Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6878/2014 ~ М-5976/2014 от 06.11.2014

Дело №2-6878/14

Строка №62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.

при секретаре Степанцовой Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Дьяконовой 1ИО, Немцевой 2ИО и Носова 3ИО о признании незаконными действий Управы Центрального района городского округа г. Воронеж об отложении вопроса об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> и о возложении обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной УГА администрации городского округа г. Воронеж от 23 июня 2014 года,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд, указывая, что являются сособственниками жилого дома <адрес>. Принадлежащий им жилой дом расположен на земельном участке, площадь которого в настоящее время, согласно плана границ составляет 284 кв.м. указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, однако, его границы не определены, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Для внесения сведений в кадастр недвижимости о границах земельного участка, заявители начали работы по его межеванию. Письмом УГА от 23 июня 2014 года согласована схема расположения земельного участка с закреплением определенных границ. Для утверждения указанной схемы, заявителями подано соответствующее заявление в Управу Центрального района городского округа г. Воронеж. Письмом от 14 августа 2014 года, заявителям сообщено, что управа откладывает утверждение схемы, представленной заявителями до внесения изменений в Решение Воронежской городской Думы №91 от 16 мая 2007 года. Полагая свои права нарушенными, заявители обратились в суд, просят признать незаконными действия Управы района и обязать утвердить схему расположения земельного участка с определенными качественными характеристиками (л.д.9-15).

В судебном заседании представитель заявителя Дьяконовой 1ИО по доверенности Милютин Е.А. доводы своего доверителя поддержал.

Заявители Дьяконова 1ИО, Немцева 2ИО и Носов 3ИО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.

Управа Центрального района городского округа г. Воронеж о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.56), не направила в суд своего представителя, причины неявки суду не известны.

Заинтересованные лица Андреева 4ИО. и Ясырев 5ИО не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.

Заинтересованные лица ДИЗО Воронежской области, Хатуаев 6ИО Струкова 7ИО, Карпова 8ИО Хатуаев 9ИО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. ДИЗО Воронежской области представлены письменные пояснения по делу (л.д. 62-64).

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении данной категории дел по существу, суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 п. 25).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ст. 249 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявители являются собственниками дома <адрес> (л.д.17-26). Домовладение, находящиеся в собственности заявителей, расположено на земельном участке площадью 284 кв.м. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 22 ноября 2005 года (л.д.27). При постановке на кадастровый учет границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены не были. В целях уточнения границ и площади земельного участка, заявителями проведены работы по межеванию, согласована схема расположения земельного участка (л.д.30-31).

Управа района городского округа (далее - управа района) является территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым постановлением администрации городского округа (ст. 49 Постановления Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I (ред. от 27.03.2013) "Об Уставе городского округа город Воронеж").

В силу п. 3.4.5 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 27.11.2012 N 1018 (ред. от 16.05.2014) "Об утверждении Положения об управе Центрального района городского округа город Воронеж", управа района утверждает в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории:

- для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, огородничества и благоустройства в секторе индивидуальной жилой застройки;

- для проектирования и строительства индивидуальных жилых домов до трех этажей включительно, предназначенных для проживания одной семьи, многоквартирных блокированных домов с количеством квартир не более двух, объектов хозяйственного назначения, отдельно стоящих индивидуальных гаражей для индивидуальных легковых автомобилей в секторе индивидуальной жилой застройки, а также схемы расположения земельных участков, фактически занимаемых указанными выше объектами, а также индивидуальными жилыми домами до трех этажей включительно, находящимися в общей долевой собственности, с количеством изолированных жилых помещений, имеющих самостоятельный выход на земельный участок, не более четырех при общей площади дома не более 300 кв. м.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Воронежской городской Думы №91-II от 16 мая 2007 года установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства – 0,03 га.

В силу положений части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Из системного толкования приведенных законоположений в их взаимосвязи, следует, что требования о предельных минимальных размерах земельных участков, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, применимы только к случаям предоставления в собственность земельных участков, а также к тем случаям, когда речь идет о постановке на кадастровый учет вновь образуемого или преобразуемого путем выделения или раздела земельного участка.

В данном случае, судом установлено, что постановка на кадастровый учет была осуществлена ранее, но без указания на его конкретные границы. Заявители обращаются за утверждением схемы расположения земельного участка для целей последующего кадастрового учета в связи с уточнением границ и площади земельного участка. Соответственно, минимальные нормы предоставления земельных участков, установленные Решением Воронежской городской Думы, к этой ситуации не применимы.

Также судом учитывается, что земельный участок, находящийся в пользовании заявителей, граничит с земельными участками и по <адрес>, в отношении которых ранее проведен кадастровый учет, работы по межеванию и сведения об их границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми выписками, копии которых имеются в материалах дела (л.д.33-46).

Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый     учет в ноябре 2005 года, после постановки на учет изменение его границ в результате его преобразования не производилось, требования, установленные Решением Воронежской городской Думы от 16 мая 2007 года, на правоотношения возникшие ранее, распространяться не могут.

Одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг, установленным пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) является правомерность их предоставления.

В соответствии со ст. 9 Закона перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

До настоящего времени указанный перечень Воронежской городской Думой не утвержден.

Кроме того, в силу статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры муниципальных услуг. Указанный реестр до настоящего времени также не сформирован и не установлен администрацией городского округа город Воронеж.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления на основании заявления граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Аналогичная обязанность органа местного самоуправления предусмотрена пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.

Таким образом, земельным законодательством закреплена обязанность органа местного самоуправления в случаях, установленных Кодексом, утверждать и выдавать лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании их заявления.

Из изложенного следует, что Управа центрального района городского округа г. Воронеж, как орган, которому делегированы полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, обязано принять подобное решение. При этом, учитывая требования Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава городского округа г. Воронеж, Управе района не предоставлено право откладывать утверждение представленной схемы на неопределенный срок.

На основании поданного заявления и подготовленных органом местного самоуправления документов исполнительным органом государственной власти принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, орган местного самоуправления, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, совершил действия не соответствующие требованиям действующего законодательства в нарушение предусмотренной законом процедуры принятия подобного решения, что в соответствии со ст. 255 ГПК РФ, является основанием для удовлетворения требований заявителя о признании действий Управы незаконными. Для восстановления нарушенных прав заявителя, на Управу Центрального района городского округа г. Воронеж должна быть возложена обязанность устранить данное нарушение, путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Заявителями при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в размере 400 руб. (л.д. 6-8).

Таким образом, с Управы в пользу заявителей с учетом размера удовлетворенных требований и положений ст. 333.19 НК РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. 67, 194-198, 249, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Дьяконовой 1ИО, Немцевой 2ИО и Носова 3ИО о признании незаконными действий Управы Центрального района городского округа г. Воронеж об отложении вопроса об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> и о возложении обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной УГА администрации городского округа г. Воронеж от 23 июня 2014 года удовлетворить.

Признать незаконными действия Управы Центрального района городского округа г. Воронеж об отложении вопроса об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес>.

Обязать Управу Центрального района городского округа г. Воронеж утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной УГА администрации городского округа г. Воронеж от 23 июня 2014 года, с закреплением следующих границ:

По фасадной меже – 12,88м;

По левой меже - 12,13+4,67+3,23+9,51м.;

По задней меже- 7,63 м.;

По правой меже- 16,94+0,68+7,5 м.

Взыскать с Управы Центрального района городского округа г. Воронеж в пользу Дьяконовой 1ИО, Немцевой 2ИО и Носова 3ИО судебные расходы в сумме 400 руб. (четыреста рублей).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:      В.Ю. Багрянская

Дело №2-6878/14

Строка №62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.

при секретаре Степанцовой Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Дьяконовой 1ИО, Немцевой 2ИО и Носова 3ИО о признании незаконными действий Управы Центрального района городского округа г. Воронеж об отложении вопроса об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> и о возложении обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной УГА администрации городского округа г. Воронеж от 23 июня 2014 года,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд, указывая, что являются сособственниками жилого дома <адрес>. Принадлежащий им жилой дом расположен на земельном участке, площадь которого в настоящее время, согласно плана границ составляет 284 кв.м. указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, однако, его границы не определены, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Для внесения сведений в кадастр недвижимости о границах земельного участка, заявители начали работы по его межеванию. Письмом УГА от 23 июня 2014 года согласована схема расположения земельного участка с закреплением определенных границ. Для утверждения указанной схемы, заявителями подано соответствующее заявление в Управу Центрального района городского округа г. Воронеж. Письмом от 14 августа 2014 года, заявителям сообщено, что управа откладывает утверждение схемы, представленной заявителями до внесения изменений в Решение Воронежской городской Думы №91 от 16 мая 2007 года. Полагая свои права нарушенными, заявители обратились в суд, просят признать незаконными действия Управы района и обязать утвердить схему расположения земельного участка с определенными качественными характеристиками (л.д.9-15).

В судебном заседании представитель заявителя Дьяконовой 1ИО по доверенности Милютин Е.А. доводы своего доверителя поддержал.

Заявители Дьяконова 1ИО, Немцева 2ИО и Носов 3ИО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.

Управа Центрального района городского округа г. Воронеж о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.56), не направила в суд своего представителя, причины неявки суду не известны.

Заинтересованные лица Андреева 4ИО. и Ясырев 5ИО не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления.

Заинтересованные лица ДИЗО Воронежской области, Хатуаев 6ИО Струкова 7ИО, Карпова 8ИО Хатуаев 9ИО в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. ДИЗО Воронежской области представлены письменные пояснения по делу (л.д. 62-64).

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении данной категории дел по существу, суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 п. 25).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ст. 249 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявители являются собственниками дома <адрес> (л.д.17-26). Домовладение, находящиеся в собственности заявителей, расположено на земельном участке площадью 284 кв.м. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 22 ноября 2005 года (л.д.27). При постановке на кадастровый учет границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены не были. В целях уточнения границ и площади земельного участка, заявителями проведены работы по межеванию, согласована схема расположения земельного участка (л.д.30-31).

Управа района городского округа (далее - управа района) является территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым постановлением администрации городского округа (ст. 49 Постановления Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I (ред. от 27.03.2013) "Об Уставе городского округа город Воронеж").

В силу п. 3.4.5 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 27.11.2012 N 1018 (ред. от 16.05.2014) "Об утверждении Положения об управе Центрального района городского округа город Воронеж", управа района утверждает в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории:

- для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, огородничества и благоустройства в секторе индивидуальной жилой застройки;

- для проектирования и строительства индивидуальных жилых домов до трех этажей включительно, предназначенных для проживания одной семьи, многоквартирных блокированных домов с количеством квартир не более двух, объектов хозяйственного назначения, отдельно стоящих индивидуальных гаражей для индивидуальных легковых автомобилей в секторе индивидуальной жилой застройки, а также схемы расположения земельных участков, фактически занимаемых указанными выше объектами, а также индивидуальными жилыми домами до трех этажей включительно, находящимися в общей долевой собственности, с количеством изолированных жилых помещений, имеющих самостоятельный выход на земельный участок, не более четырех при общей площади дома не более 300 кв. м.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Воронежской городской Думы №91-II от 16 мая 2007 года установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства – 0,03 га.

В силу положений части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Из системного толкования приведенных законоположений в их взаимосвязи, следует, что требования о предельных минимальных размерах земельных участков, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, применимы только к случаям предоставления в собственность земельных участков, а также к тем случаям, когда речь идет о постановке на кадастровый учет вновь образуемого или преобразуемого путем выделения или раздела земельного участка.

В данном случае, судом установлено, что постановка на кадастровый учет была осуществлена ранее, но без указания на его конкретные границы. Заявители обращаются за утверждением схемы расположения земельного участка для целей последующего кадастрового учета в связи с уточнением границ и площади земельного участка. Соответственно, минимальные нормы предоставления земельных участков, установленные Решением Воронежской городской Думы, к этой ситуации не применимы.

Также судом учитывается, что земельный участок, находящийся в пользовании заявителей, граничит с земельными участками и по <адрес>, в отношении которых ранее проведен кадастровый учет, работы по межеванию и сведения об их границах внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми выписками, копии которых имеются в материалах дела (л.д.33-46).

Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый     учет в ноябре 2005 года, после постановки на учет изменение его границ в результате его преобразования не производилось, требования, установленные Решением Воронежской городской Думы от 16 мая 2007 года, на правоотношения возникшие ранее, распространяться не могут.

Одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг, установленным пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) является правомерность их предоставления.

В соответствии со ст. 9 Закона перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

До настоящего времени указанный перечень Воронежской городской Думой не утвержден.

Кроме того, в силу статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры муниципальных услуг. Указанный реестр до настоящего времени также не сформирован и не установлен администрацией городского округа город Воронеж.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления на основании заявления граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Аналогичная обязанность органа местного самоуправления предусмотрена пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.

Таким образом, земельным законодательством закреплена обязанность органа местного самоуправления в случаях, установленных Кодексом, утверждать и выдавать лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании их заявления.

Из изложенного следует, что Управа центрального района городского округа г. Воронеж, как орган, которому делегированы полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, обязано принять подобное решение. При этом, учитывая требования Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава городского округа г. Воронеж, Управе района не предоставлено право откладывать утверждение представленной схемы на неопределенный срок.

На основании поданного заявления и подготовленных органом местного самоуправления документов исполнительным органом государственной власти принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, орган местного самоуправления, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, совершил действия не соответствующие требованиям действующего законодательства в нарушение предусмотренной законом процедуры принятия подобного решения, что в соответствии со ст. 255 ГПК РФ, является основанием для удовлетворения требований заявителя о признании действий Управы незаконными. Для восстановления нарушенных прав заявителя, на Управу Центрального района городского округа г. Воронеж должна быть возложена обязанность устранить данное нарушение, путем утверждения схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Заявителями при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в размере 400 руб. (л.д. 6-8).

Таким образом, с Управы в пользу заявителей с учетом размера удовлетворенных требований и положений ст. 333.19 НК РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. 67, 194-198, 249, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Дьяконовой 1ИО, Немцевой 2ИО и Носова 3ИО о признании незаконными действий Управы Центрального района городского округа г. Воронеж об отложении вопроса об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> и о возложении обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной УГА администрации городского округа г. Воронеж от 23 июня 2014 года удовлетворить.

Признать незаконными действия Управы Центрального района городского округа г. Воронеж об отложении вопроса об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес>.

Обязать Управу Центрального района городского округа г. Воронеж утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка по <адрес> площадью 284 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованной УГА администрации городского округа г. Воронеж от 23 июня 2014 года, с закреплением следующих границ:

По фасадной меже – 12,88м;

По левой меже - 12,13+4,67+3,23+9,51м.;

По задней меже- 7,63 м.;

По правой меже- 16,94+0,68+7,5 м.

Взыскать с Управы Центрального района городского округа г. Воронеж в пользу Дьяконовой 1ИО, Немцевой 2ИО и Носова 3ИО судебные расходы в сумме 400 руб. (четыреста рублей).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:      В.Ю. Багрянская

1версия для печати

2-6878/2014 ~ М-5976/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Немцева Наталья Сергеевна
Дьяконова Надежда Митрофановна
Носов Сергей Сергеевич
Другие
Ясырев Юрий Васильевич
ДИЗО В.о.
Карпова Анастасия Сергеевна
Струкова Лариса Егоровна
Управа Центрального района ГО г. Воронеж
Хатуаев Владимир Умарович
Андреева Евгения Ивановна
Хатуаев Мурат Тохтарович
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
06.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2014Передача материалов судье
10.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2014Судебное заседание
14.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2014Дело оформлено
31.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее