дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 января 2020 года
Демский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Салишевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Ткачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к Ромащенко А.В., Якупов Р.А. о возмещении ущерба, причиненного незаконной охотой,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к Ромащенко А.В., Якупов Р.А. о возмещении ущерба, причиненного незаконной охотой, указав, что расследованием установлено, что в период с 16.00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 часов ДД.ММ.ГГГГ Ромащенко А.В. и Якупов Р.А., зная правила охоты, предусмотренные федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «0б охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает, что охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной обработкой и транспортировкой, находясь на участке местности, расположенном в 5,2 км в юго-восточном направлении от <адрес> Республики Башкортостан, умышленно, с целью незаконной охоты, преследовали кабана, в результате которого Ромащенко Л.В. совершил отстрел одного кабана.
В последующем Ромащенко А.В. разделал тушу кабана и вместе с Якупов Р.А. подвесили ее в лесном массиве.
Около 09 часов 30 минут Ромащенко Л.В. и Якупов Р.А. загрузили указанную тушу кабана в автомобиль марки Нисан Альмеро, государственный регистрационный знак Р368АХ102, принадлежащий Ромащенко А.В.
В последующем при транспортировке мяса кабана ответчики были остановлены сотрудниками ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, документы, подтверждающие законность добычи животного, не представлены.
01.07.2019г следователем ОМВД России по <адрес> ФИО6 уголовное дело в отношении Ромащенко А.В. по ч. 2 ст. 258 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Согласно ст. 258 УК РФ, к уголовной ответственности привлекаются лица, чьими действиями причинен крупный ущерб (по ч.1 ст.258 УК РФ). Согласно примечанию к ст. 258 УК РФ, крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксами методике, превышающий 40 000 рублей, особо крупным - 120 000 рублей
Согласно ответа отдела охраны и надзора за использованием объектов животного мира Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, по факту незаконной добычи одной самки кабана ДД.ММ.ГГГГ ущерб животному миру причинен на сумму 150000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2 750 утверждены таксы и методика исчисления крупного и особо крупного ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, для целей статьи 258 уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной методикой ущерб, причиненный животному миру незаконной добычей кабана, составляет 30 000 рублей, следовательно, не является крупным для квалификации деяний по статье 258 УК РФ.
В связи принятием подзаконного акта устраняющего преступность деяния ДД.ММ.ГГГГ следователем ОМВД России по <адрес> Цоценко Л,Л. уголовное дело в отношении Ромащенко А.В. по ч, 2 ст. 258 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Согласно акту осмотра туши отстреленного животного от ДД.ММ.ГГГГ, определена его видовая принадлежность - кабан, возрастом старше 3 лет, половая принадлежность - самка.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что утвержденные в установленном таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.) подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда.
Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ II. № утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», которая предназначена именно для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с указанной, Методикой размер ущерба, причиненного незаконной охотой на 1 самку кабана, составляет 150 000 руб.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24.04.] 995. N2 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Истец просит взыскать с ФИО2, Якупов Р.А. в солидарном порядке в бюджет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан 150 000 рублей в счет возмещения материального ущерба, причиненного незаконной охотой.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО7 поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчики Якупов Р.А., Ромащенко А.В., представитель ФИО8 исковые требования не признали, просили отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, неопределенного круга лиц.
Статья 1064 Гражданского кодекса РФ устанавливает общие основания ответственности за причинение вреда: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Согласно статьям 8, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся: копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом.
Под охотой закон понимает деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; добычей охотничьих ресурсов является отлов или отстрел охотничьих ресурсов (статья 1 Федерального закона N 209-ФЗ).
Статьями 23, 29 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требование об обязательном наличии при осуществлении охоты, включая транспортировку продукции охоты и ее реализации, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке и путевки, в случаях, предусмотренных Законом об охоте, содержится также в Правилах охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 512.
В соответствии со статьей 57 Закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством установлена уголовная, административная и гражданская ответственность за вред, причиненный объектам животного мира и охотничьим ресурсам.
В п. 3.2 Правил охоты установлено, что при осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе: охотничий билет; в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия; в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке; в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, и путевку; в случае осуществления охоты на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих животных, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке.
На основании статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.
Согласно ст. 75 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статья 78 названного ФЗ устанавливает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Статьей 34 ФЗ «О животном мире» установлено, что охота относится к видам пользования животным миром, которая может осуществляться юридическими лицами и гражданами в соответствии с законом.
При этом согласно ст. 35 названного Федерального закона, пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
В соответствии со ст. 56 ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах первом, втором пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении. При этом незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др. (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с абз. 1 ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Согласно толкованию, содержащемуся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещения вреда, причиненного окружающей среде", лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абз. 1 ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения.
Из материалов дела следует, что в период с 16:00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 08:00 18.09.2018г Ромащенко А.В., зная правила охоты, предусмотренные ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № от 24.07.2009г, который предусматривает, что охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной обработкой, транспортировкой, находясь на участке местности, расположенной в 5,2 км в юго-восточном направлении от <адрес> Республики Башкортостан, умышленно с целью охоты совершил отстрел одного кабана. Действиями Ромащенко А.В., согласно данных, предоставленных Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания Министерства природопользования и экологии РБ животному миру причинен ущерб в размере 150 000 рублей, который является особо крупным.
В последующем, Ромащенко А.В. разделал тушу кабана и вместе с Якупов Р.А. подвесили его в лесном массиве.
Около 09:30 час Ромащенко А.В. Якупов Р.А. загрузили указанную тушу кабана в автомобиль марки Нисан Альмеро, г/н №, принадлежащий Ромащенко А.В.
В последующем при транспортировке мяса кабана ответчики были остановлены сотрудниками ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес>. При этом ими документы, подтверждающие законность добычи животного, не представлены.
Постановлением следователя СО отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении Ромащенко А.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за отсутствием состава преступления.
Постановлением следователя СО ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Якупов Р.А., в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.258 УК РФ.
Указанные обстоятельства незаконной охоты подтверждены: протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об изъятии вещей, документов, актом осмотра от 18.09.2018г, объяснениями Ромащенко А.В., Якупов Р.А.
Исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утверждённой приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой (п. 4) размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида по формуле №: У = Т х К х N. где: У - размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), руб.; Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб. (такса за кабана- 30 000 руб.); К - пересчетный коэффициент (коэффициент за незаконную охоту на самку кабана на территории государственных природных заказников – 5); N - количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов.
В результате исчисления с применением указанной формулы размер ущерба составляет: У = 30000 руб. х 5 х 1. Таким образом, размер вреда, причинённого ответчиком вследствие прямого уничтожения особи кабана, составляет 150 000 руб., что подтверждается расчётом.
Т.о., при определении размера ущерба, суд принимает во внимание вышеуказанный расчет ущерба, поскольку данный расчет произведен в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденного приказом Минприроды РФ.
Судом установлен факт производства ответчиками незаконной охоты, при отсутствии полученного в установленном порядке разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Ответчиками каких-либо достоверных и допустимых доказательств отсутствия их вины в причинении вреда суду не представлено, вместе с тем, истцом доказательства обратного суду представлены. В этой связи суд приходит к выводу о возложении на ответчиков имущественной ответственности за причиненный незаконными действиями вред.
На основании п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Факт незаконной добычи ответчиком одной особи сибирской косули был зафиксирован на территории <адрес> Республики Башкортостан.
При таком положении, с учетом доказанности факта совершения ответчиками виновных действий и наличия причинной связи между этими действиями и наступившими последствиями в виде ущерба, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчиков доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 4200 руб. (по 2100 руб. с каждого).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах муниципального района <адрес> Республики Башкортостан к Ромащенко А.В., Якупов Р.А. о возмещении ущерба, причиненного незаконной охотой, удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с ФИО2, Якупов Р.А. в бюджет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан 150 000 руб. в счёт возмещения ущерба, причиненного незаконной охотой.
Взыскать с ФИО2, Якупов Р.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2100 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Демский районный суд <адрес>.
Судья А.В. Салишева