№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Мункуевой Т.Б., с участием представителя истца Алсагаевой Е.К., представителей ответчиков Никольской И.В., Куренова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ«Комитет по строительству Администрации <адрес>» о возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просил обязать Комитет по строительству Администрации <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие недостатки: - на <адрес> в районе <адрес> (мостовое ограждение через ручей Байдонова) отсутствуют дорожные удерживающие боковые ограждения в нарушение пункта 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019; в районе ул. 1-й квартал отсутствует уличное освещение в нарушением пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007;на <адрес> покрытие проезжей части имеет многочисленные дефекты, неровности в нарушение пункта 5 ГОСТ Р 50597-2017, требуется отсыпка и профилирование дорожного полотна; на <адрес> в районе <адрес> (МАОУ «СОШ №») отсутствует световой объект типа Т.7, перильные пешеходные ограждения в нарушение пунктов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019, а также отсутствует искусственная неровность, предусмотренная ГОСТ Р 52605-2006.
Исковые требования в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнялись истцом. В окончательной форме прокурор просил обязать Комитет по строительству Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на <адрес> вблизи МАОУ «СОШ № <адрес> предупреждающие знаки 1.23 « Дети» в соответствии с требованиями п. 5.2.25 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; в районе <адрес> в районе <адрес>А, на участке дороги на водопропускной трубой, заложенной по руслу ручья Байдонова, установить дорожные сигнальные столбики в соответствии с требованиями пункта 8.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; обязать Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> от <адрес> до детского сада рядом с домом №-ый квартал установить освещение автомобильной дороги с требованиями пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от иска в части требований возложения обязанностей на Комитет по строительству Администрации <адрес> установить на <адрес> вблизи МАОУ «СОШ № <адрес>» предупреждающие знаки 1.23 « Дети» в соответствии с требованиями п. 5.2.25 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> установить на <адрес> от <адрес> до детского сада рядом с домом №-ый квартал освещение автомобильной дороги в соответствии с требованиями пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и производство по гражданскому делу № в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель истца Алсагаева Е.К. исковые требования с учетом их уточнений поддержала, просит обязать Комитет по строительству Администрации <адрес> в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу установить в районе <адрес> в районе <адрес>А, на участке дороги над водопропускной трубой, заложенной по руслу ручья Байдонова дорожные сигнальные столбики в соответствии с требованиями пункта 8.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Суду пояснила, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка с привлечением Управления ГИББД МВД по <адрес>, специалистов Комитета городского хозяйства Администрации <адрес>, Комитета по строительству Администрации <адрес> проведено обследование участка автодороги по территории мкр. Забайкальских, по результатам которого установлено, что в районе <адрес> А на участке автомобильной дороги над водопропускной трубой, заложенной по руслу ручья Байдонова отсутствуют дорожные сигнальные столбики, предусмотренные пунктом 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2019.
В соответствии с п. 3.1 Положения о Комитете по строительству, последний организует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, текущему ремонту (за исключением работ в части устранения деформаций и повреждений, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов) автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, в том числе содержание автомобильных дорог, относящееся к работам по уходу за дорожной разметкой автомобильных дорог и дорожными знаками, сферическими зеркалами. Учитывая, что организация работ по установке дорожных сигнальных столбиков входит в полномочия данного ответчика, просит возложить на Комитет такую обязанность.
Представитель ответчика МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» Никольская И.В. возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что постановлением Администрации г. Улан-Удэ № 310 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа "Город Улан-Удэ", утвержден Перечень дорог, в отношении которых Комитет по строительству осуществляет возложенные на него полномочия (п. 1.2 Положения о Комитете). <адрес> не входит в утвержденный перечень, установка столбиков отсутствует в проекте организации дорожного движения г. Улан-Удэ. Кроме того, требуемый изначально истцом срок установки является также не обоснованным. Комитет осуществляет свои полномочия путем заключения муниципальных контрактов, при наличии бюджетных средств, доведенных до Комитета на осуществление полномочий. Бюджетная заявка на текущий год сформирована, средства на истребуемые мероприятия не заложены.
Представитель ответчика Комитета городского хозяйства Администрации <адрес> Куренов А.Ю. не возражал против заявленных требований.
Допрошенный в судебном заседании начальник отдела УГИББД по РБ Кокорин Е.Н. суду пояснил, что он участвовал в проверке, инициированной прокуратурой, в ходе которой выявлено отсутствие в районе <адрес> А на участке автомобильной дороги над водопропускной трубой дорожные сигнальные столбики.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что прокуратурой <адрес> с привлечением Управления ГИБДД МВД по РБ проведено обследование участка автодороги по территории мкр. Забайкальский.
В районе <адрес> А на участке автомобильной дороги над водопропускной трубой, заложенной по руслу ручья Байдонова, отсутствуют дорожные сигнальные столбики, предусмотренные пунктом 8.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019.Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», что подтверждается соответствующими актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. схемами, фотосъемкой.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 3, пункта 6 статьи 13 ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст.16 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 9 ст. 18 указанного закона проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17, ч.1 ст. 18 ФЗ-257 содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Госстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (ГОСТ Р 52289-2019). Названный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В соответствии с пунктом 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2019, дорожные сигнальные столбики должны соответствовать ГОСТ 32843 или ГОСТ Р 50970, и быть установлены в местах по ГОСТ 33151, при этом столбики группы П устанавливают на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2. При установке сигнальных столбиков у водопропускных труб более одного с каждой стороны дороги расстояние между столбиками должно быть не менее 10 м.
В соответствии с п.5 ст.5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08 мая 2007 года № 624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3.1 Положения о Комитете по строительству Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 09.02.2017 N 297-28, Комитет организует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, текущему ремонту (за исключением работ в части устранения деформаций и повреждений, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов) автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, в том числе содержание автомобильных дорог, относящееся к работам по уходу за дорожной разметкой автомобильных дорог и дорожными знаками, сферическими зеркалами.
Доводы ответчика об отсутствии у Комитета полномочий на их установку, суд расценивает критически, поскольку дорожные сигнальные столбики относятся к элементам обустройства дорог ( п.2.1 ГОСТ Р 50970-96), т.е. составной частью автомобильной дороги ( п.1,5,6 ФЗ№). Учитывая, что в силу вышеуказанного Положения ответчик осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обязанность организовать работу по их установке необходимо возложить на Комитет по строительству.
Доводы ответчика о том, что мостовое сооружение через ручей Байдонова не относится к дороге, голословны, в нарушение ст.56 ГПК РФ не подтверждены допустимыми доказательствами.
Из представленных же истцом актов и фотографий к ним следует, что указанное мостовое сооружение является участком автомобильной дороги.
Отсутствие <адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа "<адрес>" и отсутствие запланированных работ по установке столбиков в проекте организации дорожного движения <адрес> не освобождает Комитет от обязанности осуществлять дорожную деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Поскольку Комитет организует работу и осуществляет свои полномочия путем заключения муниципальных контрактов, суд возлагает на ответчика обязанность организовать работы по установке дорожных сигнальных столбиков в районе <адрес> в районе <адрес>А, а срок необходимо установить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ "Комитет по строительству Администрации <адрес>" о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать МУ "Комитет по строительству Администрации <адрес>" организовать работы по установке в районе <адрес> в районе <адрес>А, на участке автомобильной дороги над водопропускной трубой, заложенной по руслу ручья <адрес>, дорожные сигнальные столбики в соответствии с требованиями пункта 8.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Болотова Ж.Т.