Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4408/2017 ~ М-4083/2017 от 06.06.2017

№2-4408/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2017 г.                                                                 г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Климчук Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибовской С. М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете размера пенсии,

установил:

Исковые требования мотивированы тем, что истица по достижении пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии без учета норм договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком были сделаны необходимые запросы в отношении стажа и заработной платы истицы. В результате истице была назначена пенсия ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. С размером установленной пенсии истица не согласна, с учетом неоднократного уточнения требований просила обязать ответчика произвести перерасчет размера исчисляемой истице пенсии с учетом положений действующего Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников стран СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ; включить в перерасчет (начисление пенсии) периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом названого Соглашения.

В судебном заседании истица и ее представитель Воробьев А.Г., действующий по доверенности, требования поддержали, уточнив, что просят обязать ответчика учесть в ее страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (поскольку в трудовой книжке неправильно указана дата вынесения приказа об увольнении) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также указали, что истица имеет гражданство Российской Федерации и вправе претендовать на назначение пенсии по нормам Российского законодательства, дата начала истребуемого периода обусловлена датой Соглашения, дата окончания – до начала действия законодательства, определяющего основания для учета страхового стажа (уплата страховых взносов в Пенсионный фонд).

Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что для учета спорных периодов необходимо подтверждение уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также указала, что при учете спорных периодов у истицы возникает право на перерасчет пенсии.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, подтверждено трудовой книжкой и иными материалами дела, что истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, с 2003 года прибыла из Республики Беларусь и проживает в г.Петрозаводске Республики Карелия. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 23.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению о назначении пенсии истицей представлено заявление с просьбой назначить ей пенсию по старости без применения норм Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 в соответствии с п.2 ст.23 Договора.

Также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истице назначена досрочная страховая пенсия без учета трудового стажа и заработка в Республике Беларусь за период с ДД.ММ.ГГГГ (8 декабря 1991 г. Россией, Белоруссией и Украиной подписан Договор о создании СНГ) по ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.

В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Между тем, 29 марта 2007 г. вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее – Договор), который стал регулировать вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств. При этом, п.2 ст.23 Договора установлено, что по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Как установлено, истица определила для себя порядок назначения ей пенсионного обеспечения, указав на него в заявлении ответчику, в связи с чем она вправе претендовать на назначение ей пенсии согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, поскольку выбор истицы в силу Договора является окончательным и пересмотру не подлежит, ее требование о применении в отношении ее пенсионного обеспечения Соглашения от 13 марта 1992 г. ни при назначении, ни при перерасчете пенсии не может быть удовлетворено. Однако, в данном случае нарушения прав истицы не усматривается, поскольку и в силу обозначенного не утратившего силу Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (ст.6).

В соответствии с п.3 Временного порядка реализации отдельных статей Договора (утв. Правлением Пенсионного фонда РФ №2 и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №06-01/3394п от 27 июля 2007 г.) компетентный орган (организация) Стороны, гражданином которой является заявитель, на основании представленных заявления о назначении пенсии и документов определяет право на пенсию и исчисляет ее размер в соответствии с законодательством этой Стороны.

Кроме того, в силу п.10 Соглашения от 15.03.2011 «О применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года» установлено, что Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, гражданином государства которой является застрахованный, на основании его заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для назначения пенсии, рассматривает вопрос о назначении пенсии в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны. При необходимости для решения этого вопроса указанный орган (организация) запрашивает недостающие документы.

В силу изложенного, при назначении истице досрочной страховой пенсии подлежал применению Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ), на основании указанного закона истице была назначена досрочная страховая пенсия.

Однако, в силу названых норм, суд полагает необоснованным отказ ответчика в учете истице в страховой стаж спорных периодов работы.

В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как следует из ч.2 ст.11 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Сторона ответчика ссылается на то, что для учета спорных периодов необходимо подтверждение уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Между тем, поскольку пенсия истицы назначена по нормам Федерального закона №400-ФЗ без каких-либо исключений, также подлежат применению его ч.8 ст.13 и ч.1 ст.14, согласно которым при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Спорные периоды работы истицы подтверждаются трудовой книжкой, а также иными документами, выданными компетентными органами Республики Беларусь. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу ст.89 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №340-1) вобщий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе, работа за границей), иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.

Таким образом, в силу положений Федерального закона №340-1 подтверждение стажа работы на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета не являлось обязательным.

Кроме того, согласно письму Пенсионного фонда РФ (ПФР) от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении новых заявлений о назначении пенсии в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации рассматриваемой категории граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках соглашений по определенной специальности,… в определенных условиях труда и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий был отменен, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.

Указанное, по мнению суда, свидетельствует о том, что в любом случае период работы в государствах-участниках соглашений учитывается в страховой стаж на общих основаниях.

Также в обозначенном письме отражено, что при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации в связи с работой граждан в государствах-участниках соглашений, то периоды такой работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, … при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.

Данная позиция выражена в отношении особых условий труда, соответственно, тем более применима и к обычным условиям труда для установления страхового стажа.

Стороной истца представлены справки компетентного органа Управления по труду, занятости и социальной защиты Севтлогорского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ о трудовом стаже и от ДД.ММ.ГГГГ по проверке обоснованности выдачи справки о заработке, согласно которым трудовой стаж истицы определен, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также указано, что общий период страхового (трудового) стажа для назначения пенсии в связи с законодательством Договаривающейся Стороны компетентного органа (организации), выдавшего данную справку, составляет 11 лет 7 месяцев 10 дней. Согласно статье 51 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» №1569-XII от 17.04.1992.

В силу изложенного, спорные периоды работы истицы подлежат учету в страховой стаж.

Также подлежит удовлетворению требование истицы о произведении ей перерасчета страховой пенсии с даты ее назначения с учетом ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре судебной практики от 27.09.2006 год за 2-ой квартал 2006 года.

Как установлено, при назначении пенсии представленные истицей трудовая книжка и справки Управления по труду, занятости и социальной защиты ответчиком не были приняты для учета спорных периодов, в связи с чем истица вынуждена была обратиться в суд.

Таким образом, принимая во внимание вытекающий из Конституции РФ принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав, с учетом того, что при назначении пенсии у истицы имелось право на соответствующий учет спорных периодов работы, ответчик указал на то, что с их учетом у истицы возникнет право на перерасчет, суд полагает, что имеются основания для перерасчета истице пенсии с даты ее назначения - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Грибовской С. М. в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом данного периода с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Грибовской С. М. государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца.

Судья Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 21.07.2017.

2-4408/2017 ~ М-4083/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Грибовская София Михайловна
Ответчики
ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное)
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
06.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2017Передача материалов судье
06.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2017Судебное заседание
05.07.2017Судебное заседание
18.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2017Дело оформлено
18.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее