Дело № 12-117/2015
РЕШЕНИЕ
29 декабря 2015 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Федотова М.В., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу Каракчиевой И.И., должностного лица, вынесшего постановление, Коюшева С.Н., рассмотрев жалобу Каракчиевой И.И., главы администрации сельского поселения «<...>»,
об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н. от <дата> о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Каракчиева И.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н. от <дата> ХХХ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере <...> так как считает, что меры для соблюдения экологических и санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления принимаются, а именно: утверждена схема места размещения сбора мусора и твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО) возле <адрес>, куда производится вывоз мусора, ввиду отсутствия полигона на территории Корткеросского района. Свалка в <адрес> функционирует более <...> лет, в настоящее время наложен запрет на вывоз мусора, она ежегодно рекультивируется, на что в <дата> затрачено <...> руб., кроме того утилизацией ТБО занимается администрация МР «Корткеросский».
В судебном заседании Каракчиева И.И. поддержала жалобу и пояснила, что ею принимаются меры по исполнению полномочий по сбору и вывозу мусора и ТБО, для чего администрацией поселения с <дата> года заключаются договоры на оказание услуг по очистке территории поселения от мусора, в том числе по сбору и вывозу мешкоов с мусором и отходами от населения. В местах несанкционированных свалок, организованных населением, установлены информационные и запрещающие аншлаги. Ежегодно, в том числе в <дата> году, администрацией организуется проведение работ по рекультивации указанной в обжалуемом постановлении свалки. Однако население все равно вывозит на данное место отходы.
Заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшев С.Н. с жалобой согласился, пояснив, что факт нарушения выявлен при совместной проверке с Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой. Администрация СП «<адрес>» приняла от администрации МР «Корткеросский» полномочия по вывозу отходов, однако ввиду отсутствия на территории Корткеросского района оборудованного в соответствии с нормами законодательства места для складирования и размещения отходов – полигонов и площадок, фактически исполнять эти обязанности не может. Между тем, постановление о привлечении Каракчиевой к административной ответственности им вынесено в связи с установлением самого факта несанкционированной свалки. Указал, что не возражает против (при возможности) переквалифицирования действий Каракчиевой по ст. 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), также не возражает против объявления Каракчиевой устного замечания или предупреждения.
Заслушав главу СП «<адрес>» Каракчиеву И.И., заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н. от <дата> ХХХ Каракчиева И.И., глава СП «<адрес>», подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <...> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, то есть за несоблюдение экологических и санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Из протокола ХХХ об административном правонарушении, составленного <дата> заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшевым С.Н., следует, что в период с <дата> по <дата>, Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Республики Коми, под руководством старшего помощника природоохранного межрайонного прокурора ФИО1, с участием консультанта отдела государственного экологического контроля Управления госконтроля за природопользованием и охраной окружающей среды Минприроды Республики Коми ФИО2, руководителя Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Минприроды РК Коюшева С.Н. в присутствии главы СП «<адрес>» Каракчиевой И.И. проведена выездная проверка по публикации в средствах массовой информации статьи «<...>», размещенной на сайте интернет-журнала «<...>» от <дата>, о несанкционированном складировании отходов деревообработки на территории Корткеросского района.
В ходе проверки установлено, что на участке в <адрес>, примерно в <...> от поселка, выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов лесопиления. Отходы размещены навалом на открытой территории, непосредственно на грунт. Состав отходов: опилки древесные, крупногабаритные отходы мебели-в единичном случае, стекло, упаковочные материалы из бумаги и картона из под продуктов и промышленных товаров, бытовой химии, отходы из жилищ несортированные, пластиковая и стеклянная тара, целофан. Площадь загрязненного участка - не менее <...>. Общий объем размещенных отходов - около <...>, из них опилки составляют примерно <...> Все отходы являются отходами <...> классов опасности для окружающей природной среды. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории сельского поселения организован более <...> лет, т.е. осуществляется размещение отходов: накопление отходов на данном участке свалки уплотняется и частично закрывается слоем грунта, т.е. идет процесс изоляции ТБО от поверхности земли. В связи с чем нарушены ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ от 10.01.2002, п. 5, п. 7 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, протокол об административном правонарушении указывает на наличие несанкционированной свалки, находящейся в <...> от <адрес>, где осуществляется размещение отходов.
Установленные заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н. обстоятельства послужили основанием для привлечения главы СП «Приозерный» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 29 Устава СП «Приозерный» глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и руководит его администрацией на принципе единоначалия.
Административное наказание назначено Каракчиевой И.И. в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом под бездействием понимается невыполнение виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правовыми нормами.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями пп. 5, 7 ст.12, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
В силу п. 18 ч. 1, ч. 3, 4, ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», Приложения к решению Совета СП «Приозерный» от 11.03.2015 № III-27/2 «О принятии к осуществлению части полномочий муниципального образования муниципального района «Корткеросский» на 2015 год» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Из материалов дела следует, что свалка отходов, расположенная в <...> от <адрес>, образовалась вследствие противоправных действий граждан (выбрасывания в не установленном для этих целей месте мусора), не являвшихся собственниками земельного участка, на котором находится свалка, а также по другим причинам, поскольку утилизацией ТБО занимается администрация муниципального района.
Данное обстоятельство подтверждается также пояснениями Каракчиевой И.И. и Коюшева С.Н., данными в судебном заседании.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, в данном случае - сельского поселения. При этом принадлежность земельного участка, на котором осуществляется несанкционированная свалка в <...> от <адрес>, находится в пределах административной территории сельского поселения «<адрес>
Помимо собственно полномочий по установлению порядка сбора отходов на территориях муниципальных образований, как элемента организации деятельности в области обращения с отходами, органы местного самоуправления реализуют также и иные полномочия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды, в частности связанные с вывозом мусора и отходов в специально отведенное для этого место, определенное постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ «О предоставлении земельного участка администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» в постоянное (бессрочное) пользование» временного хранения твердых бытовых отходов, актом выбора земельного участка под обустройство объекта: участок временного хранения твердых бытовых отходов с подъездом в д. <адрес> Республики Коми.
Утвержденная постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ целевая муниципальная Программа «Отходы» на <...> год свидетельствует о том, что администрации муниципальных образований сельских поселений входят в круг исполнителей долгосрочной целевой программы. В программе отражено о наличии на территории района эксплуатации одного полигона ТБО в <адрес> и временные площадки размещения отходов на территории сельских поселений.
Факт наличия несанкционированной свалки, которая ежегодно очищается и рекультивируется, главой администрации сельского поселения Каракчиевой И.И. не опровергается.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
По общему правилу право собственности на отходы, которые находятся на земельном участке, возникает у его собственника.
В то же время, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном порядке (ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая то, что свалка была образована в результате противоправных действий граждан (выбрасывания в не установленном для этих целей месте мусора) на территории сельского поселения «<адрес>», суд приходит к выводу, что Каракчиева И.И. как глава муниципального образования в силу должностных обязанностей должна обеспечивать мероприятия по своевременному вывозу бытовых отходов в специализированные места их хранения, требовать выполнение условий договора по вывозу отходов и мусора от подрядных организаций, с которыми заключены соответствующие договоры, и несет ответственность по сбору и вывозу отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, поскольку эти отходы являются собственностью муниципального образования.
При этом, решением Корткеросского районного суда РК от <дата> по гражданскому делу ХХХ на администрацию СП «Приозерный» возложена обязанность в срок до <дата> принять меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения, расположенного в <...> от <адрес> площадью около <...> в районе точки с координатами ХХХ
Данное судебное решение имеется в материалах административного дела Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 1.4 КоАП РФ установлен признак равенства участников производства по делу об административном правонарушении перед законом. Данный принцип подразумевает наличие у привлекаемого к административной ответственности лица права представлять доказательства своей невиновности на любой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности. Отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава административного правонарушения
Следовательно, глава администрации СП «Приозерный» на момент составления протокола об административном правонарушении не могла иметь умысла на невыполнение возложенных обязанностей ранее срока, установленного судом для добровольного устранения данных нарушений.
Доводы заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н. о том, что Каракчиеву И.И. надлежало привлечь к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, являются несостоятельным, поскольку диспозиция данной нормы предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований к объектам капитального строительства.
При установленных судом обстоятельствах, суд считает, что при наличии события административного правонарушения, выразившегося в виде наличия несанкционированной свалки в <...> от <адрес>, где происходит размещение отходов, и с учетом решения Корткеросского районного суда от <дата>, установившего срок для устранения выявленного нарушения, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения «<адрес>» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Корткеросского района Коюшева С.Н. от <дата> ХХХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы администрации сельского поселения «<адрес>», отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение судьи по жалобе на постановление может быть обжалованы в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Федотова М.В.