№ 2-4317/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранок Л.Н. к администрации Петрозаводского городского округа о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Баранок Л.Н. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что истец является наследником первой очереди по закону (<данные изъяты>) <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, приняла наследство после смерти <данные изъяты> в установленном законом порядке. В состав наследственного имущества не включен жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, поскольку наследодатель при жизни право собственности на указанный дом в установленном законом порядке не зарегистрировал. Данный жилой дом расположен на земельном участке, который ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен наследодателю в аренду для индивидуального дачного строительства на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит включить спорный дом в наследственное имущество, оставшееся после смерти <данные изъяты>, признать за истцом право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, в юго-восточной части кадастрового квартала №.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании иск поддержал.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что иск администрация Петрозаводского городского округа не признает.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, наследственное дело, приходит к следующим выводам.
Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 8 постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер <данные изъяты>, после его смерти открылось наследство, в состав которого входит доля в праве собственности на квартиру, денежные средства и права и обязанности по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Наследником первой очереди по закону <данные изъяты> является <данные изъяты> Баранок Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ, которая приняла наследство после смерти <данные изъяты> в установленном законом порядке.
Кроме того, суд установил, что в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> построил здание (жилой дом, индивидуальный жилой дом) на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом инв. №, расположенный по адресу: <адрес>, был оформлен технический паспорт, в котором в качестве владельца указан <данные изъяты>, в паспорте имеется отметка о том, что дом является самовольным строением.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> был предоставлен в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> для индивидуального дачного строительства (эксплуатации существующих строений).
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> для индивидуального дачного строительства (эксплуатации существующих строений).
В отношении земельного участка были проведены кадастровые работы, в результате площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом инв. № по адресу: <адрес> как ранее учтенный был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №.
Уведомлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – здании, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. инв. №.
Также суд установил, что в соответствии со ст. 63 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (утверждены решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №) вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне особо охраняемых природных территорий (Ро), размещение индивидуальных жилых домов для указанной зоны не предусмотрено.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, наследственным делом.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Согласно п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со взаимосвязанными положениями пп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст.41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», предусмотрено, что если самовольная постройка была осуществлена наследодателем на принадлежащем ему на праве собственности, пожизненного наследуемого владения земельном участке, наследник, к которому перешло соответствующее вещное право на этот земельный участок, при признании за ним права собственности на самовольную постройку возмещает иным наследникам по закону и по завещанию, содержащему распоряжения в отношении остального имущества (помимо земельного участка) без указания конкретных объектов, стоимость постройки исходя из причитающейся им доли наследства.
Также при постановлении решения суд принимает во внимание разъяснения, изложенные в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Таким образом, из системного толкования изложенных норм права следует, что право собственности наследника на самовольно возведенную постройку может быть признано судом только в случае, если земельный участок, на котором возведена данная постройка, принадлежал наследодателю на праве собственности или пожизненного наследуемого владения. При этом жилые здания возведены в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный жилой дом является самовольной постройкой, расположен на принадлежавшем наследодателю на праве аренды земельном участке, который был предоставлен для индивидуального дачного строительства. Жилой дом построен без получения необходимых разрешений, в настоящее время дом расположен в зоне особо охраняемых природных территории, на котором расположение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Баранок Л.Н.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Баранок Л.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья: И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019.