Судья Суров А.А. Дело № 33-40871/19
По первой инстанции 2-2400/2019 УИД 23 RS 0036-01-2019-004570-56 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ5 ноября 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.,
судей Тимофеева В.В, Пшеничниковой С.В.,
при помощнике судьи Малышевой В.В.
рассмотрев в открытом судом заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – заместителя директора филиала №1 ГУ КРО Фонда Соцстраха РФ Калиниченко Д.И. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2019 года по делу по иску Чуриной < Ф.И.О. >10 к Государственному учреждению Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ филиалу №1 о взыскании компенсационных выплат.
Заслушав доклад судьи Тимофеева В.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы ответчика, выступление представителя ответчика по доверенности Стрюченко И.В. в ее поддержку, представителя истца по доверенности Савченко Ю.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чурина А.Е.. обратилась в суд с иском к ГУ КРО Фонда Соцстраха РФ с исковым заявлением о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в котором просит взыскать с ответчика не выплаченную в полном объеме компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 992733 рубля 52 копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида <...> к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина <...> от 15 августа 2018 года истец с 27 июля 2018 года и бессрочно нуждается в техническом средстве реабилитации, предоставляемому инвалиду за счет средств федерального бюджета, а именно: протезе предплечья с внешним источником энергии. 9 ноября 2018 года между истцом и ООО МПРЦ «Ортопром» заключен договор <...> на оказание платных услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий. Согласно договору, исполнитель изготавливает протез предплечья с внешним источником энергии за 4 696 089 рублей. Договор сторонами исполнен. За самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации ответчиком было компенсировано истцу 3 630873 рубля 48 копеек, а в остальной части отказано, с чем не согласился истец. Частично выплаченную сумму полагает заниженной и необоснованной, поскольку стоимость протеза на момент подачи заявления в ФСС о компенсации понесенных расходов была определена в соответствии с результатами последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации на территории РФ - на основании сведений, содержащихся в заключенном ГУ Красноярским региональным отделением ФСС РФ государственном контракте N Ф.2018.570536 на выполнение работ по обеспечению в 2018 году инвалидов протезами верхних конечностей, в соответствии с которым стоимость протеза предплечья с внешним источником энергии составляет 4 623 613 рублей. Направленная истцом в адрес ответчика претензия, с просьбой компенсировать понесенные затраты на приобретение протеза в размере 992733 рубля 52 копейки, оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем Чурина А.Е. обратилась с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Савченко Ю.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Стрюченко И.В.- иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Решение обжаловано заместителем директора филиала №1 ГУ КРО Фонда Соцстраха РФ Калиниченко Д.И., который, считая его не законным и не обоснованным, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцом приобретено более дорогое техническое средство реабилитации, что право на возмещение полной его стоимости не порождает. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы материального права, не подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав выступления представителей сторон, полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения на основании следующего.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее также - Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).
Частью 1 ст. 11 указанного закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу ч. 2 ст. 11 индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).
В соответствии с ч. 5 ст. 11 индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации Программы в целом.
Частью 7 ст. 11 предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ч. 1 ст. 11.1).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч. 3 ст. 11.1).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1).
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2,3,6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость доставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида <...> к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина <...> от 15 августа 2018 года Чурина А.Е. с 27 июля 2018 года и бессрочно нуждается в техническом средстве реабилитации, предоставляемому инвалиду за счет средств федерального бюджета, а именно: протезе предплечья с внешним источником энергии.
9 ноября 2018 между Чуриной А.Е. и ООО МПРЦ «Ортопром» заключен договор <...> на оказание платных услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий.
Согласно п.1.1 договора пациент обращается к исполнителю за оказанием платных услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий, указанных в приложении <...>, которые исполнитель изготавливает с использованием новых современных методик из материалов отечественного и импортного производства и комплектующих производства «ОТТО ВОСК». Медико-техническая комиссия исполнителя бесплатно диагностирует пациента с выдачей акта медико-технического заключения, в котором приводится перечень протезно-ортопедических изделий необходимых для медицинской реабилитации пациента. Исполнитель обязуется изготовить по желанию пациента необходимые протезно-ортопедические изделия, предназначенные для медицинской реабилитации пациента, а процент обязуется оплатить и принять эти изделия.
В соответствии с п.2.1 договора объектом договора является изготовление пациенту протеза предплечья с внешним источником энергии.
Пунктом 5.1.1. договора установлена цена протеза предплечья с внешним источником энергии в размере 4 696 089 рублей.
Товар по договору был изготовлен и представлен пациенту, что подтверждается товарной накладной <...> от <...> и актом сдачи- приемки работ <...>_1 от <...>.
Платежным поручением <...> от <...> Чурина А.Е. оплатила ООО МПРЦ «Ортопром» 4 696 089 рублей.
<...> Чуриной А.Е. в филиал <...> ГУ КРО ФСС подано заявление о выплате компенсации в размере 4 696 089 рублей за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
<...>, платежным поручением <...> ответчиком была оплачена в пользу истца сумма в размере 3 630873 рубля 48 копеек.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст.11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 года № 57н.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуга, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013г. № 214н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 20.06.2013г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В соответствии с п.4 Порядка выплаты компенсации размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством в РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, в услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 4 Порядка выплаты компенсации).
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и(или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и(или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и(или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и(или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и(или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и(или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и(или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и(или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и(или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и(или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и(или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и(или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (п. 4).
Судом верно установлено, что стоимость протеза Чуриной А.Е. на момент подачи ею заявления в ФСС о компенсации понесенных расходов была определена в соответствии с результатами последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации на территории РФ - на основании сведений, содержащихся в заключенном ГУ Красноярское региональное отделение ФСС РФ государственном контракте №Ф.2018.570536 на выполнение работ по обеспечению в 2018 году инвалидов протезами верхних конечностей от 30 ноября 2018 года, в соответствии с которым стоимость протеза предплечья с внешним источником энергии составляет 4 623 613 рублей.
Согласно данным опубликованным на официальном сайте ФСС РФ стоимость протеза предплечья с внешним источником энергии составляет - 4 623 613 рублей, дата последней закупки технического средства реабилитации - 30 ноября 2018 года, номер заключенного гос. контракта - Ф.2018.570536, номер закупки по заключенному контракту - <...>, дата исполнения государственного контракта - 21 декабря 2018 года.
Наименование технического средства реабилитации (протезного изделия) указанному в Контракте полностью соответствует наименованию, предусмотренному вышеуказанному ИПРА истца, и наименованию, предусмотренному Классификацией технических средств реабилитации(изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв.Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р).
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, что истцом правомерно учитывался опубликованный в общем доступе на сайтах www.zakupki.gov.ru официальном сайте Фонда социального страхования РФ fss.ru Контракт №Ф.<...> на выполнение работ по обеспечению в 2018 году инвалидов протезами верхних конечностей от 30 ноября 2018 года, стоимость данного средства реабилитации в размере 4 623 613 рублей, его технические и функциональные характеристики.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Чуриной А.Е. в полном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что сумма не выплаченной ответчиком компенсации за самостоятельно приобретенное истцом техническое средство реабилитации составляет 992733 рубля 52 копейки, поскольку стоимость протеза предплечья с внешним источником энергии, установленная Государственным контрактом №Ф.<...> от 30 ноября 2018 года составляет 4 623 613 рублей, а сумма компенсации, выплаченная ответчиком согласно платежного поручения <...> составляет 3 630879 рублей 48 копеек.
Таким образом доводы изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к неверному пониманию существа оспариваемых правоотношений, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией как несостоятельные, не могут служить основанием для отмены судебного акта и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя директора ГУ КРО Фонда Соцстраха РФ филиала №1 Калиниченко Д.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: