Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-933/2010 ~ М-189/2010 от 02.02.2010

RUSSIA 

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2010года

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего федерального судьи Шендеровой И.П.

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Д. о признании незаконным, необоснованным отказа Администрации сельского поселения Н изменить вид разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,- 

                                                    установил:

Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным, необоснованным отказа Администрации сельского поселения Н от 29 октября 20..г. изменить вид разрешенного использования земельного участка под дачное строительство, обязании Администрацию сельского поселения Н изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …, имеющего местоположение: Московская область, Раменский район, … сельское поселение, квартал …, земельный участок расположен в северо-западной части квартала, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенного использования – для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство (л.д.). В обоснование заявленных требований в заявлении ссылался на то, что является собственником земельного участка площадью 20 000 кв.м. с кадастровым номером: …, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с/п  …, квартал …, участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала. 3емельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Указывает, что являясь собственником земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, он обязан использовать его в соответствии с его назначением, что в связи с большой площадью участка является для него затруднительным и дорогостоящим. В связи с чем, обратился в администрацию сельского поселения Н с просьбой изменить вид разрешенного использования данного земельного участка под дачное строительство. По мнению заявителя, изменение вида разрешенного использования позволит ему уменьшить площадь обрабатываемого участка, так как законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" установлены минимальные размеры земельных участков: для крестьянского (фермерского) хозяйства - 2,0 га; для садоводства - 0,06 га. Полагает, что это позволило бы ему разделить принадлежащий земельный участок и продать ту его часть, которую он не в состоянии обрабатывать, а на вырученные от продажи излишков земли денежные средства он мог бы построить жилое строение для своей семьи. На свое обращение в администрацию сельского поселения получил отказ, с которым не согласен. Полагает, что ссылка администрации сельского поселения Н на отсутствие генерального плана, схемы территориального планирования сельского поселения Н не соответствует действующему законодательству- ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса». В соответствии п.5 ст. 4.1 вышеуказанного закона орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления соответствующего заявления должен был произвести предусмотренные законом действия: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения; 2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Данные действия произведены не были. Ссылку администрации о том, что его земельный участок не граничит с землями населенных пунктов, считает необоснованной, поскольку нигде в законе не указывается, что земельный участок, в отношении которого поступило заявление, должен граничить с землями населенного пункта. С доводами администрации о том, что земельный участок расположен внутри земельного массива, имеющего иную категорию земель, не согласен, поскольку законом не предусмотрен такой отказ (л.д.). В судебном заседании Д. доводы заявления поддержала, пояснив, что просил изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках одной категории: с разрешенного « для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства»    на « для дачного строительства».

   Заинтересованное лицо- Администрация сельского поселения Н. возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что 15 октября 20.. г. в Администрацию сельского поселения поступило заявление от Д. с просьбой ходатайствовать и направить в правительство Московской области заключение о возможности и целесообразности изменения вида разрешенного использования участка с «для ведения крестьянского (Фермерского) хозяйства» на «дачное строительство возведением строения с правом регистрации, проживания в нем». Согласно п. 2. ст. 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Поскольку объектом земельных правоотношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения. Виды разрешенного использования категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Частью 3 ст. 4         ФЗ  «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» предусмотрела необходимость разработать правила землепользования и застройки. Ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В соответствие с ч.3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии требований технических регламентов. Проведение зонирования территории, в границах которой расположен испрашиваемый участок, принадлежащий Д. в соответствие с вышеуказанными нормами не проводилось. Генеральный план сельского поселения Н. Раменского муниципального района Московской область на сегодняшний день находится в стадии разработки. Согласно пп. 3 п.1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 г.  «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида использования на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч.ч. 3-10 ст. 39 ГрК РФ в части соответствующих требований. На момент обращения Д. в Администрацию сельского поселения Н. полномочия в части изменения вида разрешенного использования земельных участков были переданы Администрации Раменского муниципального района Московской области на основании «Соглашения о передаче Раменскому муниципальному району Московской области отдельных полномочий по решению некоторых вопросов местного значения сельского поселения … Раменского муниципального района Московской области» от 12 декабря 20.. г.  (л.д.). В судебном заседании представитель администрации сельского поселения Н. по доверенности л.д.)  С. указанные возражения поддержала.

              Суд, выслушав доводы заявителя, заинтересованного лица, исследовав материала дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

          Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

          В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

            Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Д. является собственником земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 20 000 кв.м, адрес объекта: Московская область, Раменский район, … с/о, квартал …, земельный участок расположен в северо-западной части квартала л.д.).

          15 октября 20..г. Д. обратился в Администрацию сельского поселения Н. с заявлением, которым просил ходатайствовать и направить в Правительство Московской области заключение о возможности и целесообразности изменить разрешенное использование его земельного участка в рамках одной категории с разрешенного «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на разрешенное – «для дачного строительства» л.д.).

           На момент обращения Д. в Администрацию сельского поселения Н. полномочия по разработке документов по территориальному планированию были переданы Администрации Раменского муниципального района Московской области на основании «Соглашения о передаче Раменскому муниципальному району Московской области отдельных полномочий по решению некоторых вопросов местного значения сельского поселения Н. Раменского муниципального района Московской области» от 12 декабря 20..г. (л.д.).

           Письмом (исх. №…) от 29 октября 20..г. Д. отказано в  направлении ходатайства в Администрацию Раменского района об изменении вида разрешенного использования земельного участка – для дачного строительства. Причиной отказа является отсутствие утвержденной документации территориального планирования сельского поселения Н., расположение участка в отдалении от населенного пункта, отсутствие развитой инфраструктуры и  тот факт, что земельный участок входит в земельный массив другой категории земель л.д.).

     В соответствии с пп. 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

    Подпунктом 1 п. 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в частности, на земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.81 ЗК РФ использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Федеральный закон от 15.04.1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее-  Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (ст.2 Закона).

Названный Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (ст.ст.12,14 Закона).

В соответствии со ст. 16 Закона N 66-ФЗ дачное некоммерческое объединение создается, в частности, на основании решения граждан в результате учреждения. При этом численность членов дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.

По смыслу положений п. 1 ст. 16 во взаимосвязи с п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

 Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

       Из свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок на имя Д. усматривается, что земельный участок площадью 20 000 кв.м для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель: земли сельхозназначения был приобретен им в результате выдела в натуре ранее приобретенной им земельной доли на участок сельскохозяйственного назначения л.д.), т.е. изначально данный земельный участок не предоставлялся для дачного строительства. Д. соответствующее юридическое лицо в соответствии с ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан"   не создавалось, членом дачного некоммерческого объединения он не является.

          В соответствии с Законом Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения дачного строительства – 0,25 га. Площадь земельного участка, принадлежащего Д., значительно превышает указанную норму.

        В своем заявлении Д. ссылается на то, что в силу на ч.1 ст.4.1 ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ», администрация сельского поселения по его заявлению должна была : 1. подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования; 2. провести публичные слушания по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или изменении вида разрешенного использования.

      Вместе с тем, как усматривается из заявления Д. в администрацию сельского поселения от 15.10.20..г. (л.д.), просьбы о включении земельного участка в границы населенного пункта в нем не содержалось. В настоящем судебном заседании Д. также пояснил, что обращаясь в администрацию, просил лишь об изменении вида разрешенного использования в рамках одной категории земель- земель сельскохозяйственного назначения.

   В соответствии с указанной заявителем нормой права (  ч.1 ст.4.1. ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ») до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

         Поскольку Д. не ставил вопрос об изменении категории земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли поселений и включении участка в границы населенного пункта, то указанные положения не применимы к  возникшим правоотношениям.

           В силу п.3 ч.1 ст.4 ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ», при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний. Вместе с тем, результаты публичных слушаний не могут нарушать требований Земельного кодекса РФ и федеральных законов об изменении одного вида использования земельных участков на другой вид такого использования. Поскольку в данном случае предусмотренных законом оснований для изменения разрешенного использования участка -на дачное строительство не имелось, следовательно, само по себе не проведение публичных слушаний не может являться основанием для отмены обжалуемого акта.

            Юридически значимыми по делу являются установленные судом факты, а именно: нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан; Д. членом соответствующего объединения не является, указанный земельный участок приобрел в порядке выдела в натуре ранее приобретенной земельной доли на участок селськохозяйственного назначения (л.д.) ;  площадь земельного участка превышает предельную норму для ведения дачного строительства, установленную Законом Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ  «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». При таких обстоятельствах оспариваемый отказ местной администрации правомерен, поэтому в удовлетворении заявления Д. следует отказать.

         Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан", ЗК РФ, ст.ст.194-199,254-256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявления Д. о признании незаконным, необоснованным отказа Администрации сельского поселения Н. от 29 октября 20..г. изменить вид разрешенного использования земельного участка под дачное строительство, обязании Администрацию сельского поселения Н. изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …, имеющего местоположение: Московская область, Раменский район, … сельское поселение, квартал …, земельный участок расположен в северо-западной части квартала, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенного использования – для ведения крестьянского ( фермерского) хозяйства на дачное строительство- отказать.

           Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в 10-дневный срок.

Федеральный судья    

2-933/2010 ~ М-189/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубоделов Сергей Васильевич
Ответчики
Администрация с\п Никоновское Раменского р-на
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Шендерова И.П.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
19.01.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2010Передача материалов судье
20.01.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2010Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2010Судебное заседание
04.03.2010Судебное заседание
09.04.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее