дело № 2-4355/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пушкино 9 октября 2014 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Золотаревой О.В.
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М., С. к администрации г.Пушкино, администрации Пушкинского муниципального района о признании права на получении жилищной субсидии, обязании включить в список на получение субсидии,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании за ними права на получение субсидии в соответствии с Законом Московской области «Об обеспечении жилым помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» № 125/2006-ОЗ, обязании включить их в список на получении субсидии, взыскании морального вреда в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указали, что проживают в коммунальной квартире общей площадью 30,2 кв.м. по адресу: <адрес> 1983 года по настоящее время. <дата>. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. В семье два инвалида – С. является инвалидом с детства с <дата>., М. – инвалид с <дата>. В 2006 году, реализуя предоставленное им Законом Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» право, истцы предоставили в орган местного самоуправления соответствующие документы, включены в список лиц на получение жилищной субсидии. С 2012 года подавали в администрацию заявления с просьбой выдать субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, никаких ответов из администрации не получали, по указанным номерам телефонов сотрудники администрации с ними не связывались. В марте 2014 года, обратившись в администрацию, узнали, что в сформированный на 2014 год список на получение жилищной субсидии они не включены, никаких объяснений по этому поводу не получили. Считают, что действиями ответчиков нарушены их права, просят суд признать за ними право на получение субсидии и обязать ответчиков включить их в список лиц на получение жилищной субсидии. Также просят взыскать с ответчиков моральный вред в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании М., представляющая также интересы истца С. по доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, просила обязать ответчиков включить их в список на получение субсидии в 2015 году.
Представитель ответчика администрации г.Пушкино по доверенности У. оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что бюджет на 2014 год уже сформирован, целесообразно решить вопрос о включении истцов в список на получение субсидии в 2015 году.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района по доверенности Ш. также оставила решение вопроса на усмотрение суда, поддержала доводы представителя администрации г.Пушкино о целесообразности включения истцов в список на получение субсидии в 2015 году.
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д.137-138), представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что оснований для обеспечения истцов жилищной субсидией отсутствуют (л.д.31-35).
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. ст. 1 - 4.1 закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" для обеспечения жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 1 января 2005 года объем средств, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований Московской области, определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
При согласии гражданина, выраженном в письменной форме, мера социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета может быть реализована путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Органы местного самоуправления формируют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Настоящим Законом органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Московской области, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия) на неограниченный срок.
В ходе рассмотрения дела судом установлено.
С <дата> М. с семьей 4 человека (она, сын и две дочери) поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.49). С., являющийся инвалидом с детства, инвалидность установлена в 1989 году, с момента зачисления на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в сводный список отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на получение жилищной субсидии. М. включена в указанный список с момента установления ей инвалидности <дата>. До 2014 года истцы состояли в Сводном списке № 2 на получение жилищной субсидии.
С. и М., а также члены их семьи С., С. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, на жилой площади 23,2 кв.м. (л.д.141-143).
<дата>. администрация г.Пушкино Московской области направила ответ заявителям с отказом о включении их в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ и законом МО от 26.07.2006 N 125/2006-03 по тем основаниям, что документы, находящиеся в учетном деле (заявление, постановление) не соответствуют требованиям к документам, предъявляемым Министерством (л.д.6-7). Между тем, в материалы дела представлено учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы, представленные истцами, для включения их в Сводный список 2 на получение жилищной субсидии, включая справки, подтверждающие факт инвалидности, с указанием группы инвалидности, документы, подтверждающие факт установления инвалидности на момент постановки истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, решение органа местного самоуправления муниципального образования Московской области о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалида или семьи, имеющей детей-инвалидов, в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Кроме того, с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, С. включен в сводный список на получение жилищной субсидии, М. включена в указанный список после установления ей инвалидности в 1997 году. Таким образом, все необходимые документы, для включения их в сводный список на получение жилищной субсидии истцами были представлены, в противном случае, истцам следовало отказать во включении их в Сводный список, чего изначально сделано не было, в связи с чем, доводы ответчиков о том, что представленные истцами документы для включения их в Сводный список на получение жилищной субсидии не соответствуют требованиям, суд считает надуманными.
С. и М., состоящие на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включенные в Сводный льготный список № 2, согласились на получение Жилиной субсидии в 2013 году.
Исходя из изложенного, истцы, являющиеся инвалидами и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий с 1991 года, желают улучшить свои жилищные условия самостоятельно при условии получения федеральных субвенций.
Законодательством о социальной защите инвалидов предусмотрено предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения инвалидами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, признанных таковыми до 1 января 2005 года, при условии их обращения в орган местного самоуправления.
С. является инвалидом с детства с 1989 года (л.д.81), М. первоначально установлена инвалидность <дата>.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, руководствуясь ст. ст. 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. ст. 1 - 4.1 закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов" и в соответствии со ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г.Пушкино и Пушкинского муниципального района является незаконным.
Министерство строительного комплекса Московской области в данном случае не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан наделены органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд находит подлежащим удовлетворению требования истцов о выплате им компенсации морального вреда.
При определении суммы компенсации морального вреда суд руководствуется соображениями разумности и целесообразности, полагает возможным взыскать с ответчиков в качестве компенсации морального вреда в пользу истцов <данные изъяты> с каждого, учитывая состояние здоровья истцов – С. – инвалид с детства, самостоятельно не передвигается, М. – инвалид по онкологическому заболеванию, на протяжении более 20 лет истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, неоднократно обращались в органы местного самоуправления по вопросу выплаты им жилищной субсидии, будучи включенными в Список на получение такой субсидии, предоставив при этом все необходимые документы, и бездействие органов местного самоуправления в разрешении данной ситуации.
Суд считает обоснованными доводы ответчиков о включении истцов в Список № 2 на получение жилищной субсидии в 2015 году, поскольку сумма необходимой субсидии в текущем 2014 году в статье расходов бюджетом Московской области не предусмотрена. Истцы согласились на включении их в Список № 2 на получение жилищной субсидии в 2015 году.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск М., С. к администрации г.Пушкино, администрации Пушкинского муниципального района о признании права на получении жилищной субсидии, обязании включить в список на получение субсидии удовлетворить.
Признать за М., С. право на получение жилищной субсидии в 2015 году.
Обязать администрацию г.Пушкино, администрацию Пушкинского муниципального района включить М., С. в сформированный список на получение жилищной субсидии в 2015 году.
Взыскать с администрации г.Пушкино, администрации Пушкинского муниципального района в пользу М., С. моральный вред в размере <данные изъяты>
В удовлетворении иска М., С. к Министерству строительного комплекса Московской области о признании права на получении жилищной субсидии, обязании включить в список на получение субсидии отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: