельсовет» имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение, представляющее собой трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм. на <данные изъяты>.Согласно сведениям отдела охраны окружающей среды администрации муниципального образования «Лиманский район» от 24 июня 2014 г. и акта проверки от 3 октября 2014 г. гидротехническое сооружение представляющее собой трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм. на <данные изъяты>, является неучтенным сооружением.

Из материалов дела следует и судом установлено, что указанное гидротехническое сооружение не имеет собственника, не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является бесхозяйным недвижимым имуществом, что подтверждено в судебном заседании представителем заинтересованного лица Печериным В.Ф.

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

В соответствии со ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований, таких как: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности данного гидротехнического сооружения, что создает опасность аварий и чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. № 580) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 8 Устава муниципального образования «Проточенский сельсовет» Лиманского района Астраханской области к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования «Проточенский сельсовет».

В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования «Проточенский сельсовет» Лиманского района обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права вышеуказанное гидротехническое сооружение.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация муниципального образования «Проточенский сельсовет» не предприняла мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнического сооружения, находящегося на территории поселения.

В судебное заседание доказательств по принятию мер для подачи данного заявления в Лиманской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области администрацией муниципального образования «Проточенский сельсовет» не представлено.

Поскольку данный объект недвижимости расположен в административных границах муниципального образования «Проточенский сельсовет» Лиманского района Астраханской области, не обращение администрации поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд находит требования заявителя обоснованными, основанными на вышеприведенных правовых нормах, и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованного лица (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая особенности порядка выполнения работ по постановке гидротехнического сооружения на учет, объема затрат по постановке на учет такого сооружения, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений до 1 апреля 2015 года.

Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Лиманского района Астраханской области - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, представляющего собой трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты> - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Проточенский сельсовет» в срок до 1 апреля 2015 года подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, представляющего собой трубчатое сооружение в виде одной трубы, диаметром <данные изъяты> мм., на <данные изъяты>.

Взыскать с администрации муниципального образования «Проточенский сельсовет» государственную пошлину в доход муниципального образования «Лиманский район» в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2014 года.

Судья:

2-735/2014 ~ М-730/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Лиманского района АО
Другие
Администрация МО "Проточенский сельсовет"
Суд
Лиманский районный суд Астраханской области
Судья
Чернышова Юлия Алексеевна
Дело на сайте суда
limansky--ast.sudrf.ru
28.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2014Передача материалов судье
28.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2014Подготовка дела (собеседование)
31.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2014Судебное заседание
13.11.2014Судебное заседание
14.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2015Дело оформлено
30.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее