Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1660/2017 от 26.10.2017

Дело № 12-1660/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

05 декабря 2017 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,

при секретаре Кролевецком А.А.,

с участием защитника Кузнецовой С.А., представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Головиной Н.А., Парнищевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сычева Вячеслава Алексеевича на постановление №З-226/2017 от 13 октября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области №З-226/2017 от 13.10.2017 года должностное лицо государственного заказчика – начальник ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Амурской области (на момент совершения противоправного действия (бездействия) замещавший должность временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Амурской области) Сычев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Сычев В.А. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указав, что в материалах дела, равно как и в тексте оспариваемого постановления отсутствуют документы и ссылки на обстоятельства виновности Сычева В.А. В ходе рассмотрения дела представителем и в письменных пояснениях озвучивались причины не размещения государственных заказов у субъектов малого предпринимательства в объеме, предусмотренном действующим законодательством, а также доводы о привлечении УФАС по Амурской области ненадлежащего лица по данному делу, однако они не были учтены при рассмотрении дела об административном правонарушении. Выводы УФАС по Амурской области о виновности в совершении административного правонарушения Сычевым В.А. основываются на том, что в 2016 году учреждение (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области) провело конкурентным способом 22 закупки, и из них 17 (что составляет 77,3 % от общего количества размещенных закупок) было осуществлено в период, когда Сычев В.А. временно исполнял обязанности начальника учреждения, поэтому именно он является ответственным за указанное правонарушение должностным лицом государственного заказчика. Данные выводы ошибочны в части определения виновного должностного лица. Действительно, Сычевым В.А. исполнялись обязанности начальника учреждения в 2016 году в период отсутствия начальника следственного изолятора Меркулова А.А. на основании приказов УФСИН России по Амурской области в следующие периоды: с 15.04.2016 г. по 10.05.2016 г., с 05.09.2016 г. по 02.11.2016 г. (всего суммарно около трех месяцев 2016 года). Однако план - график осуществления закупок с определением времени их проведения, а также способа определения поставщика был составлен, утвержден и размещен на официальном сайте по гос.закупкам в январе 2016 года. Кроме того, эти 17 закупок конкурентным способом состоялись на общую сумму 606,6 тыс.руб., из них 6 закупок на сумму 140,1 тыс.руб. были осуществлены у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что составляет 23,1 % от общей суммы заключенных контрактов за период исполнения заявителем обязанностей руководителя. Оставшиеся 5 закупок были проведены на общую сумму 1145,79 тыс.руб. в период, когда Сычев В.А. не исполнял обязанности руководителя. Кроме того, из них не было ни одной закупки осуществлено у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, Сычевым В.А. принимались все меры, необходимые для осуществления возложенных на него функций в период временного исполнения им обязанностей начальника учреждения. Однако указанный довод Амурским УФАС необоснованно оставлен без рассмотрения. Кроме того, на время совершения административного правонарушения - 01.01.2017 г. – Сычев В.А. не исполнял обязанности по должности начальника учреждения. Также, установив отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, административный орган не принял во внимание недопущение заявителем подобного правонарушения ранее, не применил надлежащим образом нормы КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Сычева В.А. -Кузнецова С.А. на доводах жалобы настаивала в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что УФАС по Амурской области при рассмотрении административного дела и определения виновного лица был учтен только «количественный фактор», т.е. тот факт, что из 22-х закупок, проведенных конкурентоспособным способом, 17 были проведены в тот период, когда обязанности начальника учреждения исполнял Сычев В.А. Однако не учтен «качественный фактор», а именно, что эти закупки были не на крупные суммы, на общую сумму 416,9 тыс. рублей. Причем именно из этого числа закупок 6 были осуществлены у субъектов малого предпринимательства на общую сумму 140,1 тыс. рублей. В общей сложности, если брать в расчет период, когда обязанности начальника учреждения осуществлял Сычев В.А., закупки у СМП были выполнены в размере 23 % от общей суммы контрактов. В то время как другие 5 закупок состоялись на общую сумму 1082,34 тыс. рублей. В период их размещения Сычев обязанности руководителя не исполнял. Кроме того, из этих пяти закупок ни одной не было размещено у субъектов малого предпринимательства. Проведя анализ закупок на официальном сайте, используя данные реестра закупок, реестра контрактов, находящихся в общем доступе, составлена таблица по закупочной деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области за 2016 год, которая отражает данные факты. Таким образом, УФАС по Амурской области неверно определено должностное лицо, подлежащее ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ. При этом до июня 2016 г. в учреждении обязанности контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области были возложены приказом от 11.01.2016 г. на старшего юрисконсульта юридической группы ИА, который был уволен 08.06.2016 г. После его увольнения в соответствии с протоколом совещания ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области от 17.06.2016 г., представленным УФАС по Амурской области в ходе рассмотрения настоящего дела в отношении Сычева А.А., начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Меркуловым А.А. доведен до личного состава устный приказ о том, что в связи с увольнением старшего юрисконсульта юридической группы, обязанности контрактного управляющего возложены на АА Помимо этого, начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 01.11.2016 г. был издан письменный приказ о возложении на АА обязанностей по должности контрактного управляющего в сфере закупок товаров, услуг, работ для обеспечения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. Кроме того, УФАС по Амурской области рассматривалось дело об административном правонарушении в отношении начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Меркулова А.А. по приведенным в оспариваемом постановлении обстоятельствам, в связи с чем в августе 2017 г. Меркулов А.А. обращался в УФАС по Амурской области для подготовки мотивированных возражений и пояснений по существу дела относительно привлечения его к административной ответственности по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Головина Н.А., Парнищева М.М. возражали против удовлетворения жалобы, указывая на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

В судебное заседание не явился заявитель жалобы Сычев В.А., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения поданной жалобы, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не представил.

Руководствуясь положениями ст.25.1 КоАП РФ суд определил рассмотреть поданную жалобу в отсутствии неявившегося лица.

Выслушав пояснения присутствующих сторон, проверив с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, определяется по сумме заключенных контрактов. В случае, если оплата контракта осуществляется поэтапно в различные финансовые годы, то стоимость каждого этапа контракта учитывается в годовом объеме закупок того года, в котором осуществлена оплата данного этапа контракта.

Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Из материалов дела следует, что 28 марта 2017 года ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Амурской области в соответствии с требованиями части 4 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе размещен в информационной системе официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru отчет подготовлен и размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год.

Согласно данному отчету, совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, составил за 2016 год 1752,29 тыс. рублей. Следовательно, у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций Заказчиком должно быть размещено не менее 262,84 тыс. рублей (15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1. статьи 30 Закона о контрактной системе).

В опубликованном отчете указано, что фактически Заказчиком размещено закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций за 2016 год в размере 140,06 тыс. рублей, что составило 7,99% и не соответствует требованиям части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Уставом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области предусмотрено, что учреждение осуществляет функции государственного заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке, установленном законодательством Российской федерации (п. 2.5.2).

Текущее руководство деятельность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области осуществляет начальник Учреждения (п. 3.10).

Непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством Российской федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и Уставом осуществляет начальник Учреждения (п. 4.4).

Начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и распределяет функциональные обязанности между заместителями начальника Учреждения и начальниками структурных подразделений учреждения, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Учреждение задач и функций, обеспечивает организацию исполнения законодательства Российской федерации по вопросам деятельности следственного изолятора, соблюдения государственной штатной и финансовой дисциплины, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (п. 4.6).

Таким образом, в полномочия начальника Учреждения входит, в том числе обязанность по осуществлению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок.

Привлекая Сычёва В.А. к административной ответственности за нарушение ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за весь 2016 год, руководитель УФАС по Амурской области исходил из того, что в 2016 году учреждение провело конкурентным способом 22 закупки и из них 17 (что составляет 77,3% от общего количества размещенных закупок) было осуществлено в период, когда Сычев В.А. временно исполнял обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, и именно он является ответственным за вышеуказанное нарушение должностным лицом государственного заказчика.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Санкция ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за данное правонарушение должностных лиц заказчика.

Однако, в нарушение п. п. 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ, разрешая дело об административном правонарушении, должностное лицо не учел, что предусмотренный законом объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций рассчитывается исходя из совокупного годового объема закупок, а также, что с учетом временных ограничений исходя из периода времени исполнения обязанностей по должности начальника следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Сычев В.А. не обладал полномочиями по осуществлению для нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок.

Согласно представленным в материалы дела приказам начальника, врио начальника УФСИН России по Амурской области №101-лс от 15.04.2016 г., №264-лс от 09.08.2016 г., №268-лс от 12.08.2016 г. в связи с убытием в очередной отпуск начальника следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Меркулова А.А. на период его отсутствия временное исполнение обязанностей по должности начальника следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области были возложены на заместителя начальника Сычёва В.А. с : 15.04.2016 г. по 10.05.2016 г.; с 01.09.2016г. по 28.10.2016г., с 05.09.2016 г. по 02.11.2016 г.

Как усматривается из представленных материалов административного дела, Сычев В.А. заявлял об этом обстоятельстве при рассмотрении дела об административном правонарушении в письменных пояснениях от 04.09.2017 г.

При этом, в течение всего 2016 года, за исключением указанных выше периодов, обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области исполнял непосредственно Меркулов А.А., в том числе с 03.11.2016 г., следовательно, и с этого времени Сычев В.А. не обладал полномочиями по осуществлению для нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок

В соответствии с приказом №85-лс от 29.03.2017 г. начальник следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Меркулов А.А. прекратил службы в уголовно-исполнительной системе 31.03.2017 г.

Кроме того, согласно представленным материалам дела, до июня 2016 г. в учреждении обязанности контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области были возложены приказом от 11.01.2016 г. на старшего юрисконсульта юридической группы ИА, который был уволен 08.06.2016 г. После его увольнения в соответствии с протоколом совещания ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области от 17.06.2016 г., представленным УФАС по Амурской области в ходе рассмотрения настоящего дела в отношении Сычева А.А., начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Меркуловым А.А. доведен до личного состава устный приказ о том, что в связи с увольнением старшего юрисконсульта юридической группы, обязанности контрактного управляющего возложены на АА Помимо этого, начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 01.11.2016 г. был издан письменный приказ о возложении на АА обязанностей по должности контрактного управляющего в сфере закупок товаров, услуг, работ для обеспечения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.

Помимо этого, как следует из пояснений защитника в ходе рассмотрения настоящей жалобы УФАС по Амурской области первоначально рассматривалось дело об административном правонарушении в отношении начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Меркулова А.А. по приведенным в оспариваемом постановлении обстоятельствам, в связи с чем в августе 2017 г. Меркулов А.А. обращался в УФАС по Амурской области для подготовки мотивированных возражений и пояснений по существу дела относительно привлечения его к административной ответственности по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.

Между тем административным органом не опровергнуты вышеуказанные доводы защитника.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В этой связи вина должностного лица в силу требований названных норм КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, а также в установлении события и объективной стороны состава правонарушения, его нормативного обоснования.

Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление факта события и признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приведенные доказательства порождают неустранимые сомнения в виновности Сычева В.А. в нарушении части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе и совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Таким образом, рассмотрение дела не может быть признано всесторонним, полным и объективным, и, соответственно, привлечение Сычева А.А. к административной ответственности по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление №3-226/2017 от 13 октября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Сычева Вячеслава Алексеевича, замещавшего должность временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Амурской области отменить. Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Н.З. Кургунова

12-1660/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Сычев Вячеслав Алексеевич
Другие
Кузнецова Светлана Алексеевна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Кургунова Н.З.
Статьи

КоАП: ст. 7.30 ч.11

Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
27.10.2017Материалы переданы в производство судье
23.11.2017Судебное заседание
05.12.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее