Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2535/2015 ~ М-1880/2015 от 13.04.2015

                                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Хасановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимчева М.Г. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Максимчев М.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества- земельный участок кадастровый с местоположением: <адрес>.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ему на праве собственности принадлежит часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящая из помещений (номера на поэтажном плане), расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии .

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположена часть жилого дома.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права ему отказано со ссылкой на то, что им не были представлены все необходимые документы согласно ст.ст. 17-18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Указанный отказ в регистрации права заявитель полагает незаконным, нарушающим его права.

Заявитель полагает неправомерным требование регистрирующего органа о предоставлении документов, подтверждающих размер доли заявителя в праве общей долевой собственности на земельный участок, поскольку размер его доли, равный <данные изъяты> определяется путем совершения простых арифметических действий и сопоставлений площади принадлежащей заявителю жилой площади и доли остальных собственников в данном жилом доме.

Земельный участок, о регистрации доли в праве общей долевой собственности на который просит заявитель, сформирован надлежащим образом и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом. Каких-либо претензий со стороны соседей по пользованию земельным участком, а также по оформлению и передаче ему в собственность земельного участка не имеется.

На основании распоряжения администрации Центрального района г. Тольятти был выдан ордер на квартиру по адресу: <адрес>. По договору от ДД.ММ.ГГГГ года, а также согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ года, указанная квартира была передана истцу в собственность, вместе с тем, земельный участок в собственность передан не был.

В качестве одного из оснований отказа в регистрации права указан тот факт, что заявитель не представил каких-либо документов, подтверждающих его право, однако часть жилого дома, право собственности на которую принадлежит заявителю, неразрывно связана со спорным земельным участком. В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Отказ в государственной регистрации права нарушает права заявителя как собственника части жилого дома и препятствует реализации его права на приобретение в собственность земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя Михарев О.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, дополнительно пояснив, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, часть которого принадлежит заявителю, является многоквартирным домом, что явствует из кадастрового паспорта. Земельный участок, на котором расположен указанны дом предназначен для эксплуатации многоквартирного жилого дома. Указанный земельный участок принадлежит собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме, включая заявителя, на основании норм Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, просит признать незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества- земельный участок кадастровый с местоположением: <адрес>.

Возложить на Управление Росреестра по Самарской области обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области Аладин В.Ю., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания против удовлетворения заявления возражал, представив письменный отзыв на заявление, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ Максимчевым М.Г. в Управление Росреестра по Самарской области было подано заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, как на общее имущество в многоквартирном доме, в размере <данные изъяты> долей.

Особенности государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе перечень необходимых для государственной регистрации прав документов установлены Инструкцией «Об особенностях внесения записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ними при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставлении информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества», утвержденной приказом Минюста № 29 от 14.02.2007 года. Согласно п.4 указанной инструкции доля в праве на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, если принятым до вступления в силу о введении в действие ЖК решением общего собрания собственником помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное ( ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 7 Инструкции внесение в ЕГРП размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в предоставленном на государственную регистрацию решении общего собрания собственников ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В названном документе также указывается сведения о собственниках конкретных помещений в многоквартирном доме.

Если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в существующей застройки поселений в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших во введения в действия Закона о регистрации также предоставляются подлинники и копи правоустанавливающих документов подтверждающих наличие у этих лиц прав на помещение.

Однако ни документы, подтверждающие заявленный размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, ни подлинники и копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие у отдельных собственников прав на помещения в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации, на государственную регистрацию предоставлены не были.

Кроме того, согласно НК РФ за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей. Однако заявителем на государственную регистрацию был предоставлен чек-ордер, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины в размере 157 рублей.

Учитывая изложенное, полагает, что требование о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав общей долевой собственности на объект недвижимого имущества не подлежит удовлетворению.

Суд, изучив доводы заявления, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

    В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных жилых домах проводится в соответствии с указанным законом и Жилищным кодексом РФ.

В силу ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Максимчевым М.Г. в Управление Росреестра по Самарской области было подано заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, как на общее имущество в многоквартирном доме, в размере <данные изъяты> долей.

Особенности государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе перечень необходимых для государственной регистрации прав документов, на момент обращения М.Г. с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, регулировались Инструкцией «Об особенностях внесения записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ними при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставлении информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества», утвержденной приказом Минюста № 29 от 14.02.2007 года, зарегистрированной в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно п.4 указанной Инструкции доля в праве на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, если принятым до вступления в силу о введении в действие ЖК решением общего собрания собственником помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное ( ст. 15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 7 Инструкции внесение в ЕГРП размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в предоставленном на государственную регистрацию решении общего собрания собственников ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В названном документе также указывается сведения о собственниках конкретных помещений в многоквартирном доме.

Если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в существующей застройки поселений в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действия Закона о регистрации также предоставляются подлинники и копи правоустанавливающих документов подтверждающих наличие у этих лиц прав на помещение.

Помимо этого, в соответствии с п. 12 Инструкции, записи в подраздел II-1 ЕГРП вносятся в соответствии с Правилами ведения ЕГРП. При этом, в листе записи подраздела II-1 ЕГРП указываются:

в графе «Доля»- размер доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме (участнику общей долевой собственности на помещение), если размер доли указан в представленных на регистрацию документах, либо слова «доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади» и сведения о помещении, принадлежащем собственнику (участнику долевой собственности), если в представленных на регистрацию документах размер доли не указан;

в графе «Документы-основания»- помимо сведений о правоустанавливающем документе указываются сведения о реквизитах документа, которым были определены размеры долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (при представлении такого документа на государственную регистрацию).

Аналогичные требования к заполнению подраздела II-1 ЕГРП содержаться ив п. 159 Правил ведения ЕГРП, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 года № 765.

Однако, как указано в отзыве представителя Управления Росреестра по Самарской области, и явствует из материалов дела, документы которыми бы определялись размеры долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, на государственную регистрацию представлены не были.

Кадастровый паспорт, представленный заявителем на государственную регистрацию, документом, определяющим размеры долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, не является.

Не представлены заявителем и подлинники и копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие прав собственности на жилые помещения всех собственников данного дома, что предусмотрено п. 7 Инструкции.

Помимо этого, следует принять во внимание, что Максимчев М.Г. обращался с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме. В то же время, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право Максимчева М.Г. на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, состоящую из помещений: 1 этаж номера на поэтажном плане .

Из документов, представленных Управлением Росреестра по Самарской области видно, что на момент государственной регистрации права собственности Максимчева М.Г. объект недвижимого имущества, право собственности на который регистрировалось право, определялся как часть жилого дома, а не как квартира в многоквартирном доме, что явствует из кадастрового паспорта, акта технической инвентаризации, сообщений МП «Инвентаризатор» и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области. Указанный дом находится в границах жилой зоны Ж-1А (зона коттеджной застройки), к основным видам разрешенного использования которой не предусмотрено расположение многоквартирных жилых домов. Разрешение на условно разрешенный вид использования (многоквартирные малоэтажные жилые дома) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> было предоставлено Максимчеву М.Г. на основании постановления первого заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , то есть уже после регистрации права собственности Максимчева М.Г. на часть жилого дома. Также после регистрации права на часть жилого дома были внесены изменения в кадастровый паспорт с указанием, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом.

Таким образом, суд усматривает противоречие между заявленным к регистрации правом и фактически зарегистрированными правами заявителя на недвижимое имущество.

При указанных обстоятельствах, принятое государственным регистратором решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок как на общее имущество собственников жилых помещений в многоквартирном доме является законным и обоснованным.

Ввиду чего, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Максимчева М.Г требований.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Максимчева М.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий:

2-2535/2015 ~ М-1880/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Максимчев М.Г.
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сериков В. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2015Подготовка дела (собеседование)
21.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2015Предварительное судебное заседание
21.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2015Предварительное судебное заседание
28.04.2015Судебное заседание
06.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2016Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее