Дело № 2-2084/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2013 года
Ленинградский районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Хлебниковой И.Ю.
при секретаре Ивановой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саломатиной Е.Т., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Саломатина Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Саломатина И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации городского округа «город Калининград», ОАО «Калининградагрострой» о признании права собственности, в порядке приватизации, на жилое помещение – комнату № в доме <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Саломатина Е.Т. обратилась в суд с данным иском к администрации городского округа «город Калининград», указывая, что является нанимателем жилого помещения <адрес>. Комната изолированная и имеет жилую площадь 23,4 кв. м. Вместе с истицей в жилом помещении проживают несовершеннолетние дети Саломатин Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Саломатин И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как указала истица, она приняла решение приватизировать занимаемое жилое помещение по договору найма с передачей комнаты в собственность. Общежитие находится на балансе ОАО «Калининградагрострой». Ранее истица право на приватизацию жилья не использовала. Бывший собственник общежития – ОАО «Калининградагрострой» не возражает против передачи комнаты в собственность истицы, однако, не имеет полномочий на подписание договора приватизации, т. к. общежитие было передано муниципалитету. Однако, Бюро приватизации жилищного фонда городского округа «город Калининград» не принимает документы на приватизацию жилья, т.к. администрация городского округа «город Калининград» на баланс общежитие не приняла. Считает, что в результате вое право на приватизацию истица не может реализовать по не зависящим от нее обстоятельствам. С учетом изложенных обстоятельств, положений ст. ст. 2, 6, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 12 ГК РФ, истица обратилась с настоящими требованиями.
В процессе рассмотрения к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОАО «Калининградагрострой», в качестве третьего лица по делу – Управление Росреестра по Калининградской области.
На судебном заседании представитель истицы поддержала исковые требования полностью по изложенным основаниям, и дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также представитель Саломатиной Е.Т. указала, что указанная комната в общежитии ОАО «Калининградагрострой» была предоставлена Саломатиной Е.Т. по ее просьбе руководством ОАО «Калининградагрострой». На дату настоящего рассмотрения между ОАО «Калининградагрострой» и Саломатиной Е.Т. заключен договор найма нанимаемой ею комнаты. После предоставления Саломатиной Е.Т. данной комнаты у нее родились дети, которые были вселены в жилое помещение – комнату №, прописаны в данной комнате и проживают в ней. Договор найма спорной комнаты заключался с Саломатиной руководителем ОАО «Калининградагрострой», к руководителю ОАО «Калининградагрострой» истица обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения, жилое помещение предоставлялось Саломатиной ОАО «Калининградагрострой». Другого жилого помещения на территории Калининградской области у Саломатиной Е.Т. и ее детей не имеется, также они не являются собственниками жилых помещений. Саломатина (Халитова) прибыла в г. Калининград из <адрес>, там она также не участвовала в приватизации жилья. В трудовых отношениях с ОАО «Калининградагрострой» Саломатина не состояла, также не состояла и не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в г. Калининграде. Администрацией ГО «город Калининград» данная комната не предоставлялась, договор социального найма с Саломатиной не заключался. Полагает, что Саломатина и ее малолетние дети имеют право на приобретение занимаемого жилья в собственность в силу того, что не имеют в собственности другого жилого помещения.
Представитель ОАО «Калининградагрострой» на судебном заседании просил разрешить заявление Саломатиной Е.Т. на усмотрение суда, с учетом требований законодательства РФ, представил письменный отзыв на иск.
Представитель администрации городского округа «город Калининград», на судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания администрация городского округа «город Калининград» извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, представила письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Калининградской области на судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в процессе рассмотрения, не оспаривалось сторонами и следует из являющегося общеизвестным вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, на основании Постановления главы администрации Калининградской области № 123 от 14.11.1991 г., Решения Исполкома Ленинградского района г. Калининграда № 8 от 14.01.1992 г. Областное кооперативно-государственное объединение «Калининградагропромстрой» преобразовано в Кооперативно-государственное объединение Калининградагрострой». Объединение «Калининградагрострой», в свою очередь в соответствии с решением райисполкома № 453 от 05.04.1993 г. было преобразовано в АОЗТ «Калининградагрострой». АОЗТ «Калининградагрострой» учреждено на основании протокола № 2 от 06.06.1994 г., в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Указом Президента РФ от 07.07.1992 г. № 748 «Об акционерной производственно-проектной агростроительной корпорации «Нечерноземагропромстрой», Законами РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Постановлением Президиум Верховного Совета РФ от 01.06.1993 г. № 5309-1 и Постановлением Правительства от 29.03.1994 г. № 179 «Об особенностях преобразования в акционерное обществ кооперативно-государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе». АООТ «Калининградагрострой» является правопреемником кооперативно-государственного объединения «Калининградаагрострой» и АО «Калипинградагрострой». Впоследствии было изменено наименование «Калининградагрострой» на ОАО «Калининградагрострой». Имущество – общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 2327,5 кв.м., учтенное ранее за Объединением «Калининградагропромстрой», в течение длительного времени находилось на балансе ОАО «Калининградагрострой».
Факт реорганизации Объединения «Калининградагропромстрой» в АО «Калининградагрострой», а впоследствии в ОАО «Калининградагрострой» подтверждается Уставом Общества, решениями органа исполнительной власти, свидетельствами: о регистрации предприятия № ДД.ММ.ГГГГ, о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ №. Как установлено, все имущество Областного кооперативно-государственного объединения «Калининградагропромстрой» в порядке универсального правопреемства перешло к ОАО «Калининградагрострой», в том числе общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 2327,5 кв. м. На общежитие по адресу: <адрес> имеется технический паспорт, в котором имеется отметка, что объект учтен ДД.ММ.ГГГГ за Областным кооперативно-государственным объединением «Калининградагропромстрой». Также арбитражный суд установил, что из представленного в материалы дела плана приватизации КГО «Калининградагрострой» следует, что общежитие по <адрес> не вошло в план приватизации ОАО «Калининградагрострой», а было передано ему в хозяйственное ведение и управление до момента передачи в муниципальную собственность. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 01.07.1993 г. № 5309-1, Постановлению Правительства РФ от 29.03.1994 г. № 179, государственно-кооперативные предприятия, организации и их объединения подлежали преобразованию в акционерные общества открытого типа с выделением в уставном капитале доли государства и доли пайщиков; приватизация государственной доли в имуществе кооперативно-государственных организаций осуществлялась на условиях, установленных Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» и государственной программой приватизации государственных муниципальных предприятий в РФ, а также Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов, предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708. В соответствии с п. 8 Положения о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.1994 г. № 179, в уставный капитал общества не включается имущество, для которого установлен особый режим приватизации (жилищный фонд и объекты социально-бытового и культурного назначения). Указанное имущество может передаваться обществу в пользование по договору или в ведение органов исполнительной власти. Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что общежитие по адресу: <адрес>, не подлежит приватизации.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационного и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Указанные объекты относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия)».
Согласно ст. ст. 2, 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.. . приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц; при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Таким образом, из смысла указанного закона вытекает, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно Обзора судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал ДД.ММ.ГГГГ утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2005 г., в случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно, нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Указанными выше нормами, действующими с 23.12.1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, при приватизации Областного кооперативно-государственного объединения «Калининградагропромстрой» жилищный фонд, в том числе, здание общежития по <адрес>, подлежал передаче в муниципальную собственность. Вместе с тем, как изложено выше, включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», на данные правоотношения должны распространяться положения законодательства, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Исходя из вышеуказанной нормы можно сделать вывод о том, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органов местного самоуправления, об исключении соответствующего жилого дома из специализированного жилищного фонда, не препятствуют осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, нарушение требований законодательства об обязательной передаче при приватизации кооперативно-государственного объединения «Калининградагропромстрой» в муниципальную собственность принадлежащего указанному объединению общежития по <адрес> не должно препятствовать правам лиц, вселившихся и проживающих в жилых помещениях данного общежития до приватизации государственно-кооперативного предприятия, на передачу им в собственность занимаемого ими жилого помещения, поскольку в случае передачи его в соответствии с требованиями законодательства в муниципальную собственность на данное жилое помещение распространялись бы положения договора социального найма и, следовательно, указанные лица имели бы право на приватизацию жилого помещения.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что лицо, в установленном законом порядке вселенное в жилое помещение общежития, принадлежавшего государственному или муниципальному предприятию, т. е. до приватизации данного предприятия (в период до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящем деле), и не переданного в соответствии с требованиями законодательства РФ в ведение органов местного самоуправления, вправе приобрести в собственность занимаемое жилое помещение, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Как установлено в судебном заседании, видно из представленных документов, Саломатина (Халитова) Е.Т. была вселена в жилое помещение, расположенное в доме <адрес> и зарегистрирован в комнате № ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, в период, когда здание № по <адрес> было передано ОАО «Калининградагрострой» в хозяйственное ведение.
Как видно из пояснений представителя истицы, указанное жилое помещение было предоставлено Саломатиной (Халитовой) Е.Т. на основании ее заявления в адрес руководителя ОАО «Калининградагрострой» о поселении для проживания в жилое помещение по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Саломатина (Халитова) Е.Т. была зарегистрирована в комнате <адрес>, договор найма жилого помещения, в том числе, договор социального найма, между Саломатиной (Халитовой) Е.Т. и ОАО «Калининградагрострой» в отношении предоставления для проживания жилого помещения в здании общежития ОАО «Калининградагрострой» - комнаты <адрес>, - не заключался до обращения истицы с настоящим иском.
Поскольку указанное здание общежития подлежало передаче в муниципальную собственность, в силу вышеизложенных обстоятельств, в отношении данного здания подлежал распространению и порядок вселения в жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, установленный действовавшим до 01.03.2005 г. ЖК РСФСР – статьями 28 - 31 Жилищного Кодекса РСФСР, предусматривающими порядок и основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, установление нуждаемость в жилье, очередности предоставления жилья.
Как видно из представленных документов, пояснений сторон, и не оспаривалось истицей, жилое помещение в доме № по <адрес> было предоставлено Саломатиной Е.Т. в нарушение действовавшего порядка: истица не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, не состояла на учете нуждающихся в жилье, в нарушение требований ст. 48 ЖК РСФСР, ордер на занятие жилого помещения Саломатиной (Халитовой) Е.Т. не выдавался, договор социального найма жилого помещения с истицей не заключался и не заключен до настоящего времени. Если принимать во внимание тот факт, что здание <адрес> на момент вселения Саломатиной (Халитовой) Е.Т. имело статус общежития, поскольку ЖК РФ, Федеральный Закон РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» и его ст. 7, не были приняты и, соответственно, не действовали, то основанием для вселения Саломатиной (Халитовой) Е.Т. в жилое помещение в общежитии являлось наличие трудовых отношений с собственником общежития и, также, нуждаемость истицы в жилых помещениях, соблюдение установленного порядка представления жилья в общежитии. И при изложенных обстоятельствах суд считает установленным, что жилое помещение было предоставлено Саломатиной (Халитовой) Е.Т. в нарушение установленного порядка предоставления жилья в общежитии. Кроме того, как видно искового заявления и пояснений, данных представителем истицы, Саломатиной (Халитовой) Е.Т. было известно, что предоставляемое ей жилье, как и здание <адрес> не находится в муниципальной собственности и напходится в ведении и на балансе ОАО «Калининградагрострой».
При вышеизложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что права пользования жилым помещением - комнатой <адрес>, на условиях по договора социального найма, включая право на приобретение жилого помещения в собственность на условиях, определенных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Саломатина (Халитова) Е.Т. не приобрела. Соответственно, не приобрели права на жилое помещение и вселенные истицей несовершеннолетние дети – Саломатин Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Саломатин И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании этого исковые требования Саломатиной Е.Т. о признании за ней и несовершеннолетними детьми права собственности, в порядке приватизации, на изолированное жилое помещение – комнату <адрес>, – удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 – 197 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Саломатиной Е.Т., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Саломатина Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Саломатина И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации городского округа «город Калининград», ОАО «Калининградагрострой» о признании права собственности, в порядке приватизации, на жилое помещение – комнату <адрес>, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2013 года.
Судья: